Конспект урока математики по теме Пирамида (УМК Перспектива, 2 класс)

Конспект урока – путешествия по математике
для учащихся 2б класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, изд. Просвещение 2012 год (УМК Перспектива).
Тема урока: Пирамида.

Цель урока: Формирование представления об объёмной фигуре – пирамида.

Задачи, направленные на формирование предметных умений:
Формировать умение узнавать пирамиду по её особенным признакам.
Формировать умение различать вид пирамиды по её основанию.
Совершенствовать умения умножать и делить числа в пределах 20.
Конструировать модели пирамиды с помощью готовых развёрток.

Задачи, направленные на формирование метапредметных умений:
Формировать умение работать по алгоритму.
Формировать умения наблюдать, обобщать, делать выводы.
Формировать оценку и самооценку учащихся.

Задачи, направленные на воспитание личностных качеств:
Развивать навыки сотрудничества при работе в группе.
Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: проектор, экран, презентация к уроку, карточки «спасательный круг» для каждого ученика, учебник математики 2 класс (автор Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.), листы с заданиями, рабочие тетради, модели различных пирамид, модель египетской пирамиды, правила работы в группе.

Ход урока:

Этапы урока. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Ответы на вопросы.

I. Организационный момент.
(1 минута)
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное морское путешествие, ведь только отправившись в далёкий путь, можно проверить свои знания, умения, насколько мы дружные, находчивые, смелые. Вы готовы отправиться в путь?
- Скажите, с какой целью человек отправляется в путешествие?

- Своё путешествие мы совершим на уроке математики, какие цели перед собой поставим?

- Вы знаете, что на каждом корабле есть спасательный круг. Наш корабль не исключение. А ещё сегодня у каждого из вас на столе есть карточка со значком «спасательный круг». Давайте договоримся, что если в пути у вас возникнут трудности, вы посигналите, подняв «спасательный круг». Я и ваши одноклассники сразу же придут на помощь.



(Слайд 1)






-Да!
- Чтобы узнать что-то новое.
- Чтобы отдохнуть. Чтобы посмотреть мир.

- Проверим свои знания в пути. Узнаем что-то новое. Совершим открытие!

(слайд 2)




Ребята находят на парте карточки, рассматривают, соглашаются с условием.

II. Закрепление изученного материала. (15 минут)

1. Устный счёт.
- Мы с вами на палубе, а подводный мир живёт своей разнообразной жизнью. Посмотрите, какие необычные подводные жители. Давайте разгадаем их тайну.
- Вспомните, какие примеры в таблице умножения имеют такие ответы: 24, 18, 36, 27, 54,16?



- Наконец-то показалась земля, чтобы подплыть к берегу, необходимо выполнить вычисления.
18 – 16 х 7 – 8 х 5 – 10 : 4 х 3 -7 +5 =










2. Самостоятельная работа.
- Это остров Робинзона, героя произведения Даниэля Дефо.
Когда-то Робинзон попал на необитаемый остров и благодаря своей находчивости, знанию секретов природы, он смог выжить на этом острове. Сегодня Робинзон хочет посмотреть, а как подготовлены вы.
- Перед тем, как выполнить задание, прошу открыть рабочие тетради, записать число, «Классная работа».
- Прошу вас самостоятельно выполнить задание №5 (1,2 столбик) на странице 81 учебника.

3. Проверка самостоятельной работы.
- Возьмите простой карандаш, проверим, что у вас получилось.


- Кто нашёл ошибку?

- А теперь расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте, как называется остров, на который мы отправимся далее.

4. Решение задачи.
- На этом острове живут обезьяны, которые, как известно, очень любят бананы. Давайте решим задачу про бананы и обезьян.
Каждая обезьяна съедает
в день по 8 бананов.
Сколько надо бананов,
чтобы накормить 3 обезьян?

1. Прочитайте задачу про себя.
2. Прочитаем задачу вслух.
3. Кто может решить задачу самостоятельно? Приступайте.
4. Что известно по условию задачи? Составим краткую запись.
- Что надо узнать?
1 об. – 8б.
3 об. - ?

4. Те, кто может решить задачу теперь, приступайте.
5. Кому нужна помощь, поднимите «спасательный круг».
6. Проверка задачи
- Посмотрите на слайд, сверьте своё решение.
- Кто решил задачу правильно?






- В кружках ответы таблицы умножения.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415(слайд 3)


(слайд 4)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Ребята выполняют арифметические действия. Выполнив все действия, корабль «подплывает» к острову (эффект анимации).

(слайд 5) 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ребята самостоятельно решают примеры, записывая в тетрадь.

(слайд 6)





- Ребята «по цепочке» называют ответы примеров, на слайде появляется правильный ответ. В тетради рядом с ответом дети ставят «плюс» или «минус».
4 ученика нашли ошибки при проверке.



- остров Обезьян.


(слайд 7)


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Знакомство с текстом задачи.
Один ученик читает задачу вслух.
Треть учеников подняли руку и приступили к выполнению задания.







Один ученик требует помощи.



Все ученики справились с решение задачи.

III. Изучение нового материала. (25 минут)
- Мы проплываем у берегов древнего государства, которое называется Египет.
- Давайте заглянем в эту страну. Она славится своими пирамидами в городе Гиза. Еги
·петские пирами
·ды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» греческое, означает многогранник. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.
- У меня в руках модель египетской
пирамиды.





- Давайте её рассмотрим. Мы уже знаем названия некоторых частей объёмных фигур. Предположите, как могут называться части пирамиды?

- Совершенно верно, но у пирамиды есть ещё одна часть, которая называется – основание. (Все части пирамиды появляются на слайде, карточки с основными элементами пирамиды вывешиваются на доске)

1. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, ребята, все ли пирамиды одинаковые?
- А по форме они отличаются друг от друга?
2. Практическая работа, с целью решения проблемы.
- Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит стать учёными-исследователями и провести самое настоящее исследование. Работать вы будете в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Каждая группа получает модель пирамиды. Внимательно рассмотрите пирамиду, заполните лист наблюдений, сделайте выводы. Поможет вам алгоритм работы.



















3. Результаты практической работы.

- Я прошу группы представить свои результаты. Решите, кто из вас озвучит итоги работы.
Каждая группа зачитывает вывод.













4. Общий вывод.
- Давайте попробуем обобщить ваши результаты. Сделаем общий вывод с опорой на слайд.
Вывод 1: Чтобы узнать, как называется пирамида, надо определить, какая фигура в основании.
Вывод 2: Сколько углов в основании, столько и граней у пирамиды.
- Ребята, теперь вы можете ответить на мой вопрос «Все ли пирамиды одинаковые?»

(слайд 8)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

(слайд 9)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415














- грань, ребро, вершина.

(слайд 10)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- Бывают большие и маленькие.

- Нет. Да.

Ребята увлечённо работают в группах, несколько раз поднимается «спасательный круг». Одна группа долго не могла организовать свою работу, поэтому ей не хватило времени самостоятельно закончить исследование.

(слайд 9)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415













Группа № 1. У нашей пирамиды в основании треугольник. Она имеет 3 грани. Мы думаем, что она называется «треугольной»
Группа № 2. У нашей пирамиды в основании пятиугольник, она имеет 5 граней, мы думаем, что называется она «пятиугольная».
Группа № 3. У нашей пирамиды в основании квадрат, 4 грани, мы написали, что она называется «квадратной», сейчас думаем, что «четырёхугольная»
Группа № 4. У нашей пирамиды в основании шестиугольник. Она имеет 6 граней. Называется «шестиугольная»
Группа №5. У нашей пирамиды в основании треугольник, 3 грани. Мы назвали её «треугольная».




- Пирамиды бывают разные: треугольные, четырёхугольные, пятиугольные Это зависит от того, какая фигура лежит в основании пирамиды. Сколько углов у основания, столько у пирамиды граней.


IV. Закрепление изученного.
(2 минуты)
- Откройте учебник на странице 84 № 8
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Рассмотрите объёмные фигуры, под каким номером пирамиды?
- А какие это пирамиды?
Обоснуйте свой ответ.











- Под номером 2 и 6.
- Под номером 2 – треугольная пирамида, в основании – треугольник.
- Под номером 6 – четырёхугольная пирамида, т.к. в основании – четырёхугольник.
Ребята обосновывают свой ответ с помощью учителя.

V. Итог урока: (2 минуты)
- Пришло время возвращаться назад. Закроем глаза и сосчитаем до трёх. Вот мы с вами вновь в нашем классе. Давайте подведём итоги нашего путешествия. Поможет нам вот эта фигура (макет пирамиды поделён на 3 горизонтальные части: повторил, узнал и многоточие у вершины).
- Я рада, что вы узнаёте эту фигуру. Рассмотрите пирамиду, что вы видите?
- Что же мы сегодня повторили?


- Что нового узнали?



- От чего это зависит?


- А что же значит третья часть на моей пирамиде, почему «многоточие»?
- Совершенно верно, чтобы достичь вершины, нам предстоит сделать ещё много открытий.
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы любознательные, наблюдательные. Я думаю, что это не последнее наше путешествие и не последнее открытие.

Домашнее задание.
- Дома я предлагаю вам сконструировать пирамиды по их развёрткам и определить, что же это за пирамида. Развёртки вы найдёте в Приложении нашего учебника.
Урок закончен.





- Это пирамида!



- Я вижу 3 части: повторил – узнал – и многоточие.
- Мы повторили таблицу умножения. Решали примеры и задачи.
- Познакомились с пирамидами. Узнали, что они бывают разными: треугольными, четырехугольными.
- От основания. Если в основании треугольник, то пирамида треугольная.
- Мы ещё многое узнаем про пирамиду.















- Спасибо за урок.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

1. Внимательно рассмотри пирамиду. Найди основание.
2. Какая фигура в основании пирамиды?_________
3. Сколько у пирамиды граней?______________
4. Как вы думаете, как будет называться такая пирамида? Выберите из справочника название вашей пирамиды______________
Справочник: треугольная, четырёхугольная, пятиугольная, шестиугольная.
5. Сделайте вывод:
Вывод: У нашей пирамиды в основании (какая фигура?) _______, пирамида имеет (сколько граней?) _____граней, поэтому называется -________________.




Root Entry