Факультативное занятие для 9 класса коррекционной школы VIII вида Наши права

Факультативное занятие по «Социально-правовому ориентированию»
с учащимися 9 класса школы VIII вида.
Тема: «Наши права».

Краткий план занятия:

I.Организационный момент: День недели?
Какое занятие?
Название?
Что изучаем?

II. Повторение: Устав


Права Обязанности

Повторить в тетради
Карточки
На доске

III.Новая тема: НАШИ ПРАВА

В какой стране мы живём?

Свои законы

Россия - член ООН


На доске - ООН
КОПР (Доска)
Цель: в 1989 г. ООН ст.6 - жизнь
благополучие подписан ст.7 – имя (ЗАДАНИЕ)
всех стран и документ КОПР(54ст.) ст.8 - индивидуальность
народов ст.28 – образование (ПОВТОРИТЬ
ЗАКОН)
IV.ФИЗМИНУТКА- снять усталость


V.Закрепление новой темы: отрывки из мультфильмов: Бременские музыканты
Рыжий
Буратино
Шрек

ГДЕ ЭТИ ПРАВА ЗАПИСАНЫ? - остальные прочитать самостоятельно

VI.Коррекционная работа: Из слова «Обязанности» составляют слова.

VII.Итог: КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ И ОТВЕТАМИ «+»,«-», ПРОВЕРИТЬ!
На следующих занятиях мы продолжим изучать тему «Наши права»,
Занятие окончено!

Описание занятия

9 класс
40 минут

Цель: формирование у учащихся с отклонениями в развитии элементов правовой культуры
Задачи:
Познакомить детей с новым нормативно-правовым документом «Конвенция о правах ребёнка»;
Способствовать расширению представлений по обсуждаемой теме, активизировать познавательную деятельность, формировать речевую активность, развивать память, мышление, внимание.
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Проверка наличие памяток, ручек

Повторение пройденного
- Ребята давайте повторим, как называется наше факультативное занятие?

- СПО - социально- правовая ориентировка (на доске)


- Что мы изучаем на них?
- Права и обязанности
(на доске понятия «права», «обязанности»)


- Правильно! Мы с вами уже изучили ваши права и обязанности на примере Устава нашей школы (это основной школьный документ, в котором освещены права и обязанности учащихся), откройте ваши памятки и повторите, пожалуйста, их;
- Повторяют





- Сейчас я раздам вам карточки, а вы должны отделить «права» и «обязанности»
- Работают самостоятельно



- Давайте проверим! Сначала проверим, какие права вы имеете:
- бесплатное образование
- участие в жизни и деятельности школы
-охрана жизни и здоровья (на доску)
А теперь, вспомним ваши обязанности:
- добросовестно учиться
- бережно относиться к школьному имуществу
- выполнять правила поведения и правила внутреннего распорядка школы (на доску)
-Молодцы! Продолжим
- Учащиеся вслух озвучивают ответы и прикрепляют их на доску


Объяснение новой темы
- Мы изучили с вами какие права и обязанности вы имеете по Уставу нашей школы.
Но так как вы являетесь не только учениками нашей школы, но и гражданами нашей страны, то должны знать, что в нашей стране и в мире существует ряд законов, которые также определяют права и обязанности граждан.
Сегодня мы познакомимся с документом, который защищает детей – это Конвенция о правах ребёнка (на доске как тема урока), которая была подписана в 1989 году ООН (на доске - словарное слово). Запишем в памятки: ООН – организацией объединённых наций.
Это самая главная в мире организация, уникальное международное сообщество, имеющее целью способствовать поддержанию и укреплению мира, экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов.
В Совет Безопасности входит 15 членов Совета. Среди них - пять постоянных: США, Россия, Англия, Франция, Китай.ООН провозгласило, что дети имеют право не особую заботу и защиту.В Конвенции о правах ребёнка сказано, о правах ребёнка независимо от его цвета кожи, веры исповедания, социального статуса. Конвенция содержит 54 статьи, в которых говориться о защите и гармоничном развитии ребёнка.
- Слушают



































Я остановлюсь лишь на нескольких статьях - №, 6, 7,8, 16, 28, 29
- Дети знакомятся со статьями


Статья № 6 – каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь и неприкосновенность. Прочитайте её – (на доске)
Статья № 8 – каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Прочитайте её – (на доске)
В Статье № 16 говориться, что ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища. Незаконного посягательства на его честь и репутацию. Прочитайте её вслух - (на доске)
Статьи № 28-29 - в которой, говориться о том, что каждый ребёнок имеет право на образование. Прочитайте её вслух - (на доске)



Физ. Минутка
«Сбрось усталость»
А сейчас перед просмотром видеосюжетов я предлагаю вам немного отдохнуть.
Встаньте около своих парт и всю скопившуюся за день усталость мысленно стряхните. Давайте поднимем через стороны руки вверх на вдохе, а на выдохе опускаем руки вниз.
- Повторяют за педагогом

Закрепление новой темы
А теперь садимся на свои места и смотрим отрывки из мультфильмов. Дети очень любят смотреть мультфильмы, вот и
представьте, что персонажи мультфильмов – это дети.
Ваша задача после просмотра ответить на мой вопрос.
1-ый отрывок из мультфильма «Бременские музыканты», а вопрос такой:
Какое право было нарушено в отношении короля? (Ст.6- право на жизнь и неприкосновенность)
2-ой отрывок из мультфильма
« Рыжий, рыжий канапатый»,
вопрос: какое право сохраняется за ребёнком с момента его рождения?
(Статья № 8 – каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи)
3-ий отрывок из мультфильма
«Буратино», вопрос такой: Каким правом воспользовался Буратино? (Ст.28-29 – каждый ребёнок имеет право на образование)
Напоминаю, что на территории нашего государства принят закон «Об образовании», который гласит, что все дети обязаны получить образование.
Мы с вами о нём уже говорили на предыдущих занятиях.
4-ый отрывок из мультфильма
«Шрек», вопрос такой: Какое право Шрека было нарушено?
(Ст. № 16 – ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища. Незаконного посягательства на его честь и репутацию.)

- Дети смотрят сюжеты и отвечают на вопросы






















































































Итак, мы с вами познакомились, лишь с малой частью тех прав, которые прописаны в «Конвенции о правах ребёнка», с остальными мы познакомимся на следующих уроках факультатива.
А сейчас, я предлагаю вспомнить о том задании, которое вы получили на предыдущем факультативе (Рассказать о своём имени).
В вашем классе очень много красивых имён, расскажите коротко о них.
В «Конвенции о правах ребёнка» говориться, что каждый ребёнок с момента рождения имеет право на имя (ст.№7)- прочитайте её, пожалуйста.

Рассказывают о своих именах


Итак, давайте повторим, какой документ мы сегодня начали изучать?
Какие статьи мы рассмотрели?
Могут ли они нам пригодиться в жизни?
А сейчас я раздам вам тесты, вы должны будете выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:
1.Самая главная в мире организация:
А) школа
Б) Государство
В) ООН
2.В каком документе сказано о правах детей:
А) учебник по обществознанию
Б) Конвенция о правах ребёнка
В) классный журнал
3. Каким правом обладает каждый ребёнок с момента рождения:
А) правом на вождение автомобиля
Б) правом на жизнь, на имя
В) правом на имущество
4. Какой закон гласит о необходимости обучения в школе:
А) закон «Об образовании»
Б) Закон притяжения
В) Закон «Об уголовной ответственности»
5. Права освобождают от обязанностей?
А) да
Б) нет
В) по-необходимости
А теперь посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы.
За каждый правильный вопрос поставьте себе по одному баллу.
Посчитайте баллы.
Кто набрал 5 баллов?
А у кого 4?
Молодцы!
Самопроверка

Коррекционная задача
В «Конвенции о правах ребёнка» сказано, что каждый ребёнок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом, в котором он живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других детей.
Мы сегодня уже повторили обязанности, которые вы должны выполнять в школе, а сейчас.
А сейчас, вам предстоит из слова «Обязанности» составить максимальное количество новых слов, за одну минуту!
Преступайте!
Дети составляют слова, развивая тем самым воображение, внимание, память, сообразительность

Итог занятия
Проверим, у кого получилось больше всех слов! Есть слова, которые связаны с термином «Обязанность»?
Какие? (Ответ: обязан, знать)
Конечно, ведь каждый человек обязан не только знать свои права и обязанности, но и уметь ими пользоваться!
Вот об этом мы более подробно поговорим на наших следующих занятиях!
На этом наше занятие окончено, всем спасибо!
Рефлексия























Заголовок 1Eђ Заголовок 2Eђ Заголовок 3Eђ Заголовок 415