Рабочая программа кружка Разговор о правильном питании


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
для 2-А , 2-В, 2-Г классов
спортивно-оздоровительного направления
Новиковой Анастасии Дмитриевны

2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать как родителей, так и учителей начальных классов.
Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье. И когда дети переступают порог школьного учреждения, мы, педагоги, обнаруживаем, что наши ученики отдают предпочтение продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора. Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно.
Программа «Разговор о правильном питании» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Необходимо сделать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий. Основная работа по комплекту проводится на внеурочных занятиях.
Вся работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование
Объединены тему уроков №33 и №34 (Подведение итогов. Творческий отчёт «Реклама овощей») в связи с тем, что 23.02 праздничный день.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цели и задачи курса
Формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Образовательные задачи:
Развития представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье.
Расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.
Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Воспитательные задачи:
Развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой  и историей народа.
Развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развивающие задачи:
Развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности.
Развитие самостоятельности, самоконтроля.
Развитие коммуникативности.
Развитие творческих способностей.
Развитие мотивации  к овладению навыками базисных образовательных программ: литературы, ИЗО.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Программа кружка «Разговор о правильном питании» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа адресована учащимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2015-2016 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №20, в 2 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов занятости в год.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по организации внеурочной деятельности.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий, возраст детей.
Программа рассчитана на 1 год обучения в кружке во внеурочное время. Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю. Возраст учащихся 8-9 лет.
Занятия проводятся в форме беседы, практической работы с элементами теории, дискуссий, экскурсий, деловых игр, игровых занятий.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие познавательных интересов.
Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Развитие самосознания младшего школьника как личности.
Уважение к себе.
Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
Иметь и выражать свою точку зрения.
Целеустремлённость.
Настойчивость в достижении цели.
Готовность к преодолению трудностей.
Способность критично оценивать свои действия и поступки.
Коммуникабельность
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
Выделять существенные признаки предметов
Сравнивать между собой предметы, явления
Обобщать, делать несложные выводы
Определять последовательность действий
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание  программы, а также используемые форм и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.
Данная система занятий   проявила активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний , навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий.
Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема Кол-во часов Дата
1 Вводное занятие. Повторение правил питания 1 1.09
2 Путешествие по улице правильного питания 1 8.09
3 Время есть булочки1 15.09
4 Оформление плаката молоко и молочные продукты 1 22.09
5 Конкурс, викторина знатоки молока 1 29.09
6 Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости» 1 6.10
7 Пора ужинать 1 13.10
8 Практическая работа как приготовить бутерброды 1 20.10
9 Составление меню для ужина 1 3.11
10 Значение витаминов в жизни человека 1 10.11
11 Как правильно накрывать стол 1 17.11
12 Морепродукты 1 24.11
13 Отгадай мелодию 1 1.12
14 «На вкус и цвет товарища нет» 1 8.12
15 Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» 1 15.12
16 Как утолить жажду 1 22.12
17 Игра «Посещение музея воды» 1 12.01
18 Праздник чая 1 19.01
19 Что надо есть, что бы стать сильнее 1 26.01
20 Практическая работа « Меню спортсмена» 1 2.02
21 Практическая работа «Мой день» 1 9.02
22 Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты 1 16.02
23 Практическая работа «Изготовление витаминного салата» 1 1.03
24 КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные
продукты» 1 15.03
25 Оформление плаката «Витаминная страна» 1 22.03
26 Посадка лука 1 5.04
27 Каждому овощу свое время 1 12.04
28 Инсценирование сказки вершки и корешки 1 19.04
29 Конкурс «Овощной ресторан» 1 26.04
30 Изготовление книжки «Витаминная азбука» 1 3.05
31 Проект 1 10.05
32 1 17.05
33 Подведение итогов. Творческий отчёт «Реклама овощей» 1 24.05
34 1 Всего 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Содержание Теория Практика
1. Вводное занятие Повторение правил питания Ролевые игры
2. Путешествие по улице «правильного питания». Знакомство с вариантами полдника Игра, викторины
3. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов Работа в тетрадях, составление меню. Конкурс-викторина
4. Продукты для ужина. Беседа «Пора ужинать»Ужин, как обязательный компонент питания Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать».Ролевые игры
5. Витамины. Беседа «Где найти витамины в разные времена года». Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры.
6. Вкусовые качества продуктов. Беседа «На вкус и цвет товарища нет». Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры 
7. Значение жидкости в организме. Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки»
8. Разнообразное питание. Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры.
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. Беседа «О пользе витаминных продуктов».Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры.
10. Проведение праздника «Витаминная страна».   Конкурсы, ролевые игры.
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт».    
12. Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение конкурсов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Учебная деятельность
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:
- гигиена питания,
- режим питания,
- рацион питания,
- культура питания,
- разнообразие питания,
- этикет,
- традиции и культура питания.
Для занятий используются рабочие тетради «Разговор о правильном питании».
Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
Воспитывающая деятельность
Работа в кружке даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и
для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.
Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.
В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Развивающая деятельность
Работа по «Программе разговор о правильном питании» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебный кабинет на 20 посадочных мест оснащён:
компьютером,
мультимедийным проектором,
экраном,
аудиомагнитофоном.
ЛИТЕРАТУРА
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании» методическое пособие - М: «Нестле», «Олма – пресс инвест», 2008
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании» рабочая тетрадь - М: «Нестле», «Олма – пресс инвест», 2008