Конспект урока литературы Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка (6 класс)

Тема: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».
Пословицы и поговорки русского народа.
Цели урока: Обучающие: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.
2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.
3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
Развивающие: 1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;
2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы.
Воспитывающие: 1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.
2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.
Технологии: РКЧП, ТРИЗ, коммуникативная.
I. Организационный момент.
- Приветствие, знакомство, организация правильной посадки по группам, настрой учащихся на дружескую волну.
- Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ.
Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»! (слайд)
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее личико (карточки есть у каждого).
II. Вызов.
- Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать, корень как в слове дословный, суффикс из слова ученица, а окончание, как в слове рука. (пословица).(слайд)
- Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Пословицы и поговорки русского народа. (слайд)
Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса начальной школы. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Личико с улыбкой – верно, без улыбки – неверно. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.
Верно ли что:
Пословица является народной мудростью. (+) (слайд, слайд)
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)(слайд, слайд)
Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)(слайд, слайд)
Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)(слайд, слайд)
В пословице есть ритм и рифма. (+)(слайд, слайд)
Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)(слайд, слайд)
- Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока. (слайд)
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. (слайд) Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. (слайд) Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд  четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. (слайд)
- В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. (На слайде высказывания). «Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, - говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:
Слава русской речи велика,
Год от году все сильней становится,
И острей граненого штыка
Наши поговорки и пословицы! (слайд)
- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?
1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. (слайд)
1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это ... , так как
2. “Семь пятниц на неделе” - это , так как
А) поговорка
Б) пословица
В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.
Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.
Примеры ответов: “Сытое брюхо к учению глухо” – пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.
“Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.
- Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. (слайд)
пословица
поговорка

краткость, меткость, мудрость

поучительность, содержит вывод
ритм, рифма
отношение к чему-либо, без вывода

Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше».
- «В здоровом теле – здоровый дух». Внимание к правильной посадке учащихся.
III. Осмысление содержания.
Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте выразительно пословицы первой группы. (слайд) Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). (слайды)
- «Делу время – потехе час. Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
И садитесь по местам.
- Дыхательная гимнастика.
- Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы: строители, конструкторы, редакторы, художники, народные мудрецы, каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.
Выступления групп с ответами. (слайды)

IV. Рефлексия.
Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд) Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?
- Составление синквейна? (слайд) Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.
У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.
- Чтение синквейнов.
Посмотрите, что получилось у меня. (слайд).
Пословица.
Мудрая, верная.
Учит, обобщает, помогает.
Передается из уст в уста.
Народная мудрость.
Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом,  все шевелящее и задирающее за живое». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица – всем делам помощница». (слайд).
V. Домашнее задание. (слайд).
Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова (см. распечатку задания).
Подберите пять пословиц на тему: счастье, семья, дети (на выбор).
VI. Рефлексия самочувствия на уроке.
- Оценим нашу работу. (слайд)
Выберите личико, которое соответствует вашей работе на уроке, подпишите его и сдайте мне.
Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.
Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.
Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.
Оцените себя честно и принципиально.
- А я оцениваю вашу работу так.
- Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. (слайд)
Я очень вам благодарна за урок. (слайд)