«Поговорка – цветочек, а пословица ягодка» (для учащихся младших классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования 1-го года обучения).

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
муниципального образования города Братска








Конспект воспитательного мероприятия
«Поговорка – цветочек, а пословица ягодка»
(для учащихся младших классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования 1-го года обучения).

(предмет: народное творчество)





Разработал и провел:
педагог дополнительного образования Мурашова И.В.











Братск. 2016.

Цель: развивать интерес к русскому народному творчеству.
Задачи: развивать образное воображение, творческое мышление; раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Оборудование: ТСО (мультимедиа, экран, компьютер).
Раздаточный материал:
- карточки с заданиями;
- бумага, ручка, карандаши, фломастеры.
Подготовка: расставить столыприготовить костюмы для персонажей «Пословица» и «Поговорка»
Ход:
Вступительная беседа:
Педагог: Ребята, давайте вспомним, что такое пословицы и поговорки. Ответы детей.
Пословица – это краткое и мудрое изречение, имеющий поучительный смысл. Народная пословица содержит мораль, выношенную многими поколениями.
Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку.

Обобщение учителя: Пословицы и поговорки очень похожи, а чем отличается пословица от поговорки?
Ответы детей. Пословица выражает законченную мысль, поучает и даёт оценку человеку, его поступкам и событиям.
Педагог: Ребята, как вы думаете, что важнее пословица или поговорка? Ответы детей.
Сюрпризный момент:
Входят двое детей, которые исполняют роли Пословицы и Поговорки.

Пословица: Мы, пословицы, очень важны. Возникли в очень далёкие времена человеческой истории. Тайна происхождения скрыта в нас самих. Пример: «Велика святорусская земля, а везде солнышко» Представьте, ребята, письменности нет, а для этого должны быть какими? Главные черты – это краткость, образность, способность быть примененными к разным случаям жизни. Например: «Бой красен мужеством, а товарищ - дружеством».
«Бранишь, бранишь, да на себя оглянись».
«Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто».
Поговорка: Нас - поговорок - ребята тоже знают. Да, мы не имеем законченного суждения, но это ещё интереснее: читатель сам делает вывод. Поговорки – это краткие суждения, применимые для образной характеристики какого-либо явления. Например: «Надоел, как горькая редька».
Когда и кому говорят?
Педагог: Когда и кому говорят? – «Свалился, как снег на голову»
Какому человеку говорят: «В рубашке родился». Ответы детей.
Учитель: Ребята, рассудите скорее спор, как вы считаете, можно ли выделять кого-то? Пословицы или поговорки? Считать кого-то из них важнее?
Ответы детей.
Вывод: И пословицы и поговорки – это часть истории народа, каждый из жанров очень важен и ценен.
- А теперь мы узнаем, насколько вы знаете пословицы и поговорки.
3. Игра-соревнование. Дети делятся на две команды. Им раздаются карточки с заданиями. Каждой команде по 5 карточек. На выполнение заданий отводится 20 минут. Дети в команде сообщаются, выбирают одного, который будет всё записывать. Ответы даются командные.

Карточка № 1
Вы уже встречались с такими понятиями, как синонимы и антонимы. Вспомните! С это слова, звучащие по-разному, но близкие по значению. Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.
Задание. Даны пословицы, построенные на антонимах. Объясните их смысл.
Мал золотник, да дорог
Из большой тучи малый дождь
После большого веселья слёзы бывают
Мягко стелет, да жестко спать
Корень ученья горек, зато плоды его сладки

Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке.


Карточка № 2.
Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам. Например,
Дело – мастер - Дело мастера боится.
Шило – мешок_____________________________________________
Журавль – синица__________________________________________
Брод – вода________________________________________________
Слово – воробей ___________________________________________
Одежда - ум ______________________________________________
Труд – рыбка______________________________________________
Время – потеха____________________________________________
Язык – дело_______________________________________________


Карточка № 3
К каждой пословице (разных народов) левого столбца назовите русскую пословицу, соответствующую ей по смыслу. Русские пословицы найдите в правом столбце.
Образец: Перо сильнее меча (зарубежная, № 2) Что написано, пером, не вырубишь топором (русская, №7).

1. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Перо сильнее меча.

2. Слово – серебро, молчанье - золото.


3. С богачом о бедности не говорят.

3. Друзья познаются в беде.


4.Друга узнаешь в опасности.
4. Готовь летом сани, а зимой телегу.

5.Если есть дым, есть и огонь
5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

6.За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал.
6.Сто голов, сто умов.

7.Молчаливость лучше – многословия.
7.Что написано пером, не вырубишь топором.

8.Зонт готов при ясной погоде.
8. Из мухи делать слона.

9.Много людей, много и мнений.
9.Сытый голодного не разумеет

10.Не суди о человеке по его внешности.
10.Дыма без огня не бывает.

11.Из иголки делают палку.
11. Плясать под чужую дудку.

12. Плясать под чужую музыку.
12. По одежде встречают, по уму провожают.

Карточка № 4.
Задание: Как характеризуют человека следующие поговорки?
Объясните значение каждой из них. Подберите прилагательные, заменяющие их.
В рубашке родился____________________________________________
Семи пядей во лбу_____________________________________________


Карточка № 5
Игра-инсценировка. Инсценировать пословицу мимикой и жестами так, чтобы остальные догадались, о чем идёт речь.
1-я команда
«Как волка не корми, он все в лес смотрит».
«Цыплят по осени считают»
2-я команда
1.«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
2.«Семеро одного не ждут»



4.Подведение итогов:
Педагог: Занятие подошло к концу. С чем мы сегодня познакомились? Ответы детей. Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга. Что было самым интересным? Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?


5.Награждение победителей.







Список источников информации:
10000 лучших пословиц и поговорок на все случаи жизни/ - сост. Т.В. Скиба. – Ростов н/Д: Владис; М.;РИПОЛ классик,2010.-480 с.







15