Статья «Организация социально – значимой деятельности в моей педагогической практике»

«Организация социально – значимой деятельности в моей педагогической практике»
Стандарты нового поколения акцентируют внимание на «формировании у обучающихся активной деятельностной позиции», а один из девяти видов внеурочной деятельности – социально преобразовательная. Социально значимая деятельность важна как для отдельной личности, так и для общества в целом, так как она обеспечивает:
привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам;
включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем;
формирование социальных компетенций;
Цель выступления – показать эффективные формы организации социально значимой деятельности, выявить их особенности, проследить динамику и познакомить с некоторыми примерами из опыта работы.
Социально значимая деятельность – один из видов внеурочной деятельности, который позволяет формировать у детей такие ценности, как ответственность, доверие, милосердие, доброта, патриотизм, а также
устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
В своей практике выделяю три основные формы организации социально значимой деятельности:
Социально значимое мероприятие
Социально значимое дело
Социально значимый проект
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Социально значимые
мероприятия
Социально значимые
дела
Социально значимые
проекты

Изготовление
кормушек для птиц
Новогодняя сказка;
Проект «Наша
школьная столовая»

Субботники на
территории
школы
Организация
поздравлений
ветеранов с
праздниками
Проект «Ёлочка – зелёная иголочка»

Урок мужества «Герой России Хабибуллин Р.М.»
Письмо защитнику Отечества
Проект «Цветок в подарок»

Социально значимые мероприятия организуются чаще всего в
начальной школе или в классном коллективе, который еще не имеет опыта
участия в социально значимой деятельности. Учащиеся организоваться сами
для решения каких-либо, а тем более, социальных задач еще не могут. В
этом случае роль организатора и генератора идей берет на себя педагог, а дети будут только исполнителями (участниками мероприятия).
Алгоритм проведения социально значимого мероприятия  на примере благотворительной акции «Ходит книжечка по кругу»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Инициатива педагога
Провожу с детьми беседу, что они знают о нашем земляке, погибшем во время исполнения воинской задачи в Сирии. Делю на группы. Чтобы дети нашли нужную информацию. Провожу урок мужества «Герой России Хабибуллин Р.М.»

2.Самоопределение
школьников
Формируется группа учащихся, которым данное предложение стало интересно

3.Планирование
мероприятия педагогом
Определяются
сроки мероприятия, фронт работы

4.Реализация
задуманного под
руководством педагога
Под руководством педагога проходит сбор
информации, выделение существенных фактов, интересной информации.

5.Подведение итогов
Классный руководитель анализирует работу, делает выводы о социальной значимости
мероприятия

.
После серии социально значимых мероприятий, когда дети
справляются с заданиями и начинают предлагать свои идеи можно перейти к другой форме организации деятельности, а именно к социально значимому
делу.
Алгоритм проведения социально значимого дела на примере  социально значимого дела «День пожилых»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Предварительная
работа
Классный руководитель организует тематический классный час «Наши бабушки»

2. Коллективное
целеполагание
В ходе беседы у школьников возникает идея
поздравить и поблагодарить бабушек и дедушек

3. Коллективное
планирование
Классный руководитель вместе с активом  дела определяют формы поздравлений, планируют концертные номера, разрабатывают проекты поздравительных открыток Класс делится на группы. Каждая из групп определяет, чем она будет заниматься, что ей для этого необходимо.

4. Проведение
социально значимого
дела
Работа школьников по группам:
составление списка приглашённых
оформление поздравительных открыток
подготовка поздравления и концертных номеров, организация чаепития и т.п.

5. Коллективный
анализ
Совместный анализ и обсуждение проведенного социально значимого дела.

6. Последействие
Появление идеи поздравлять бабушек со всеми праздниками.

При появлении идей и готовности их самостоятельного воплощения
школьниками возможен переход к высшей форме организации социально
значимой деятельности, к социально значимому проекту. Создание
проекта требует:
Расчетов и более серьезного анализа;
Более сложного алгоритма;
Дополнительных ресурсов.
Приведенный материал позволяет отследить динамику форм социально
значимой деятельности и выявить их структуру и различия.
Наряду с отличиями есть и черты, объединяющие все формы социально
значимой деятельности. К нам относятся:
Цели, которые затрагивают и преобразуют как личностные
качества ребенка, так и окружающую его действительность,
Направленность на позитивные изменения в обществе,
Проблема активизации и побуждения школьников к социально
значимой деятельности.
На последней черте сходства хотелось бы остановиться более подробно. Безусловно, мы понимаем, что чем выше активность, тем будет больше эффективность работы, но какими же средствами мы можем повысить активность школьников и инициировать их в социально значимую деятельность? Моя педагогическая практика показывает, что таких средств сегодня огромное количество – это могут быть и видео-, киноматериал, социальные ролики, проблемные ситуации и вопросы, новости СМИ, социологические опросы, статистические данные, различные тексты, эмоциональный рассказ педагога.
В своей работе я поняла, что целесообразнее использовать несколько
средств для активизации школьников и, самое главное, быть самому
педагогу заинтересованным в данном виде работы, а значит, не оставаться
равнодушным к проблемам общества, в котором мы живем.

15