Статья Формирование позитивного отношения родителей к социально значимой деятельности детей


Ткаченко Т.А. -учитель высшей категорииФормирование в семьях позитивного отношения к активной социально значимой деятельности детей
Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка.Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлететь до полной высоты.(1986) Амонашвили«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.
А если повернуть время вспять? Как в XIX-XX веках взаимодействовали школа и семья. Хочется обратиться к опыту Петербургской школы им.Карла Мая.
По инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям среднее образование, носившее более прикладной характер, чем в казённых учебных заведениях того времени 22 сентября 1856 г. была открыта частная немецкая мужская школа. Её возглавил талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов Карл Иванович Май (1820—1895). В первые годы школа была начальной, а с 1861 г. получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную по сравнению с казёнными учебными заведениями прикладную направленность образования. Они хотели, чтобы их дети получали прикладные знания и могли поскорее включаться в дело родителей.
Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества.
Один из педагогических принципов этой школы звучит так: « Главная задача
наставника — приготовить юношу к труду, полезному для общества.»
А ведь это актуально и сейчас. Подготовить ребенка к труду можно только через труд, а не через беседы (хотя и это необходимо).
Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам.
Деятельность детей
Деятельность – это активность человека не только во внешнем мире, но и внутреннем (психологическом). А.Н. Леонтьев
Леонтьев включал в термин «деятельность» – те процессы, в которых осуществляется и выражается отношение человека к миру, отвечающие особой соответствующей им потребности.
Социально значимая деятельность ребенка.
Значимой деятельность может быть в разных направлениях. Это и участие в акциях («Посылка солдату», помощь детям из детского дома), и восстановление тимуровского движения («Ветеран живет рядом», встречи с ветеранами и интересными людьми), и экологические проекты( «Поможем птицам», «Территория чистоты»), и поисковые отряды (Книга памяти, восстановление исторических фактов). Детям интересен сам процесс.
А дома деятельность ребенка может быть социально значимой? И значимой для кого? Родителей? Детей? Школы?
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. С детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.
Тем не менее, гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.
Обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома. Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.
Нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.
Таким образом постепенно происходит социализация ребенка.
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации младших школьников, определить и обосновать показатели их социализированности.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности: общественные формулы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на проверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.
Хорошо, когда родители понимают, что какими бы серьезными не были семейные проблемы, это не дает повода отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет – на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
2. Улучшение микроклимата в семье.
3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
Ни для кого не секрет, что для успешного формирования личности воспитанников большое значение имеет семейное воспитание.
Главная цель - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.
Родительские собрания могут проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Когда семья активно включается в социальную деятельность ребенка(привлечение к акциям, проектам, экскурсиям, поисковым заданиям), вот тогда и происходит формирование позитивного отношения к действиям их чада, а значит семья становится сотрудником, помощником, соратником и союзником прежде всего своего ребенка, следовательно, и школы. И можно надеяться, что выпускники школы достигнут больших успехов в различных отраслях науки и культуры.
Ответственность - это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире (Крэйн).