Выступление на педсовете на тему: Необходимость развития сенсорики в дошкольном возрасте


Выступление на Педсовете на тему:
«Необходимость развития сенсорики в дошкольном возрасте.»Подготовила: педагог-психолог Вареница Ю.М.
Дата проведения: 11 декабря 2012 года
Задачи дошкольного образовательного учреждения заключаются в целостном развитии ребенка как личности, развитии познавательных интересов детей, формировании навыков учебной деятельности, формировании у детей готовности к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это - сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды данных игр. С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов деятельности: труда и учения, занимающие важное место при переходе воспитанников детского сада в школу. При переходе воспитанников с нулевой ступени образования на I ступень, т.е.в начальную школу, необходимо развитие у них определенных навыков для оптимизации адаптационного процесса в 1 классе. Иными словами, при переходе в 1 класс ребенок должен уметь: ориентироваться в пространстве, быть осведомленным об окружающем его мире, уметь различать и называть форму, цвет, величину предметов и т.д. (в психологии все эти понятия можно объединить в определение «сенсорные эталоны»).
Что же такое «сенсорика» и «сенсорное развитие»?
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений малыша о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.
Именно поэтому психологи считают необходимым озвучить данную тему на этом педсовете, ведь значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно , старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В вопросе развития сенсорики воспитатели тесно сотрудничают с психологом, логопедом и родителями. Используя одни и те же игры, упражнения и методы, специалисты и воспитатели достигают успехов в развитии своей сферы: психолог – развитие внимания, памяти, воображения, интеллектуальное развитие; воспитатель – освоение навыков учебной деятельности, позитивное влияние на эстетическое чувство, развитие наблюдательности и усидчивости; логопед – расширение словарного запаса ребенка, различение речевых звуков. Но вся работа педагогов направлена на целостное развитие ребенка, на достижение высокого уровня готовности воспитанника к школьному обучению и успешную адаптацию к новым условиям.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
является основой для интеллектуального развития
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Основным средством сенсорного развития в дошкольном возрасте являются дидактические игры. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В связи с чем в детском саду активно используются различные дидактические игры, соответствующие возрасту (это пирамидки и матрёшки, различные мозаики и пазлы, игры с геометрическими формами, например, игра «Танграм», игра «Сложи квадрат»), а также тактильные игрушки, сенсорные дорожки, пальчиковая гимнастика. С целью расширения методов развития сенсорики создаются уголки сенсомоторного развития в группах и в кабинете психолога, включающего в себя различные тактильные панели, сухой душ, аквалампы, световой стол для рисования песком, песочницу и т.д.
Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.