СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Мы, учителя, часто слышим от родителей: «одаренный ребенок», «талантливая девочка», «гениальный мальчик». Так ли это? Есть несомненные «вундеркинды», которые в раннем возрасте, в 4-5 лет, проявляют удивительные способности к какой-то деятельности. Наиболее заметной бывает музыкальная одаренность детей.
Как правило, здесь все налицо: огромное желание слушать музыку, звуки, воспроизводить их, в такт музыке делать движения, танцевать. Без сомнения, есть необходимость такого ребенка обучать музыке. Обычно у таких детей кто-то из родителей имеет музыкальные способности, так что здесь, вероятнее всего, наследственность сыграла свою роль. Ребенок постоянно слушает музыку, его тяга к инструменту замечается сразу.
Легко протекает музыкальное обучение такого ребенка. Вспомним о «чудо-ребенке» - Моцарт в 5 лет хорошо играл на клавесине, с 6 лет давал концерты, да и сейчас есть такие одаренные дети.
Совершенно очевидно, что задатки к какому-то виду деятельности передаются по наследству и, если находят благоприятную почву, начинают быстро проявляться. Но совсем не значит, что во всех семьях это происходит.
Удивителен факт проявления талантливости детей в семьях обычных, где как будто никто из членов семьи ничем особым не отличался. Дети-«феномены» выказывают вдруг незаурядные способности в музыке, рисовании, стихосложении, изучении иностранных языков...
Стремление заниматься влекущим их предметом не кратковременно, а постоянно и сильно. Оно заставляет ребенка активно искать способы проявить себя. И желание заниматься этой деятельностью у ребенка доминирует над всеми другими. Мне знаком ребенок, который рисовал везде: на клочке бумаги, на парте, на учебнике, по рассказам мамы, все обои дома были в рисунках, не смотря на угрозы и уговоры не рисовать на обоях. Ребенок настолько был полон этим даром, что не замечал, где и на чем он рисует.
Однако феномен на то и феномен, что встречается очень редко. Чаще речь идет просто о способном ребенке. Что же такое способности?
Под способностями понимается такая особенность психики человека, которая дает возможность быстрее и успешнее осуществить какую-то деятельность.
Что значит - способный, например, к математике, ученик? Это значит, что такой ученик быстрее схватывает объяснение, способен к самостоятельному решению многих математических задач, и то, что не под силу многим его сверстникам, ему дается легко. Точно так же способный к литературе школьник может образно и интересно передать событие, обрисовать персонажей и находит для этого нужные выражения, сопоставления, у него есть чувство слова, понимание малейших оттенков. Такие способности ребят относятся к умственным, они строятся на определенных качествах ума.
Общепризнанно, что каждый нормальный ребенок имеет обязательно способности к тем или иным видам деятельности. Вместе с тем есть дети одаренные, которые могут быть способны ко многим видам деятельности. Их природные данные позволяют им с легкостью обучаться музыке и пению, танцам и языкам. Наряду с такой специфической одаренностью существует более широкая умственная одаренность. Она сказывается везде, где необходимо проявить ум.
В условиях школы умственная одаренность ученика сказывается в легком и быстром усвоении дисциплин разного профиля: математических, гуманитарных, естественных. Такие дети с удовольствием занимаются и математикой, и биологией, литературой и физикой, неинтересных предметов для них нет.
Страстная тяга к знаниям - самая характерная черта у одаренных детей. Антон 3. научился читать, когда ему было 3,5 года, примерно в том же возрасте он научился, к великому удивлению взрослых, считать. Ребенок настойчиво просил взрослых задавать ему числа, всюду чертил бесконечные ряды цифр, чем озадачивал в детском саду воспитателей, так как вместо игрушек брал прутик и на песке появлялись ряды цифр. В начале пятого года он, к изумлению взрослых, нарисовал карту полушарий со всеми ее очертаниями. В семь лет, сдав экзамены, он сразу поступил в 5 класс.
Следует сказать, что такие дети выделяются среди прочих прежде всего потому, что их умственные возможности проявляются очень рано и намного превосходят свой возраст. Ребенок потому «вундеркинд», что его умственные способности совершенно не соответствуют его возрасту, намного опережают обычное развитие. Те же способности, проявленные позже на 2-3 года, никого не удивят. Поэтому феноменальные дети, как правило, дошкольники. И это имеет свое объяснение.
Дошкольный возраст - период повышенной чувствительности к восприятию всего нового: ребенок стремится все знать и ему все интересно. Период дошкольника - период повышенной готовности к обучению в различных видах деятельности - проходит, поскольку меняется возраст ребенка. С возрастом, когда у детей формируется личность, появляется свой взгляд на многие жизненные явления, а с ними свои цели, свои привязанности и склонности, приобретается избирательность действий. Теперь они не все хотят брать, что предлагают старшие.
И нередко родители испытывают разочарование. Блестящие способности, проявившиеся так рано у детей, не оправдали их надежд. И где-то в школьном возрасте или старше происходит как бы выравнивание с другими детьми. Всегда ли это так? Возможно, что слишком раннее развитие и усиленная нагрузка быстро истощают ребенка. И если бывший «вундеркинд» впоследствии не найдет предмет приложения своих способностей, то он ничем не будет отличаться от большинства людей.
Но даже если бывший «чудо-ребенок» не стал выдающимся впоследствии, как указывают данные, уровень возможностей у него, как правило, значительно выше среднего. Способность - это только предпосылка к успешному выполнению какой-то деятельности, и она может быть не использована, если сам ребенок инертен, не активен , тогда его природные данные остаются неразвитыми. Но большая вина в этом, конечно, родителей.
От чего же зависит одаренность, связана ли она с деятельностью мозга? Несомненно. Но как? Одно время полагали, что «умные» люди должны иметь «большой» мозг. Однако, как показали исследования, у выдающихся людей вес мозга имел разную величину.
Способности людей, умственно одаренных, часто связывают с уникальной памятью. Действительно, это так. Память - важнейшее свойство психики, посредством которого происходит запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека.
Благодаря работе мозга различная информация, поступающая в него, не остается в «неподвижном» виде, а связывается с другой, образуя сложные системы знаний. Мозг малолетнего ребенка, как губка, впитывает любую информацию, но она не систематизируется, как у взрослого человека.
Чем старше ребенок, тем больший отсев получает поступаемая информация, то есть характер восприятия ее становится избирательным. С годами механическая память, которой обладают маленькие дети, все чаще заменяется логической, более совершенной.
В мыслительной деятельности школьников большое значение имеет способность анализировать, сопоставлять и обобщать. Эти способности заложены в умственном развитии детей. Само собой разумеется, что школьное обучение развивает эти качества мышления, но совсем не лишне родителям учить детей сравнивать, сопоставлять факты, делать выводы.
Можно ли развить способности, если их нет? Наверное, какого-то уровня при усердных занятиях можно добиться, но в соперничестве со способным такой человек будет явно проигрывать. А при правильном и постоянном развитии можно достичь необыкновенных результатов.
Воспитание воли у детей - одно из самых необходимых условий формирования их личности. Детям самим импонирует быть сильными, волевыми, необыкновенными, и они делают попытки стать таковыми. Иногда довольно наивные стараются не смеяться при интересном рассказе, не позволяют себе пить после соленой пищи, а иногда устраивают себе и более серьезные испытания: берутся за раскаленные предметы, прыгают с крыши и т.п. Ребяческая бравада показать себя «волевым» человеком иногда может закончиться и плачевно. И, конечно, эти надуманные приемы не воспитывают характера, а наоборот: как говорится, раз «обжегшись», дети второй раз не пытаются что-то сделать.
Вместе с тем детское стремление стать человеком с сильной волей, способным преодолевать препятствия родителям стоит подхватывать и использовать в своем воспитании. И начинать надо с малого и доступного. Пусть это будет простейший поступок: прийти с прогулки в намеченный час, сделать утром зарядку, хотя лишние минуты можно проваляться в постели, за интересную книжку взяться только тогда, когда сделаешь уроки, и т. д. Одним словом, чуть преодолеть себя сначала в малом. И потом можно ставить более сложные задачи.
И, конечно, с младенческого возраста знать, что такое «нельзя». Однако любое воспитание характера, его волевых качеств теряет смысл, если не ставится какая-то цель, которую надо достичь. И только тогда по-настоящему и развиваются способности, когда есть цель. Для ребенка, обучающегося музыке, цель - поступить в музыкальное учебное заведение, быть первым на конкурсе и т. д. Требовать невозможного - значит травмировать психику ребенка, превращать его или в завистливого, жестокого, или в мягкотелого мечтателя: «когда-нибудь чего-нибудь достигну».
Завершая разговор о способностях, можно сказать, что одних способностей мало, только в союзе с трудом и при волевом характере достигаются большие цели. И подтверждение тому - творчество выдающихся людей, где каждый из них может подписаться под словами замечательной балерины Г. Улановой: «Талант- это труд».

15