Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность детей дома. Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию»


«Экспериментальная деятельность детей дома. Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию»
Составила воспитатель Самойлова Е.И.
Дошкольный возраст – это возраст маленьких «Почемучек». В этот период ребенок активно познает окружающий его мир, он интересует, что из чего сделано, почему растения зеленые, что такое снег и как он появляется и т.д.
Как удовлетворить все - таки любопытство Ваших «Почемучек»? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет) и т.д. Но в таком экспериментировании есть опасность потому, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Поэтому организованный эксперимент взрослым является безопасным для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности.
В настоящее время многие дети говорят: «Я не умею, я не хочу», причем некоторые дети, говоря так подразумевают совсем обратное «научи меня». Поэтому при правильно созданных условиях для экспериментирования ребенок найдет для себя дело по своим интересам, силам.
Таким образом, детское экспериментирование является одним из ведущих видом деятельности. Поэтому Вам как родителям не стоит ставить ограничения на пути познания, а наоборот вместе со своим ребенком экспериментируйте, ведь именно это занятие может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Несложные, интересные опыты вы легко организуете у себя дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Для того, чтобы включить ребенка в экспериментирование, заинтересовать его Вы можете использовать следующие логические позиции:
Партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»)
Передача опыта («Люди обычно это делают так»)
Обращение за помощью к ребенку (« У меня что – то не получается»)
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать для поддержания интереса?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность - основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Несколько опытов для детей старшего дошкольного возраста
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
Как плавает рыбка?
Этот эксперимент поможет объяснить ребенку, как плавает рыбка или подводная лодка. Все, что понадобится – это виноградина и газированная вода. Наливаем воду в прозрачный стакан, опускаем туда же виноградинку. Поскольку она тяжелая, то быстро опустится в воду.

Но вот чудо! Вскоре ее окружат пузырьки воздуха, которые быстро поднимут нашу «рыбку» на поверхность. Как только виноградина окажется у края воды, она тут же опустится вниз и все повторится опять – процесс практически бесконечный. Также работают легкие у рыбок.
Как образуются облака
На небе столько всего интересного – и солнце, и облака. А вот откуда они берутся? Этот эксперимент рассчитан на детей, которым интересно будет смотреть на облака и дождь в собственном доме.

Возьмите трехлитровую банку и налейте немного горячей воды. Сверху вместо крышки ставим тарелку и кладем лед – пар, поднимаясь от горячей воды, столкнется с низкой температурой льда и превратится в облако. Чем больше пара будет скапливаться у поверхности, тем быстрее появятся крупные капли – пойдет дождь.
Как растут сосульки?
Дети понимают, что снег тает на солнце, вода снова замерзает от холода. Но! Сосульки висят высоко, наблюдать их на холоде не очень комфортно, а уж видеть вблизи как вода капает, замерзает и превращается в лед - вообще бывает невозможно. Давайте создадим сосульки так, чтобы детям было интересно наблюдать за образованием сосулек каждый день в течение очень длительного времени (можно растянуть на всю зиму, главное чтобы хватило терпения). Для проведения опыта берем поднос, на него устанавливаем две прозрачные бутылочки. Наполняем их водой по самое горлышко. Опускаем в горлышко бутылок концы одной нити. Нить желательно выбирать шерстяную, потолще и потемнее. После этого в каждую бутылочку насыпаем обычную пищевую соду. Если она растворится без осадка - добавляйте еще. При этом вода из бутылочек начнет вытекать и каплями или тоненькими струйками стекать по нитке. Через пару дней на нитке появятся первые кристаллы соды, похожие на иней. Нужно будет лишь каждый день подливать аккуратно воду в бутылочки и в конце концов у вас появится замечательная зимняя композиция как на этом фото.
Начало опыта

Окончание эксперимента