Консультация Дисграфия и дислексия — кто виноват и что делать?.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
«Нижневартовская Общеобразовательная санаторн ая школа» Серия «По совету логопеда» Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопеди ческим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Учитель - логопед Скворцова Т.В. «Нижневартовская общеобразовательная санаторн ая школа» Серия «По совету логопеда» Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил: 1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но усп ех. 2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме. 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащим и исправлению). 4. Подход « больше читать и писать » успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что - то не получается. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество учителя, врача, логопеда и родителей. Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить: 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д ; п – т ; Е – З ; а – о ; д – у и т.д. 2. О шибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3. Смешение фонем по акустико - артикуляционному сходству, что пр оисходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные ѐ – ю ; согласные р – л ; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч , щ смешиваются как между собой, так и с дру гими фонемами. Например: тубло (дупло), лѐбит (любит). 4. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “ З а з омом росла м а м ина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “ Д о д небом л о л убым” (Под небом голубым). 5. Большой процент ошибок из - за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет). 6. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии. Все о шибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из - за незна ния грамматических правил. Дислексия и дисграфия: что это такое? Почему возникают нарушения чтения и письма? Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико - грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития явл яются одной из основных причин дисграфии и дислексии. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие , речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Играет роль и наследственный фактор. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерн о те же трудности, что и родители в школе. Иногда, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье.