Урок по истории в 11 классе «Великий террор 30-х. Кто виноват?»


Тема: « Великий террор» 1930-х гг. Кто виноват?
Цели:
О: определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930-х гг.
Р: развитие креативных умений и коммуникативных навыков.
В: воспитание толерантности; неприятия различных проявлений насилия; формирование понятия ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки.
Задачи: 1) Актуализировать знания о 1930-х гг. на ассоциативно – рефлекторном уровне.
3) вызвать «разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.
4) вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии (жертвы и их близкие).
5) вызвать чувство ответственности каждого, за события, происходящие в стране.
6) Побудить передать свои мысли и чувства при высказывании своего мнения о том, какие уроки мы должны извлечь из горького опыта 30-х гг.
Средства обучения:
доска, мел, магнитная доска, магниты.
мультимедийная установка, компьютер, 4 ноутбука
иллюстрации для «киноленты», клей
«портфель» с документами и методическими указаниями.
Этапы урока:
1.Индуктор (наведение).
2.Создание творческого продукта - социоконструкция (работа в группах).
3.Социализация.
4.Разрыв:
- Обращение к новой информации.
- Работа с документами (работа в группах)
- Социализация.
4.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Основные формы работы:
фронтальная
групповая (4 группы).
Эпиграф (написан на доске):
« Что царь или вождь это главный злодей
Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы…»
И. Губерман.
Ход урока
Организационный момент:
Группа разделена на 4-е рабочие группы.
Добрый день! Я рада нашей встрече. Угощайтесь конфетами и занимайте места согласно цвету конфет. Я хочу вам предложить путешествие в прошлое нашей страны, а тогда цвета символизировали многое. Вспомните «красные и белые» в гражданскую войну.
Индуктор.
Трансляция ролика «СССР в 30-е гг.» (7 мин). На этом этапе главное создать первое впечатление о стране, ощущение праздника, которое содержат кадры и песни.
Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в прошлое нашей страны – СССР 30-х гг.
2 . Создание творческого продукта - социоконструкция.
Но в этой стране нет «тунеядцев». Вспомните знаменитый лозунг - «Кто не работает, тот не ест». Предлагаю устроиться на какую-нибудь не пыльную творческую работу. Например – режиссерами. И вот вам первое испытательное задание.
Группам раздаются иллюстрации событий 1930-х гг. Учащимся групповыми усилиями необходимо из отдельных кадров склеить кинопленку. 1-й и последний кадры выделены особенно. На 1-м этапе работы они не заполняются, и только когда иллюстрации приклеены преподаватель просит ребят дать название фильму «………….30-е», и в зависимости от того как они оценивают происходящее в 30-е годы, такую фразу они должны вписать в последнем кадре. Например «продолжение следует», «конец» или «Happy end». К «фильму» необходимо подобрать текст песен из предложенных вариантов. Задание учащимся: на основе текстов песен и ролика ответить на вопросы:
- Какая страна?
- Какие люди?
- Какое настроение царит в стране?
Смысл задания в том, что для «вчувствования, вживания в эпоху» необходимо переключение учащихся в кинестетическую модальность, они должны поработать руками, а содержание работы здесь второстепенно, хотя это и актуализация изученного ранее материала. Так же важен опыт слаженной групповой работы вынесения самостоятельного ответственного решения.
Социализация.
Учащиеся вывешивают на магнитную доску результаты своей работы и представляют их классу. Представители групп представляют свои выводы классу. (Получается что страна самая лучшая, народ самый счастливый, армия героическая, настроение восторженно-радостное и т.п.)
Вы все молодцы и приняты на работу, и я предлагаю познакомиться лучше со страной, в которую мы попали.
Разрыв.
Получается, ребята, что мы попали в замечательную страну, но почему-то когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить.
Фрагмент стихотворения «Реквием» А.А.Ахматовой читается под слайды о репрессиях.
Перед этим горем гнутся горы,Не течет великая река,Но крепки тюремные затворы,А за ними "каторжные норы"И смертельная тоска.Для кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат -Мы не знаем, мы повсюду те же,Слышим лишь ключей постылый скрежет,Да шаги тяжелые солдат.
Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад.И ненужным привеском качалсяВозле тюрем своих Ленинград.И когда, обезумев от муки,Шли уже осужденных полки,И короткую песню разлукиПаровозные пели гудки,Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь.
Смысл в том, что возникает противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны – «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», с другой «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад» и «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусь». Внутреннее осознание учащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует учащегося к творческому поиску ответов.
Как бы вы назвали такой фильм о СССР 30-х? Давайте определим рабочую тему нашего урока.
Группы предлагают различные названия, связанные с репрессиями.
Я бы сказала «Великий террор» 30-х. Согласны?
Обращение к новой информации.
Я предлагаю вернуться в настоящее, и вместе разобраться, что же на самом деле происходило в стране. В 30-е годы начинается усиление массовых репрессий. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 декабря 1934 года: « Следствие по делам о так называемых террористических организациях и террористических актах должно вестись в ускоренном порядке, судебное слушание – производиться без участия сторон и без вызова свидетелей. Смертные приговоры приводиться в исполнение немедленно…». Заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали “врагами народа”, “шпионами”, ушли в небытие, превратились в “лагерную пыль”. Пощады не было никому, даже детям. Страшные приговоры без особых разбирательств подписывались высшим руководством страны, не глядя, общими списками, до 500 человек одновременно.
Мы перелистаем несколько тех страшных страниц истории, к которым привел сталинизм, о массовых репрессиях, о свертывании демократии.
- Работа с документами (работа в группах). Учащиеся в группах работают с разными документами, отвечая на поставленные вопросы.
- Социализация.
Учащиеся озвучивают выводы по работе с документами.
Задание группе № 1:
Убийство Кирова. События 1934 — 1938 годов
Смысл сообщения в том, что учащиеся должны подойти к выводу о том, что убийство Кирова послужило поводом для расширения масштабов компании политического террора.
Задание группе № 2:
Письмо школьницы Нины Швецовой И.В. Сталину
Учащиеся делают вывод о противоречии между действительностью и слепой верой в вождя. Учитель усиливает это ощущение заблуждения, читая фрагмент стихотворения Ю. Друниной. (У нее самой отец был осужден как «враг народа»).
«Ведь свято верили мальцы,
В страде 37-го года
Что ночью взятые отцы -
Враги страны, враги народа».
Задание группе № 3:
« Шахтинское дело» дело
Учащиеся делают вывод о том, зачем дело формировали, как «общегосударственное».
Задание группе № 4:
Письмо Всеволода Мейерхольда.
Учащиеся делают вывод о том, как же могло так случиться что тысячи ни в чем не повинных людей, далеких от политики, подвергались таким страшным истязаниям и унижениям.
4.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Страшно подумать, что решения и приговоры принимали люди. Многие из тех, кто в 30-е годы выносил смертный приговор для других, вскоре тоже стал жертвой. Кто же был виноват в массовых репрессиях: Сталин, Ежов, НКВД или общество в целом?
Ребята делают выводы, склоняясь к тому, что все общество, и каждый человек в отдельности несет ответственность за происходящее в стране (хотя многие обвиняют Сталина и его окружение).
Обратите внимание на эпиграф, особенно на эти строчки « Цари погубили не больше людей, чем разного рода рабы…». О чем они говорят? О том, что люди могут быть не только рабами других людей, а и «рабами» своего страха и даже «рабами равнодушия». По этому поводу высказывались многие великие умы. (слайд) «Не бойся врагов, в худшем случае они могут убить, не бойся друзей, в худшем случае они могут предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле и предательство и убийство.
Р. Эберхардт «Привыкая к цепям рабства для других, вы готовите их для собственных рук и ног. Привыкнув топтать права окружающих вас людей, вы теряете собственную свободу и становитесь сами подходящими подданными любого коварного тирана, проявившегося в вашей среде»
А.Линкольн
Как вы думаете, как должна звучать тема нашего урока?
Какие чувства вы испытали во время урока?
Хотели бы вы жить в то время? Почему?
Какие выводы вы для себя сделали?
В заключение хочу сказать следующее: В 30-е годы в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Это очень символично. Храм был построен в честь победы над Наполеоном, и служил символом единства общества, истинного духовного единства. В 30-е годы, несмотря на внешнее единство, в обществе господствовал духовный климат всеобщей подозрительности, страха и раболепия перед властью. Общество было разобщено. Людям казалось, то, что происходит, от них лично не зависит. Но история страны, ее развитие это как фильм, режиссером которого должен ощущать каждый гражданин, и должен осознавать свою ответственность за судьбу страны. Человек должен быть не бездумным «винтиком», а самостоятельной, думающей и принимающей ответственные решения личностью. Об этом важно помнить всегда
Домашнее задание: Творческая работа по теме «СССР в 30-е годы – темная сторона…».
Благодарю вас за работу на уроке. Вы все старались и поддерживали друг друга в группах. И ваша совместная деятельность была успешной.
Прошу оценить наш урок

На уроке были реализованы общие компетентности:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (работа над документами)
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (самостоятельная работа, презентация работы)
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. (самостоятельная работа с информацией)
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (групповая работа)