Методическая разработка родительского собрания Как помочь ребёнку общаться


Организационная информация
Тема Родительского собрания /образовательного мероприятия
Как научить детей общаться. Развитие коммуникативных способностей
Автор образовательного мероприятия
Булыгина Вера Арсеньевна
Группа, количество человек
22
Продолжительность мероприятия
- общая продолжительность родительского собрания (часов) 1,5 часа
Методическая информация
Характеристика группы Родители учеников 4 класса
Цели мероприятия
Привлечение внимания родителей к проблеме общения детей.
Формирование понимания у родителей значимости эффективного общения ребёнка с окружающими людьми
Задачи мероприятия
Дать информацию родителям о коммуникативных умениях ребёнка;
показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;
обратить внимание на проблемы общения детей;
формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия Мотивируются на то, чтобы помочь ребёнку активно общаться в социуме.
Узнают о проблемах, возникающих у детей при общении со сверстниками и взрослыми.
Получат советы о том, как привить ребенку навыки культурного поведения во время общения.
Закрепят информацию о том, как должен вести себя родитель, помогая ребенку в организации общения с людьми.
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Материал, подлежащий актуализации – роль коммуникативных умений ребёнка для развития позитивных навыков общения.
Материал, подлежащий усвоению – проблемы, возникающие в общении детей друг с другом и пути их преодоления.
Материал, подлежащий закреплению – родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям, с учётом норм, принятым в обществе.
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Этап мероприятия Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная
- Познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Приветствие/знакомство/
инициация 5 мин.
«Найди пару». Заимствованный Цели и задачи использования метода:
Формирование групп, выработка чувства команды
Необходимые материалы: сдвоенные парты, карточки с незаконченными пословицами и поговорками (Приложение 1.1), слайд презентации с ответами и цитатами
Цитаты: Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне. В общении надо чувствовать грань: перейти ее - значит унизить себя, не дойти до нее - себя обеднить. Илья Шевелев Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери
Предварительная подготовка:
Заранее приготовить карточки с пословицами и поговорками, разрезанными на 2 части.
Подробная технология проведения:
При входе в класс родители берут карточку с половинкой пословицы или поговорки. Находят начало или конец суждения, создавая пару, занимают соответствующее место. Когда все находят свои места, они приветствуют сначала коллег по парте, а затем группы приветствуют друг друга.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
Необходимо выбрать те пословицы или поговорки, которые родители наверняка знают. Модератор.
Уважаемые родители, предлагаю вам ознакомиться с содержанием карточки, создать законченное суждение и вдвоём занять место за партой.
Коммуникативные:
развитие позитивных навыков общения, владение способами взаимодействия с окружающими людьми.
Социальная:
владение «техникой» общения (правилами вежливости и нормами поведения).
Целеполагание или погружение в тему 10-15 мин.
Разброс мнений Заимствованный Цели и задачи использования метода:
Повышение мотивации родителей для изучения темы собрания Необходимые материалы: Карточки с первыми словами предложения.
Предварительная подготовка:
Провести анкетирование детей, для того, чтобы при обсуждении темы собрания опираться на факты. (Приложение 1.2.)
Анкетирование учащихся:
1. Мне бывает стыдно, когда я…
2. Мне бывает страшно, когда я…
3. Я волнуюсь, когда …
4. Я неуверен, когда…
5. Я стесняюсь, когда…
Подготовить анализ анкетирования в виде обобщенной таблицы (На слайде)
Подготовить карточки с первыми словами предложения. (Приложение 1.3)Можно использовать следующие карточки:
-Думаю, что моему ребёнку стыдно, когда…
-Думаю, что моему ребёнку бывает страшно, когда…
-Ребёнок волнуется, когда…
-Ребёнок неуверен в себе, когда…
-Ребёнок стесняется тогда, когда …
Подробная технология проведения:
Родители получают карточки с первыми словами предложения, которые должны продолжить. На основании представленной информации родители высказывают свое мнение по теме собрания; предлагают свои вопросы, которые у них возникли. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
Выслушать мнения всех желающих высказаться родителей. Модератор:
Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию карточки, на которых написано начало предложений. Внимательно прочитайте их и, через некоторое время, продолжите начатое высказывание.
Модератор (после 5 мин. работы в группах):
Уважаемые родители, а теперь я хотела бы познакомить Вас с результатами анкетирования, которое я провела в классе.
(Знакомство с результатами анкетирования детей подготовлено в виде обобщенной таблицы на слайде)
После того, как прозвучали ответы, модератор выясняет у присутствующих, на какую тему они сегодня будут говорить, скорректировав при этом (при необходимости) цели собрания с учетом интересов родителей. Информационные: умение работать с различными видами информации.
Познавательные: организация анализа и самооценки своих потребностей,
умение ставить задачу и пояснять ее.
Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе, выслушивать и принимать взгляды других людей.
Социальные:
осознание собственных потребностей и целей.
Формирование ожиданий/образовательных эффектов 10 мин Ладошка Авторский Цели и задачи использования метода:
Концентрация на собственных ожиданиях, ознакомление с ними других членов группы.
Необходимые материалы: Вырезанная из бумаги детская ладошка, ручка или фломастер
Предварительная подготовка:
Перед началом родительского собрания, разложить все необходимые материалы на каждую парту: «ладошка», на одной стороне зона ожидания на другой опасения, ручка.
Подробная технология проведения:
Модератор предлагает родителям написать на одной стороне ладошки свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого классный руководитель обобщает полученный результат.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
При произнесении своих ожиданий и опасений – родители осознают, что коллектив уважает и принимает их мнение. Участники станут более уверенными в себе, почувствуют свою значимость на собрании, получат возможность открыто выражать свое мнение. Модератор:
Я прошу вас написать на одну сторону ладошки свои ожидания по теме предстоящей работы, а в другой (зона контроля) – свои опасения.
Модератор (после 3-4 мин. работы родителей):
Кто желает озвучить свои ожидания и опасения?
Модератор:
Закройте область контроля (Ваши опасения). а Ваши ожидания останутся – сверху.
По мере того, как будут оправдываться Ваши ожидания – Вы будете раскрашивать их на планшете своей группы. По мере того_ как будут развеиваться Ваши опасения – Вы будете их зачёркивать.
В конце собрания мы с вами увидим, насколько оправдались Ваши ожидания и развеялись Ваши опасения. Познавательные: умение проводить связь между несколькими словами, явлениями.
Коммуникативные: умение слушать и слышать других.
Социальные: осознание своей значимости в обществе.Актуализация знаний 15 мин. Театр для двоих Авторский. Цели и задачи использования метода:
Поддержание внимания к информации в процессе работы над ней; управление процессом понимания; стимулирование интеллектуальной деятельности; активизация деятельности родителей для дальнейшего изучения темы; формирование навыков самостоятельной работы над информацией, развитие умения сжато формулировать информацию в письменной форме.
Необходимые материалы: Шкатулка, карточки с заданиями- рисунками (Приложение 2.1), таблица «Согласен/ не согласен» на доске, ручки, листы бумаги.
Предварительная подготовка:
Подготовить карточки с заданиями и красочно оформленную таблицу «Согласен/ не согласен», а также «шкатулку» .Подробная технология проведения:
Капитаны команд выбирают по очереди вытаскивая карточку с рисунком (рисуночный тест Розенцвейга) из шкатулки. Далее командам даётся несколько минут на подготовку инсценировки ситуации, изложенной в задании.
Когда одна из команд разыгрывает предложенную ситуацию, остальные работают экспертами.
Анализируя разыгранные ситуации, родители записывают в течение 2-3 минут с чем согласны в поведении родителей и с чем не согласны, прикрепляя листики в таблицу. Далее мнения обсуждаются
В первой графе записываются мнения-согласия, во второй – несогласия, а в третьей – вопросы, на которые, родители хотели бы получить ответы.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
Желательно провести заранее анкетирование детей по рисуночному тесту Розенцвейга, чтобы родители могли увидеть реальные ситуации. Это поможет привести родителей к правильным выводам в конце собрания. Модератор:
- Попрошу представителей из каждой группы подойти к «Шкатулке» и достать по одной карточки.
- Вам дается 2-3 минуты на подготовку.
-Пока мы смотрим инсценировку первой группы, остальных попрошу записать свое мнение в три группы и прикрепить на таблицу «Согласен/ не согласен»: в первой графе записываются мнения-согласия, во второй – несогласия, а в третьей – вопросы, на которые, родители хотели бы получить ответы и прикрепить к доске магнитами.
Так повторяется в процессе выступления каждой группы.
Мнение -согласие Мнение – несогласие Вопросы
Информационные: умение работать с различными видами информации.
Познавательные: умение анализировать полученную информацию.
Коммуникативные: развитие позитивных навыков общения и умения выступать на публике.
Социальные: осознание собственных потребностей и целей.
Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция 20 мин. Ромашка Заимствованный Цели и задачи использования метода:
Поэтапное сообщение новой информации.
Необходимые материалы: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, 7 лепестков, из которых в ходе ИНПУТа будет складываться «Ромашка».
Предварительная подготовка:
Подготовить краткий конспект инпута.
Подготовить презентацию ИНПУТА (Приложение 2.2).
Подготовить 7 лепестков (Приложение 2.3)
Приготовить 7 тем для сообщений родителям
Подробная технология проведения:
На стене прикреплена серединка цветка с написанной темой собрания. Выступление модератора, сопровождающееся мультимедийной презентацией, в котором предусмотрены паузы для того, чтобы родители могли ответить на вопросы, появившиеся в ходе 1 этапа фазы 2. На доске появляются постепенно лепестки цветка, которые содержат ответы на вопросы по теме собрания. При собирании «ромашки» модератор постепенно подводит родителей к осмысливанию взаимосвязи всех лепестков не на уровне отдельно взятых моментов, а в целом. При этом родители высказывают предположения по поводу общих закономерностей, а модератор корректирует их идеи так, чтобы родители приходили к правильным логическим выводам.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
Чтобы обсуждение было объективным, нужно выслушать мнение всех желающих. Общение и общество  — родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное — общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
Способность общаться… Что это – врождённый, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться? Психологи считают, что коммуникативные способности у каждого разные и вот из чего они состоят: (Слайд 10)
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).2. Умение организовать общение («Я умею!»).3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»). Способности к общению формируются уже в дошкольном возрасте, дети 5-6 лет сами могут договориться об условиях игры со своими сверстниками. Всему этому дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.
Какие проблемы могут возникнуть у младшего школьника и подростка в сфере общения?
Перечислим некоторое наиболее характерные, с которыми часто обращаются к учителям или психологам:
Застенчивость
В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда,   препятствующий нормальному Информационные: умение ориентироваться в информационных потоках, уметь осознанно воспринимать информацию.
Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний.
Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе.Социальные: способность к сотрудничеству, способность критически рассматривать отдельные аспекты новой информации.
общению,  наиболее  часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.
(сообщение родителей)
Агрессивность
(сообщение родителей)
Неадекватная самооценка
(сообщение родителя)
Речевые нарушения у детей
(сообщение родителей)
Эгоизм, конфликтность
(сообщение родителей)
Замкнутость
(сообщение родителей)
Неуравновешенность
(сообщение родителей)
После раскрытия содержания каждого момента модератор останавливается и предлагает родителям обсудить данный момент и подводить их к единому решению.
Модератор продолжает лекцию по теме знания и нормы правил общения
Эстетическое воспитание – это тема отдельного разговора. Если вы хотите, что у вашего ребёнка были друзья, что сверстники любили его, чтобы ваш ребёнок не был изгоем, научите его правильно вести себя в обществе. С хорошими манерами не рождаются. «Посейте поступок – наживёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу» - заметил английский писатель У. Теккерей.
Манеры человека определяются нормами, принятыми в обществе. С влияние среды на манеры и поведение школьника мы сталкиваемся ежедневно. Сравните, например, поведение ученика в общественном транспорте, когда он едет вместе с родителями и когда – со сверстниками. В последнем случае даже скромный и застенчивый ребёнок чаще всего ведёт себя шумно и вызывающе. Очень велико влияние средств массовой информации: достаточно р. увидеть, как герой кладёт ноги на стол, сморкается, ругается, и он чуть позже или раньше обязательно попробует проделать то же самое. Некоторые родители, пытаясь уменьшить влияния среды, резко ограничивают круг общения своих детей. Это неправильная позиция. От всего уберечь ребёнка мы не в состоянии. Необходимо не создавать стерильные условия вокруг него, а учить его противостоять отрицательным влияниям окружающей среды.
Следует подчеркнуть, что воспитание хороших манер – процесс длительный и трудоёмкий. Главный смысл его заключается в том, чтобы ребёнок не только знал, как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. В противном случае его вежливость может оказаться издевательской, доброжелательность – унизительной, внимание – оскорбительным. Иными словами, взрослым следует не столько заниматься изучением правил поведения за столом и в общественных местах, сколько уделять каждодневное внимание усвоению этих норм. А хорошие манеры исключительно высоко ценятся в современном обществе, а значит, окажут влияние на успешность вашего ребёнка в будущей взрослой жизни. Проработка содержания темы обучающимися20 мин. Эксперты педагогической ситуации Заимствованный Цели и задачи использования метода:
Осознание того, какие выводы хотели бы сделать участники из группового опыта.
Необходимые материалы: Приложение «Презентация»
Тест-игра с родителями «Как Вы общаетесь с детьми?».
Провести с родителями тест-игру и предложить выбрать те фразы, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми.
«Сколько раз тебе повторять!»
«Посоветуй мне, пожалуйста…»
Не знаю, что бы я без тебя делала!..»
«И в кого ты такой уродился?»
«Какие у тебя замечательные друзья!»
«Ну, на кого ты похожа!..»
«Вот я в твое время…»
«Ты моя опора и помощница(к)»
«Ну, что за друзья у тебя!»
«О чем ты только думаешь?!»
«Какая ты у меня умница!»
«А как ты считаешь, сынок (доченька)?»
«У всех дети как дети. А ты?!»
«Какой ты у меня сообразительный (ая)!»
После сделанного выбора предлагается оценить выбранные фразы:
2 б. 8. 1б.
1б. 9. 2б.
1б. 10. 2б.
1б. 11. 1б.
1б. 12. 1б.
2б. 13. 2б.
2б. 14. 1б.
Подробная технология проведения:
Каждый родитель участвует в тесте-игре и выбирает те фразы, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми.
После самооценки своих результатов допускается обсуждение, в ходе которого модератор корректирует их выводы.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
Постараться услышать высказывания родителей и прийти, по возможности, к единому мнению. Модератор:
Сейчас вы выберете те фразы ситуациями, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми.
Так как мы с Вами хорошо сегодня поработали и пробелы в своих знаниях по теме собрания Вы закрыли, то Вам не составит труда найти правильный
выход из предложенной ситуации.
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Подводятся итоги теста-игры.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от Вас.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.
Информационные: умение систематизировать и организовывать информацию, ориентироваться в информационных потоках.
Познавательные: умение применять на практике полученные знания.
Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе.Социальные:
способность к сотрудничеству.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 5-10 мин. Вызов номеров Авторский. Цели и задачи использования метода:
Проверка внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, чувства товарищества.
Предварительная подготовка:
Не требуется.
Подробная технология проведения:
Модератор предлагает родителям встать и построиться друг за другом по группам, руки на плечах стоящего впереди. Каждому участнику группы присваиваются номера. Модератор называет определенный номер. Участники, услышав свой номер, должны сказать «Я» и быстро перебежать и стать впереди своей команды. Сделавший это первым, получает 4 очка, вторым -3, третьим – 2, четвертым – 1.
Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
- В группе могут оказаться пожилые люди или неспособные к передвижению, травмированные в данный момент. Модератору необходимо убедиться, что они смогут выполнить упражнение в противном случае попросить их понаблюдать за ходом игры вместо модератора, а самим включиться в игру. Модератор:
Уважаемые родители, давайте сделаем небольшую паузу и немного отдохнем и разомнем свои мышцы.
Итак, игра в которую мы сейчас будем играть называется «Вызов номеров». Для начала, вам нужно встать и построиться друг за другом так, чтобы ваши руки оказались на плечах стоящего впереди. Каждому из Вас будет присвоен номер. Услышав свой номер, Вы должны сказать «Я» и быстро перебежать и стать впереди своей команды.
- Вам удалось отдохнуть, отвлечься от задач собрания?
А что этому способствовало? Переключение на новые заботы. «Как бы не пропустить свой номер. Как бы успеть первым….» Все ощущения обострены до предела. И тем не менее, Вам удалось отдохнуть. Познавательные: владение навыками контроля различных видов деятельности.
Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе, владение навыками самовыражения.
Социальные: способность к сотрудничеству
Подведение итогов 5 мин. на объяснение; 10-20 мин. на индивидуальную работу; 30 мин. на написание, сортировку и обобщение содержания карточек Бланк обратной связи Авторский. Цели и задачи использования метода:
Выяснить отношение родителей к прошедшему собранию.
Необходимые материалы: Родителям выдаются на каждую группу для заполнения  «Бланков обратной связи» Приложение 3.1.
 Информация для вас была:
Доступной----------------
Новой---------------------------
Интересной----------------------
Полезной----------------------
Значимой----------------------
Особенно понравилось---------------
Не понравилось на занятии----------------
Ваши предложения и пожелания----
Спасибо!
После обсуждения участники могут завершить этап 3 фазы 1, т.е. убрать все свои опасения и оставить оправдавшиеся ожидания.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):
Не забыть подготовит и раздать родителям памятки
После собрания модератор, если есть необходимость, индивидуально консультирует родителей по теме собрания. Модератор:
Уважаемые родители наше тематическое родительское собрание подходит к своему завершению. Вам необходимо осмыслить результат своей деятельности, дать самооценку, определить для себя, остались ли у вас вопросы по нашей теме, которые мы сможем обсудить уже на следующем собрании.
У Вас на столах лежат листочки-бланки обратной связи. Вам нужно их заполнить.
По завершению деятельности модератор благодарит всех за активную деятельность и предлагает проанализировать, какие ожидания от собрания оправдались и какие опасения развеялись.
Теперь каждый из Вас может на планшете Вашей группы оставить оправдавшиеся ожидания и окончательно уничтожить развеявшиеся сомнения.
Модератор (после выполнения задания)
Посмотрим, насколько плодотворно мы с Вами потрудились.
Я надеюсь, что знания и навыки, полученные на этом собрании помогут Вам правильно организовать коммуникативную деятельность Ваших детей, а памятки Вам в этом помогут.
Спасибо за внимание!
Решение РС:
Обсудить с остальными членами семьи результаты диагностики коммуникативной сфера ребёнка, выработать единые требования к ребёнку и права общения с ним, со сверстниками.
Классному рук. Провести анализ анкет родителей и составить график коррекционных занятий с психологом или логопедом.
В общении с детьми учитывать рекомендации специалистов, сформулированные в памятках Информационные: умение извлекать систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения поставленных задач; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; умение представлять полученную и обработанную информацию.Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний.
Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе.Социальные: способность к сотрудничеству, способность принимать собственные решения на основе полученной информации.