Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».


-194310-224790Воспитатель Чупина В.Н.
Консультация для родителей
«Сенсорное развитие
детей раннего дошкольного возраста».
Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок,
разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на
помощь сенсорное развитие, с помощью которого «строится» фундамент
умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в
школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и
систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное развитие — это развитие его восприятия ребенком и
формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является
основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание,
воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного
запаса ребенка.
Сенсорное развитие способствует усвоению сенсорных эталонов.
Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы
(треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой,
маленький, самый маленький и т.д.). Эталоны пространственных
представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий,
колючий, пушистый и т.д.).
Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности.
Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление
представлений об окружающем мире. Сначала ребёнок постигает то, что его
окружает дома, в детском саду.
Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой.
Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать
как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с
сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без
специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами
можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся
сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами
предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя,
ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать
предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор
картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и
запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие
разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно.
Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги
с изображением окружающих предметов, животных.
Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры,
загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание
правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация
словаря.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного
осуществления разных видов деятельности, формирования различных
способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и
систематически включаться во все моменты жизни.
Игры можно сделать своими руками.
2005965-291465Например:
Поделки с прищепками
Сделайте любые аппликации. Пусть ребёнок при помощи прищепок
добавит не достающие детали, поясняя Вам, что получилось. Используйте
различные цвета, таким образом, Вы научите ребёнка различать цвета.
Большой и маленький
Нарисуйте что-либо большое, а Ваш ребёнок пусть рядом нарисует то
же самое, только меньше и ещё меньше. Затем задавайте ему вопросы о том.
Где больше и меньше, кто может быть папой мамой и малышом, какого цвета
колесо…
Бусы
Данные бусы изготавливаются из пластмассовых бутылок или
стаканчиков и шнурка. Необходимо нарисовать маркером образы на
пластмассе, вырезать и продеть через шнурок. Использовать эти бусы можно
для изучения фигурок (например, лесных и домашних животных), делить их
по классам, по цвету, создавать истории с их участием.