Консультация для педагогов групп раннего возраста «С чего нужно начинать учить ребенка играть?»


Консультация для педагогов групп раннего возраста
«С чего нужно начинать учить ребенка играть?»
Прежде всего заинтересуйте малыша игрой. Для начала взрослый может сам разыграть перед ним какую-нибудь простенькую ситуацию: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание на машине и т. п. Можно перевести в игровой план любимый ребенком стишок, в котором есть сюжет, или разыграть сказку.
Но ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Недостаточно просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же заиграет. Чтобы увлечь ребенка, взрослый должен быть увлечен сам. Ведь малыш не только подражает его действиям, но и заражается его эмоциональным состоянием. А игра — это прежде всего удовольствие. Покажите ребенку, что вам очень нравится играть. Лишь на первый взгляд кажется, что играть — это просто. Игра — творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые.
Однажды в доме ребенка мы наблюдали печальную картину. В ходе обследования детей выяснилось: все ребята играют совершенно одинаково. Создавалось впечатление, что это будто переведенные через копирку однотипные наборы действий, даже их рисунок, манера исполнения были похожи у всех детей. Внешне их действия выглядели игровыми, но игра была мертва. Ни малейшего отклонения от стандарта, ни одного интересного замещения или оригинальной ситуации. Причина оказалась проста: обучение игре проводили с детьми в жесткой урочной форме, т. е. взрослый уводил ребенка в кабинет и обучал его игровым действиям как арифметике, оставаясь при этом бесстрастным и равнодушным.
Разумеется, усвоив навыки такой игры, дети и сами остаются бесстрастными и равнодушными, способными лишь механически выполнять предложения, а то и требования взрослых. Задача же взрослого — вложить душу в игру малыша; в противном случае никакие игровые навыки не сделают игру творческой.
Постарайтесь подключить ребенка к своей игре. Малыш не сразу начнет играть самостоятельно. Игровой мотив лишь постепенно присваивается по мере заинтересованности игрой и овладения простыми игровыми навыками. Как и во всяком новом деле, ребенку требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение.
Иногда у ребенка могут возникнуть затруднения с выполнением каких-то действий, что может тормозить игру. Например, трудно взять игрушечную ложку или чашку и поднести эти предметы ко рту куклы. В этом случае взрослый, не акцентируя внимания на неумении малыша, может мягко взять его руку в свою и совершить действие вместе. Естественно, никакого насилия здесь быть не должно. Как правило, достаточно бывает одного- двух показов, чтобы ребенок начал повторять действие взрослого. Первые игровые действия должны осуществляться с реалистическими игрушками (имеющими сходство с настоящими предметами). Не следует сразу же вводить сюжет с новой игрушкой. Ребенок прежде всего должен сам освоить ее: повертеть, постучать ею, даже попробовать «на вкус». Такое исследование предмета его естественная потребность. После того как исследовательское любопытство будет удовлетворено, можно показать ребенку новый способ действия с предметом.
Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, с которой у него сложилась особая эмоциональная связь. Каждой кукле, собачке можно дать имя, кличку и спросить у ребенка, нравится ли ему. Игрушки, которые будут выполнять роль персонажа в игре, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными и т. п. Тогда и игра с каждой будет строиться индивидуально.
Наблюдения показывают:малыши, умеющие воспроизводить некоторые игровые действия, надолго «застревают» на них — по нескольку десятков раз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. На раннем этапе игры это неизбежно: ребенок отрабатывает схему игры, она для него — не только увлекательное занятие, но и труд. Бесконечное повторение одних и тех же действий характерно для всего поведения ребенка раннего возраста. Нужно дать малышу освоиться в новой для него действительности. Однако если в течение нескольких недель ребенок без конца повторяется, нужно помочь ему внести разнообразие в игру. Спросите малыша, что кушает его кукла, помогите найти ответ, предложите покормить ее чем-нибудь еще, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее.
Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляций с игрушками, заключается в том, что он еще не умеет планировать игру. Игровое действие имеет сложности, несмотря на свою внешнюю простоту. В отличие от реального утилитарного действия оно не регулируется результатом. Так, если ребенок что-то ест, он прекращает это действие тогда, когда чувствует насыщение. Засыпает и просыпается он тоже исходя из потребности своего организма. Другие режимные действия регулируются взрослым. Игра же нацелена не на результат, а на процесс. Определить, когда следует переходить к следующему игровому действию, ребенку двух-трех лет бывает трудно: во внешнем плане ничто не сигнализирует о том, что следует прекратить кормление куклы. Вот он и подносит без конца ложку к ее рту. Для того чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. На первых этапах развития игры такие схемы могут быть двухчленными. Например, взрослый, разыгрывая перед ребенком сценку кормления куклы, предварительно готовит для нее еду, а затем уже кормит, объясняя попутно смысл и последовательность своих действий. Так, он говорит: «Машенька наша хочет кушать. Мы сначала сварим кашку, а потом ее покормим. Где у нас кастрюлька?» Взрослый с помощью ребенка варит кашку и сообщает: «Все, сварили кашку. Кушай, Машенька». Так на глазах малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслуживает другое. Точно так же вместо бесцельного складывания кубиков можно вместе построить кроватку для того, чтобы положить в нее куклу спать, или привезти в машине «кирпичи», чтобы построить дом и поселить в нем петушка. В ходе таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие ради другого, удерживать цель игры. При этом полезно словами обозначать окончание одного действия и начало другого, например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Можно ненавязчиво поинтересоваться у малыша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем он сам сможет обозначать цель и результат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия могут сворачиваться и фиксироваться ребенком в чисто речевом плане, в форме таких высказываний: «Уже поела», «Уже погуляла».
Постепенно взрослый сокращает свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в его постоянном участии. И все же присутствие взрослого, внимание еще долго будет ему полезным, потому что ребенок не всегда сам может оценить достигнутое.
Открывая ребенку увлекательный мир игры и помня о том, что игра должна доставлять малышу прежде всего удовольствие, родители и воспитатели могут вводить в нее элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие, память. Специальные занятия на развитие этих психических процессов в таком раннем возрасте лучше свести к минимуму. При правильно организованном общении детей со взрослыми, в ходе их совместной деятельности с предметами разного назначения развитие всех этих процессов в игре происходит успешнее, нежели на занятиях, тем более коллективных, где ребенок должен слепо выполнять инструкцию взрослого, не понимая его цели. Особенно благотворна в этом смысле игра, где освоение форм, размеров, соотношения цветов предметов и т. п. включено в деятельность, интересную и осмысленную для малыша. После того как ребенок научится совершать первые игровые действия и у него появится желание играть, в игру можно вводить предметы разных размеров, которые можно сравнивать между собой (например, большую и маленькую куклу, объяснить, чем они отличаются друг от друга). Можно совместно обыграть ситуации: кормление игрушек из разной по величине посуды, катание их на разных машинках, укладывание спать на разных кроватках, обсуждая с ребенком варианты ситуаций, включая шутливые эпизоды путаницы и т. п. Разумеется, для этого в игровом уголке подбираются соответствующие игрушки. Постепенно малыш усвоит понятия «большой» и «маленький», научится сравнивать предметы по величине. Дома такая игра может разворачиваться на кухне, где мама готовит еду для семьи, а малыш рядом с ней — для своих кукол и зверей. Игра в «большое и маленькое» может на некоторое время стать отдельным увлечением ребенка.Точно так же можно начать обыгрывать понятие цвета. В раннем возрасте дети усваивают такие основные цвета, как красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, можно от лица куклы сказать, что она сегодня хочет надеть красное платьице и красные туфельки. Вместе с ребенком взрослый находит эти предметы, надевает их, повторяя название цвета, и отправляется с ней гулять. Постепенно набор цветов расширяется. Важно только не перегружать память малыша слишком большим объемом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Если ребенок не сразу запоминает их, не нужно ругать его, силой внушать правильное решение. Каждый малыш развивается своим, индивидуальным темпом и рано или поздно научится всему. А порицания или оскорбления могут надолго отбить у него охоту играть. Если взрослый чувствует, что ребенок еще не готов к усвоению нового, пусть не огорчается, не требует от малыша невозможного. Лучше вернуться к этой игре через неделю, месяц, за это время малыш может «созреть» и легко понять то, что упорно и безнадежно пытались в него вложить.
Уже с одного года в игру можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику. Очень полезны в этом отношении наборы строительных материалов. После того как ребенок вдоволь наиграется с ними доступными для него способами (вкладывание и выкладывание их в баночки, ведерки, коробки и т. п.), предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол, стулья для кукол и пригласить их в гости. Ваша фантазия подскажет разные сюжетные ходы в этом направлении. Не следует строить громоздкие сооружения, в процессе строительства ребенок может потерять цель игры или утомиться. Для начала можно использовать 2—3 элемента конструктора, такие, как кубик, параллелепипед, позднее — призму. Естественно, не называть эти фигуры научными терминами, лучше обозначить их так, чтобы ребенок мог сравнить название с теми предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша.