Семинар — практикум Игры и занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации


Семинар – практикум для педагогов «Игры и занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих в адаптационных группах.
Задачи:
- способствовать развитию навыков эффективного общения и взаимодействия;
- ознакомить педагогов с особенностями адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- ознакомить педагогов с играми и занятиями для детей в адаптационный период направленных на снятие эмоционального напряжения, развитие навыков взаимодействия друг с другом.
План
Ознакомление с понятием «Адаптация»
Игры и занятия - верные помощники в период адаптации
Практикум
Ход занятия
1. Ознакомление с понятием «адаптация»
Уважаемые коллеги, вам досталась очень сложная и в тоже время чрезвычайно важная работа: принимать малышей в детский сад. Вы становитесь заменой малышам семьи, ведь они большую часть своей дошкольной жизни проводят в садике, с вами. Вы становитесь для них второй мамой. И родители возлагают на вас огромные надежды. Вам необходимо проявлять по максимуму свои профессиональные качества, быть внимательными, чуткими, отзывчивыми, мягкими, компетентными. Изменение привычной социальной среды, сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой стороны требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трёхлетний ребёнок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то малыш раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывает появление стадии напряженной адаптации.Наша задача, по максимуму помочь малышам в этот сложный период.
Упражнение «Карандаши».
Все встают в круг. Расстояние между участниками 50-60 см карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняют следующие упражнения: поднять руки вверх, вернуть их в исходное положение; вытянуть руки вперед – отвести назад; сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед; наклониться вперед-назад-выпрямиться, присесть-встать.
Вот так объединившись, поддерживая друг друга, как в упражнении «карандаши», мы поможем нашим малышам адаптироваться к детскому саду.
Упражнение «Мозговой штурм»
Педагогам предлагается озвучить определение термина «адаптация».
Психолог подводит к тому, что традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Задание для участников:
Педагогам предлагаются фишки из трех цветов (по количеству участников), каждому необходимо выбрать одну (объединение в три группы). Каждой группе необходимо охарактеризовать три уровня адаптации («легкая», «средняя», «тяжелая») по соответствии цвету (желтый-«легкая», зеленая-«средняя», красная-«тяжелая»). С обратной стороны нарисовать пиктограмму (эмоциональный портрет новичка).
Психолог раздаёт материал, каждой группе (Приложение 1). Педагоги изучают материал, и предоставляют информацию другим группам. Каждая группа характеризует конкретный уровень адаптации.
Итак, мы можем прийти к выводу о том, что «Адаптация» (от лат. «приспосабливаю») – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Поэтому необходимо как можно больше уделять этому вопросу внимание. Для успешной адаптации детей к детскому саду, в помощь педагогам приходят разнообразные игры, помогающие привыкнуть малышам к ритму детского сада, снять эмоциональное напряжение и подружиться друг с другом.
2. Игры и занятия – верные помощники в период адаптации
Дети раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому, с целью предоставления помощи детям в период адаптации к детскому саду, необходимо использовать в течение дня с малышами различные игры и занятия, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, снижения импульсивности, тревоги, развития навыков взаимодействия друг с другом.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, пальчиковая гимнастика. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Параллельно с освоением игр с речевым сопровождением, полезно вводить занятия с различными предметами. На кончиках пальчиков находится огромное количество нервных окончаний. Трогая незнакомые предметы, ребенок получает новую информацию, которая передаётся в мозг, где сопоставляется с данными, полученными с помощью других органов чувств: зрения, слуха, обоняния. В раннем возрасте можно использовать игры с палочками, веревочками, фантами, камешками, пуговицами, прищепками, каштанами, орехами, крупами и т. д. Дети с большим удовольствием овладевают данными видами деятельности. Они заигрываются, успокаиваются, что способствует снятию эмоционального напряжения и общего оздоровления организма.
Отдельно хотелось бы остановиться на играх с песком и крупами.
«Самая лучшая для ребенка игрушка та, писал К.Д. Ушинский, - которую он может заставить по-разному изменяться, для маленьких детей самая лучшая игрушка – куча песка».
Первые контакты детей друг с другом в основном происходят в песочнице. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.
В играх с сыпучими материалами происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
Воспитатель становится проводником для ребенка в освоении, умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Интенсивнее и гармоничнее происходит развитие познавательных процессов.
Песок «заземляет» негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Занятия и игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости.
3.Практикум
В заключение нашей встречи предлагаю вам немного расслабиться. Погрузите свои руки в песок (крупу), приподнимите поочередно пальцы рук, теперь сделайте круговые движения ладонями в одну сторону, затем в другую.
Возьмите песок в обе руки поднимите вверх, высыпая, покажите, как медленно начинает идти дождь, теперь быстрее, еще быстрее и в обратном порядке.
Теперь давайте с помощью песка, двумя руками отдельно каждой нарисуем два домика (старайтесь рисовать синхронно). Облагородьте участок вокруг, нарисуйте дерево, кустарники, цветы. Полюбуйтесь, как красиво у вас получилось. Пусть это будут два дома наших малышей их собственный и наш с вами общий – детский сад, а мы с вами общими усилиями создадим спокойствие и красоту вокруг.
Расскажите о своих ощущениях.
Итак, мы пришли к выводу, что действительно песок может нас расслабить, отвлечь, снять напряжение, поэтому мы можем смело использовать сыпучие материалы в работе с детьми, а в период адаптации это особенно актуально.
Желаю удачи, до новых встреч.
Литература:
1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. – сост.Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006. -236с.
2.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-Институт специальной педагогики и психологии. 1988г.
3.Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. 72с.
Приложение 1
Три степени адаптации
При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня. Сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, малыш становится плаксивым, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными раннее навыками речи. Все эти изменения могут длиться до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы; это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «пылающие» щечки. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.
В период тяжелой адаптации, ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: нарушения в поведении настолько выражены, что граничат с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим. Избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, безусловно, вызывает тревогу у взрослых, однако ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду, требует еще большего внимания от взрослых. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется достаточно много времени.
МАКЕЕВСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №119
ЯСЛИ-САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
Семинар-практикум для педагогов
«Игры и занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации»
Подготовила:
практический психолог
Потапова О.В.
г. Макеевка 2016г.