Консультация для педагогов ДОУ на тему: Современный подход к проблеме адаптации детей раннего возраста


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 21 «Умка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Современный подход к проблеме адаптации детей раннего возраста»Кузьмина Наталья Анатольевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 21
г.Воркута 2016
За последние несколько лет существенные изменения произошли, прежде всего, в сроках оформления детей в дошкольные учреждения.
Происходит неправомерное сокращение сроков адаптационного периода в детском саду, который необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению, детям. Зачастую, родители приводят ребенка в группу сразу чуть ли не на весь день, подвергая его физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику - стрессу!
Часто оказывается, что малыш не отучен от памперсов. Многие родители ошибочно считают эту задачу чисто гигиенической и механически перекладывают ее решение на сотрудников детского сада. Однако любой специалист, работающий с детьми раннего возраста, скажет, что, прежде всего, это задача педагогическая и заключается она в воспитании у ребенка навыков опрятности умения сообщать о своих потребностях взрослому и регулировать их «отправление».
Необходимо с первого дня пребывания ребенка в детском саду отрегулировать с его родителями единую стратегию воспитания навыков опрятности, специально подчеркнув, что от решения этой проблемы зависит и психологический комфорт ребенка в детском коллективе, и его здоровье. Пребывание ребенка в детском саду жестко регламентируется целым рядом специальных документов и инструкций, в которых на одном из первых мест стоит соблюдение основных режимных моментов. Высаживание на горшки после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки должно стать единым требование в семье и детском коллективе!
Не менее важным педагогическим аспектом является соблюдение единых требований к режиму сна и отдыха. Впервые пришедший в дошкольное учреждение ребенок не может одномоментно включится в новый для себя режим! До этого в семье дети, как правило, придерживались семейного расписания.
На режим детского учреждения ребенка надо переводить постепенно. Для этого родителям по предварительной договоренности с администрацией детского сада следует приводить ребенка в группу на непродолжительное время. Не стоит жестко регламентировать длительность такого кратковременного пребывания ребенка в дошкольном учреждении 1-2 месяцами. По данным новейших исследований в области педагогики и физиологии, чем больше проблем в развитии имеет тот или иной ребенок, тем длительнее у него адаптационный период. Насильственное «впихивание» ребенка в новый режим приведет не только к нервному срыву, который часто ошибочно трактуется родителями как - то, что их малыш просто «скучает», но и к проявлению более серьезных
7
заболеваний. Многие из соматических, неврологических проблем присутствуют у современных детей с рождения, однако степень их проявления или тяжесть течения заболевания зависит от той обстановки, в которой находится ребенок. Неврологические реакции ребенка на детский сад и его соматические заболевания усугубляются на фоне психического дизонтогенеза, который игнорируется родителями как первопричина возникших трудностей адаптации в детском саду.
Впервые определяя ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение, необходимо тщательно подготовить его и к соблюдению определенных диетических требований к детскому питанию, и к переходу на режим самостоятельного питания.
Недопустимым является выполнение требований родителей об обязательном кормлении их ребенка с ложки. Консистенция шици, предлагаемой в раннем возрасте, регламентируется определенными нормами. В частности, постепенно осуществляется переход от супов - пюре к овощным супам, содержащим не протертые овощи. Если ребенок, не умеющий питаться самостоятельно, оказывается в группе своих сверстников, которые уже умеют пользоваться ложкой и хорошо справляются с разжевыванием твердой пищи, он подвергается риску поперхнуться или подавиться непривычной пищей, не дождавшись воспитателя, занятого в этот момент, например, раздачей хлеба. Поэтому чрезвычайно важно выявить в беседе с мамой все особенности овладения ребенком навыками самостоятельного питания, а также сформированность его умения пить жидкость из чашки, придерживая ее руками.
В настоящее время педагогические работники обычных групп детских садов все чаще вынуждены работать с соматически ослабленными и часто болеющими детьми. Эти дети, как правило, имеют в своей медицинской карте на момент оформления в дошкольное образовательное учреждение длинный список перенесенных заболеваний на первом - втором году жизни, а также многочисленные медицинские заключения и лекарственные назначения. Формально не имея однозначных противопоказаний для оформления в ДОУ, эти малыши представляют серьезную проблему для организации их воспитания и обучения в условиях организованного детского коллектива.
Воспитатель детского сада должен помнить, что часто болеющие дети, как правило, воспитываются в ситуации «гиперопеки», поэтому приучение их к самостоятельности должно идти постепенно, с максимальным вовлечением родителей в этот педагогический процесс. Следует активнее привлекать внимание родителей к тому, что только при соблюдении единых требований к обучению ребенка навыкам самостоятельного питания в семье и в ДОУ возможна быстрая динамика овладения новыми навыками.
3
Надо учитывать и вероятные неврологические особенности детей: склонность к поперхиванию и частым срыгиванием в первые месяцы жизни, повышенный рвотный рефлекс, который проявляется не только при попадании крошек твердой пищи на основании языка, но и при нахождении пищи в средне части ротовой полости. Ребенок раннего возраста с неблагополучным неврологическим анамнезом, не умеющий держать ложку, используя ее для зачерпывания пищи, и питья из чашки, требует дополнительного внимания со стороны родителей и воспитателей.
Немотивированные капризы и отказы от еды - достаточно частые реакции малыша на помещение его в новые условия, отрыв от родителей. Однако подобные состояния надо отграничивать от возможных ранних проявлений тяжелых психических дизонтогений, в клинической картине которых отказ от приема пищи стоит не на последнем месте. Также внимательно надо отнестись и к стремлению ребенка тянуть в рот несъедобные предметы, его игнорирование элементарных норм соблюдения чистоты и опрятности.
Современные данные медицины и коррекционной педагогики свидетельствуют о том, что выявление большинства психических заболеваний впервые происходит именно в раннем детском коллективе.
Необходимо научиться отграничивать трудности адаптации здорового ребенка от ранних проявлений отклонений в психофизическом развитии, последствия «гиперопеки» от девиантного поведения психически неадекватного ребенка.
В настоящее время назрела настоящая потребность в повышении информированности педагогических работников о современных проблемах психического и физического здоровья детей. Изменившиеся социальные условия в обществе, нарастание в нем материальных проблем и этических противоречий не может не повлиять на ситуацию в дошкольном образовании. Все чаще и чаще рядовые сотрудники - воспитатели, помощники воспитателей, педагоги дополнительного образования - вынуждены работать в чрезвычайно сложных педагогических условиях. Родители, часто просто игнорируют интересы собственных детей, приводя их в ДОУ неподготовленными: не умеющими есть pi одеваться самостоятельно, не контролирующими свои естественные потребности, не соблюдающими элементарные нормы поведения в коллективе. От четкости требований всего педагогического коллектива, от умения выработать единую педагогическую позицию зависят перспективы нахождения каждого такого ребенка в ДОУ, профилактика его возможных заболеваний и трудностей в развитии. Участие семьи ребенка в решении его проблем сделает педагогический процесс в образовательном учреждении по - настоящему эффективным, поможет реально, а не на словах снизить
4