Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)


Алёнкина Ольга Арнольдовна
Олимпиада по русскому языку: (Максимальное количество баллов = 52)
(Для учащихся с особыми образовательными возможностями6 – 9 классы)Ф.И.ребенка____________________________________ Дата рождения___________________
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________________
Учреждение (полное название) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
E-mail педагога (родителя) ________________________________________________________
Почтовый адрес _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задания для обязательного выполнения:
Давайте познакомимся! Составь и опиши свой портрет, используя слова в скобках (до 3 б.)___
Меня зовут… Меня зовут………………………………………................
Я живу в … Я живу в …………………………………………...............
Я учусь в … Я учусь в …………………………………………..............
Я (веселый, часто улыбаюсь, грустный, не люблю улыбаться) Я …………………………………………………................
………………………………………………………............
У меня (голубые, серые, карие, черные) глаза, как у (мамы, папы)У меня………………………………………………...........
………………………………………………………...........
Нос (прямой, курносый, слегка вздернутый, с горбинкой) Нос …………………………………………………...........
………………………………………………………...........
Губы (тонкие, пухлые, прямые) Губы ……………………………………………….............
Лицо (овальное, круглое, треугольное) Лицо …………………………………………………..........
У меня (светлые, русые, каштановые, темно-русые) волосы У меня ………………………………………………..........
………………………………………………………...........
Они у меня (короткие, средней длины, очень длинные) Они у меня …………………………………………...........
………………………………………………………...........
Я (среднего, маленького, высокого) роста Я ……………………………………………………............
Я люблю (петь, рисовать, танцевать, играть в футбол…) Я люблю ……………………………………………..........
………………………………………………………….......
Я занимаюсь в (швейной, столярной мастерской) Я занимаюсь в ……………………………………….........
…………………………………………………………........
Мой любимый предмет …. Мой любимый предмет ......................................................
Поработай с текстом. Вставь нужные окончания (до 2 баллов) ______
Суворов
Суворов был невысок____ роста, худощав____, немного сутуловат____. Лицо отличалось больш____ выразительностью. Лоб – высок_____, глаза больш____, голуб____, очень умн_____. Вся фигура, слова, движения были жив____ и деятельн_____.
По характеру полководец был скромн_____. Спал на охапке сена, укрываясь плащом.
Образованн_____ и любознательн_____, Суворов изучил математику, историю, географию.
В военн______ таланте отразился волев ______ характер Суворова.
Полководец – это ………………………………………………………………………..............
…………………………………………………………………………………………………….……....
Найди слово в слове. Знай, что может быть 35 слов (до 3 баллов) ______
ГОСУДАРСТВО .......................................................................................................................................
…………………………..……………………………………………………………………….………..…………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………........................................................................................
Придумай и запиши по 5 слов с орфограммой «удвоенная согласная» (до 4 б.) ______
РР СС ЛЛ
НН ММ ПП
Собрав слоги, ты сможешь узнать, какие гости были у слона на дне рождении
(до 2 б.) ____-
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружилась,
Так кружилась, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
ГО АН ЛО В ТИ ДИ ФЛА ПА КО ЗЕБ РА ДИЛ ГАК КО КРО ШИМ МИН РА КО ЛА ЗЕ ПАН РИЛ НА МОТ ГЕ БЕ ТИ РАФ Е ГИ МУР ГР ГО ПАН ЛА ЛЕ БРА БРАЗ ЖИ ЛЕ ТЕ САЙ МА …………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
Рассмотри рисунок, напиши мини-сочинение, озаглавь его (до 4 баллов) _________

........................................................................................
……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………...
Переставь прямоугольники с буквами так, чтобы слова по вертикали можно было прочитать как русскую пословицу, а справа прочтете такую же по смыслу грузинскую пословицу. Запиши пословицы, и объясните их смысл (до 3 баллов) ______
Л Е А Н 1
Е Г
Ш Н 2
Ш В
И С 3
К Я
Е Н 4
В Е
М О 5
Н Е
Е С 6
У К
Т Р7
Ш ШЬ Ь8
А О
И Е 9
1 пословица: ………………………………………………...
………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
2 пословица: …………………………………………………
………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
Вспомни десять птиц, в названиях которых есть орфограмма –оро– (до 2 б.)_____
О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О Допиши пословицы (до 1 балла) ______
Грамоте учиться, …………………………………………………………………………………...........
Что написано пером, ……………………………………………………………………………...............
Век живи, …………………………………………………………………………………………................
Отгадай шуточные вопросы-загадки (до 2 баллов) _______
Название, какого, очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? …………………………………………
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трех? ………………………………………….
Из каких четырех предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? ………………………………………….
В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? ………………………………………….
Отгадай ребусы, составь предложения с данными словами, подчеркни главные члены предложения (до 3 баллов)______

………………… …………………… …………………... ………………… …………………
……………………………………………………………………………………….........................
……………………………………………………………………………………….........................
……………………………………………………………………………………….........................
……………………………………………………………………………………….........................
……………………………………………………………………………………….........................
Прочитай стихотворение, подчеркни однокоренные слова, выдели корень слова (до 1б.) _______
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсменных смеячей!
Смейево, смейево, усмей, осмей, смешинки, смешинки,
Смеюнчики, смеюнчики,
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
Отгадай шарады, определи склонение существительных (до 3 баллов) _____
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой.
………………………………………………… Первый слог – личное местоимение,
Второй – детская болезнь.
А целое – тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он нужен. Что это?
………………………………………………
Начало – буква в слове «плот»,
Конец – местоимение.
А середина пара нот.
Все вместе – поощрение.
……………………………………………… Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
…………………………………………………
Посмотри на рисунок. Ответь, как называются отделы магазинов, где можно купить изображенные на картинках продукты? Напиши еще по 5 видов продуктов, которые можно купить в данных отделах (до 3 баллов) _____


………………………………
………………………………
………………………………
………………………………
………………………………
………………………………
………………………………
………………………………
……………………………...


……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
…………………………………
…………………………………
………………………………....
Задания повышенной сложности (на усмотрение педагога)
Ответь на вопросы (работа с энциклопедией) (до 5 баллов) _______
А) Как зарождалась письменность?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Б) На чем писали в Древнем Египте?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
В) На чем в древности писали люди?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Г) Чем сначала писали люди?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Д) Что такое справочная литература?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Е) Когда изобрели шариковую ручку?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Кому из великих людей принадлежат эти высказывания о русском языке? Напиши авторов (до 5 баллов) ______
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого………………………………………………………..
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. ……………………..
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться………………………………………………………………………………………...
Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью………………………………………………………………….....
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…………………………………
Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их………………………………………………………………….
Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем………………………………………………...
Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно……………………………………………………………………………………………..
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно….……………..
………………………………………………………………………………………………………
Язык и золото – вот наш кинжал и яд……………………………………………………………
Количество баллов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
Ответы:
Самостоятельная работа.
Полководец – это крупный военачальник, руководитель войск. Под его началом не менее 20-30 тысяч солдат и офицеров.
Год, город, град, оса, овраг, сода, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дрова, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, рост, рог, руда, рота, тур, враг, вор, водаРР СС ЛЛ НН ММ ПП
перрон касса аллея антенна сумма грипп
терраса масса коллектив ванна грамм группа
территория шоссе Алла Анна гамма аппетит
корреспондент кросс бюллетень теннис Римма аппликация
террариум дрессировщик иллюстрация туннель программа аппарат
баррикада класс коллекция тонна программист гиппопотам
корректор экспресс балл колонна комментарий труппа
коррупция пассажир металл сторонник килограмм гуппи
коррида рассказ кристалл Жанна телеграмма барракуда ссылка троллейбус Инна комментатор Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена, лев, тигр, зебра, пантера, сайгак, лама фламинго. Самостоятельная работа.
Шила в мешке не утаишь. В сене огня не скроешь. №№ прямоугольников: 3,1,5,2,4,6,7,9,8
Сокол, сорока, ворона, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.
Грамоте учиться, всегда пригодится. Что написано пером, не вырубишь топором. Век живи, век учись.
С-о-с-на, к-от, к-о-за, на-с-о-с, в родительном, на-с.
Машина, деревня, косы, сорока, ужин.
32 однокоренных слова.
Пар-та, я-корь, п-ре-ми-я, я-блок-о.
Кондитерский, рыбный, молочный, мясной, хлебный, овощной.
А) Рисуночное письмо служило для записей целого сообщения, и иероглиф обозначал слово или слог. Египтяне записывали некоторые слова. Египтяне записывали некоторые слова знаками. Овладеть таким письмом было трудно – ведь держать в памяти сотни знаков очень тяжело. Поэтому постепенно древние египтяне перешли к знакам, обозначавшим звучание слов или слогов.


Глаз Солнце Идти Находить Старость
Б) В Древнем Египте, писали на папирусе (в переводе с английского «paper» -бумага). На болотистых берегах реки Нил росли огромные заросли тростника – папируса. С высоких (до 3 метров) стеблей удаляли твёрдую оболочку, а сердцевину, а сердцевину разрезали на длинные полоски. Полоски вплотную одну к другой раскладывали на длинном, смоченном водой столе. Затем накладывали второй слой полосок – поперек полосок первого слоя. Сверху помещали груз. Из растения выделялся сок, который крепко склеивал оба слоя. Получившийся лист обрезали, выравнивали шероховатости, разглаживали, покрывали тонким слоем клея из муки. Теперь на папирусе можно писать. Но складывать папирус нельзя – он мог сломаться, поэтому листы папируса сворачивали в трубки – свитки.
В) Папирус, пергамент, глина, шёлк, бамбуковые дощечки, пальмовые листья, берестяная кора – вот на каких разных материалах писали книги в древности.
Г) О чём идёт речь? О гусином пере. Подняли его, наискосок срезали, почистили середину, обмакнули в чернила – и стало оно писать, то есть говорить, рассказывать.
Гусиное перо, а иногда воронье, павлинье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века. А вот перья кур, индюков, цесарок, голубей для этого не годились, так что ни одна курица, индюк или голубь не могли похвалиться тем, что они помогли знаменитым писателям создавать книги.
Д) Энциклопедии, словари, справочники – мы называем справочной литературой.
Энциклопедии бывают универсальные (охватывающие большой круг вопросов), а бывают – отраслевые (касающиеся какого-либо одного предмета – музыки, медицины, истории и т. п.). Есть энциклопедии с огромным количеством статей во множестве томов – например, Большая Советская Энциклопедия. Есть поменьше – например, Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. А есть маленькие. Все энциклопедии, словари имеют одну общую черту: в них легко найти нужное слово. Либо статьи расположены по алфавиту, либо указатель имен и предметов подсказывает, на какой станице искать.
Чем раньше вы научитесь пользоваться справочной литературой, тем легче будет учиться, овладевать новыми знаниями.
Е) В 1938 году Йозеф Биро получил патент на изобретение шариковой ручки. Через несколько лет англичане купили у Биро патент и начали выпускать ручки для лётчиков. В отличие от чернильной она не текла и работала на высоте безотказно.
Первая советская шариковая авторучка была изготовлена на ленинградском заводе «Союз» в 1949 году. До массового производства было еще далеко (оно началось в шестидесятых годах), но все же это было большое достижение.
Пушкин А.С., Гоголь Н.В., Паустовский К.Г., Куприн А.И., Тургенев И.С., Чехов А.П., Пришвин М.М., Толстой А.Н., Некрасов Н.А., Лермонтов М.Ю.