Предметная олимпиада по истории для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)


Олимпиада по истории: (Максимальное количество баллов = 40)
(Для учащихся с особыми образовательными возможностями6 – 9 классы)Ф.И. ребенка____________________________________ Дата рождения___________________
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________________
Учреждение (полное название) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
E-mail педагога (родителя) ________________________________________________________
Почтовый адрес _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задания для обязательного выполнения:
Какие знаменитые памятники архитектуры изображены на рисунках? Ответь по плану: (до 2 баллов)______
Название;
Автор;
Год создания;
Вес.

...........................................................................
.......................................................................... ...........................................................................
...........................................................................
........................................................................ ...........................................................................
Что в имени твоем? Напиши значения известных вам имен (до 2 баллов) _____
Александр – .......................................................
Андрей – .............................................................
Артём – ...............................................................
Виктор – ..............................................................
Георгий (Юрий) – ..............................................
Максим – ............................................................
Иван – .................................................................
Захар – .................................................................
Людмила – .......................................................... Екатерина – ......................................................
Елена – .............................................................
Ирина – ...........................................................
Ольга – ............................................................
Софья – ............................................................
Виктор – ..........................................................
Марина – ..........................................................
Анна – ..............................................................
Виктор – ..........................................................
Как возникли фамилии? Напиши по 5 фамилий по плану (до 2 баллов) _____
Русские фамилии, которые произошли от имен.
...........................................................................................................................................................
Русские фамилии, образованные от занятий людей в далеком прошлом.
...........................................................................................................................................................
Русские фамилии от названия городов и рек.
...........................................................................................................................................................
Русские фамилии от названий животных.
...........................................................................................................................................................
Русские фамилии от названий птиц.
...........................................................................................................................................................
Русские фамилии от названий деревьев, цветов, трав.
...........................................................................................................................................................
Напиши названия месяцев из русского земледельческого календаря. Напиши по одной поговорке к каждому месяцу (до 3 баллов) _____
Месяц Название в земледельческом календаре Поговорки
...................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
.................................................... Перезимье,
просинец......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
Снежень,
бокогрейБерезень,
протальникБерёзозол,
снегогонТравник
ХлеборостСтрадник,
макушка лета Жнивень,
разносол Хмурень,
ревун Листопад,
грязникПолузимник,
труденьСтудень,
стужалоКак зарождалась письменность? Что обозначили эти знаки в древности? Напиши (до 3 баллов) _____

.........................
............................
.............................
............................
............................
Что в древности обозначали данные слова? Напиши. Нарисуй (до 4 баллов) _____
Кокошник – ....................................................
............................................................................ Частокол – ......................................................
............................................................................
Ухват – .............................................................
............................................................................ Рогатина – .......................................................
............................................................................
Туесок – ..........................................................
........................................................................... Булава – ...........................................................
............................................................................
Составь родословную своей семьи (до 3 баллов) ______
Я.................................
275526563500
3923030184150016046451841500
54813204127500281051041275002349504127500

4417060349250010623553492500
...........................................................................................................................................................
Составь и нарисуй герб своего рода. Опиши, что он обозначает (до 4 баллов) _____
Герб – символ рода, города или государства. Род – объединение родственников.
Герб семьи – ...................................................
Описание герба семьи – ...............................
............................................................................
............................................................................
...........................................................................
............................................................................
............................................................................
............................................................................
...........................................................................
............................................................................
Где и кода появились народные ремесла: дымковская игрушка, гжель, берестяная резьба, хохломская роспись, русские матрешки. Подпиши народные промыслы, дай краткую характеристику: когда и где зародились эти народные промыслы (до 4 б.) ____

...........................
........................... ........................
........................ .........................
......................... ...............................
............................... ..................................
................................
Задания повышенной трудности (на усмотрение педагога):
Как назывались старинные русские монеты? (до 5 баллов)______
...........................................................................................................................................................
Как произошло слово рубль? (до 2 баллов) _____
...........................................................................................................................................................
На рисунках изображены старинные монеты. Как они назывались?
Подпиши (до 5 б.) _______

................................ .................................. ................................ ...................................... ................................... ......................................
Посмотри на исторические даты, какие события они ознаменовали (до 5 б.) _____
1564 год ........................................................ 1914 год.................................................................
1581 год ......................................................... 2 марта 1917 год...................................................
1613 год ......................................................... октябрь 1917 год..................................................
1703 год ........................................................ 1918 – 1922 годы.................................................
1709 год ........................................................ 30 декабря 1922 года...........................................
1773 – 1775 годы .......................................... 1 сентября 1939 года...........................................
24.06.1812 – 12. 1812 г.................................. 1941 – 1945 годы.................................................
26 августа 1812 год ...................................... 9 мая 1945 года....................................................
19 февраля 1861 года ................................... 12 апреля 1961 года.............................................
1897 год ......................................................... 1979 – 1989 годы.................................................
1894 год .......................................................... 1990 год ...............................................................
1905 – 1907 годы............................................ 12 июня 1990 года ..............................................
Количество баллов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
Ответы:
«Царь-пушка», 1586 г., Андрей Чохов, масса – 39,31 т; «Царь-колокол», 1733-1735 г. Иваном Моториным и его сыном Михаилом, масса около 200 тонн.
Александр – защитник людей; Андрей – мужественный, храбрый; Артём – здоровый; Виктор – победитель; Георгий (Юрий) – землепашец; Максим – великий, величавый; Иван – Божья милость; Захар – памятный Богу; Людмила – милая людям; Екатерина – чистая; Елена – светлая; Ирина – мирная; Ольга – светлая, великая; Софья – премудрая; Виктор – победитель; Марина – морская; Анна – милостивая; Виктор – победитель.Иванов, Петров, Сергеев, Алёнкин, Наталичева, Васильева; Кузнецов, Бондаренко, Ткаченко, Кожевникова, Караваева; Волгин, Москвин, Калугин, Ростов, Днепров; Зайцев, Волков, Медведев, Кабанов, Мышкин; Ястребов, Воронов, Сорокин, Воробьев, Стриженов; Осинцев, Колокольчиков, Дубцов, Полынцев, Ромашов.Январь – году начало, а зиме конец. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый. В марте день с ночью меряется, равняется. Солнышко с апрельской горки в лето катится. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. В июнь – разноцвет, дня спокойного нет. В июле солнце без огня горит. Что в августе соберешь, с тем зиму проведешь. В сентябре шуба за кафтаном тянется. В октябре ни на колесах, ни на санях. В ноябре зима с осенью борется. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Рисуночное письмо служило для записей целого сообщения, и иероглаф обозначал слово или слог. Люди записывали некоторые слова знаками. Овладеть таким письмом было трудно – ведь держать в памяти сотни знаков очень тяжело. Поэтому постепенно к знакам, обозначавшим звучание слов или слогов. Слова: глаз, солнце, идти, находить, старость.
Кокошник – головной убор замужней славянки. Ухват – приспособление для передвигания в печи горшков. Туесок – короб из бересты. Частокол – забор из заостренных бревен (колов вокруг славянского поселения. Рогатина – длинная толстая палка с железным наконечником. Булава – тяжелая палка с тяжелым шаром на конце.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
Гжель: в XVI веке в селе Гжель, недалеко от Москвы, стали создавать гончарные изделия и игрушки, которые отличались от других производителей. Они сделаны из белой глины, расписаны голубовато-синими красками.
Берестяная резьба зародилась в Вологодской области более 200 лет назад
Хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Монета – лат. слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юона предупредила римлян о том, что им грозит землетрясение. В благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю, предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор.
Возникновение слова «рубль» связано с должностью целовальника. Целовальник – должностное лицо в Русском государстве в XV–XVIII в., избираемое из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых обязанностей, в частности, рубки металлических гривен на части. Целовальник клялся честно выполнять порученное ему дело, для чего целовал крест. Целовальник рубил деньги на специальной свинцовой доске. Слово «рубль» и произошло от глагола «рубить». В XIV в. рубль представлял собой отрубленный от слитка кусок серебра без всякой надписи. Рубль состоял из 100 коп., или 200 денег, или 400 полушек. Куны, ногаты, резаны, белки. Так, ногаты – это часть шкурки, лапка животного. Резаны – обрезки серебряных монет.
Ракушки-каури; слоновая кость; шкурки куницы или белки; бараны; копейка времен Ивана Грозного; императорский один рубль.
13.
Дата Событие
1564 год Начало книгопечатания в России
1581 год Поход Ермака в Сибирь
1613 год Начало правления династии Романовых
1703 год Основание города Санкт-Петербурга
1709 год Полтавская битва
1773 – 1775 годы Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева
24.06.1812 – дек. 1812 год Отечественная война против Наполеона
26 августа 1812 год Бородинская битва
19 февраля 1861 года Манифест об отмене крепостного права
1897 год Всероссийская перепись населения
1894 год Начало правления Николая II
1905 – 1907 годы Первая русская революция
1914 год Начало Первой мировой войны
2 марта 1917 год Отречение Николая II
октябрь 1917 год Октябрьская революция
1918 – 1922 годы Гражданская война
30 декабря 1922 года Образование СССР
1 сентября 1939 года Начало Второй мировой войны
1941 – 1945 годы Великая Отечественная война
9 мая 1945 года День Победы в Великой Отечественной войне
12 апреля 1961 года Полет в космос Ю.А. Гагарина
1979 – 1989 годы Война в Афганистане
1990 год Избрание Б.Н. Ельцина первым президентом России
12 июня 1990 года День независимости России