Предметная олимпиада по чтению для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)


Алёнкина Ольга Арнольдовна
Олимпиада по чтению: (Максимальное количество баллов = 42)
(Для учащихся с особыми образовательными возможностями6 – 9 классы)Ф.И.ребенка____________________________________ Дата рождения___________________
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________________
Учреждение (полное название) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
E-mail педаога (родителя) ________________________________________________________
Почтовый адрес _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задания для обязательного выполнения:
Соедини стрелочками слова (20 слов состоящих из двух слогов) (до 2 баллов)______
а е и о у ы ю я
ж
к
л
м
н
прс
т
ф
х
ц
ч
ш жака
ла
ма42672014097000на
па
расата
фа
хацачаже
келемене
пере
се
те
фехецече
шежикили
ми
ни
пи
риси
тифи
хи
цичиши жоко
ломожуку
лумуну
пурусу
ту
фухуцучушу -
-
лымы
ныпырысыты
фыцы-
-
люмю
ню
пюрюсютю-
-
ля
мяняпярясятяно по
росо
то
фохо
цочошоша
Составь слова. С помощью данных слов, составь четверостишие или 2 предложения (до 4 б.)___
_то___
503555825500______
______
______
______
______ ня
6096008445500гро___
______
______
______
за
65087510223500 мой___
______
______
______
______ те
6330958382000 бан___
______
______
______
______ тик
................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Из каких произведений отрывки, напиши название рассказа и его автора (до 4 б.) _____
А) В зверинце шло представление. На деревянной сцене выступали три лохматые обезьяны. Фокстерьер играл на мандолине. Клоун в малиновом костюме, с золотым солнцем на спине и с золотой луной на животе, в такт музыке декламировал стихи:
Как три пшеничные мешка, Три развалились толстяка! …
.............................................................................................................................................................
Б) … Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушел дальше.
Мельник Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице....
.......................................................................................................................................................
В) – Васильевичу… Якову Васильевичу… а по фамилии…А фамилию вот и забыл!.. Васильевичу… Чёрт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шёл, помнил… Позвольте-с…
– Сейчас… Забыл! Такая еще простая фамилия … словно лошадиная… Кобылин? Нет, и не Жеребцов.
– Жеребятников? Кобылицын? Кобылятников? Лошадин?....(Овсов)
.......................................................................................................................................................
Г) … «Как тебя зовут, душа моя?» – «Акулиной, – отвечает Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, – да пусти ж, барин; мне пора домой». – «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию-кузнецу». – «Что ты? – возразила с живостью Лиза, – ради Христа не приходи. Коли дома узнают, что я с барином болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий-кузнец, прибьёт меня до смерти». …
........................................................................................................................................................
Д) Пётр стоял, расправив плечи, дышал всей грудью. Морской ветер трепал полы кафтана. Пётр смотрел вдаль. Там, за сотни вёрст на запад, лежали иные страны, иные берега.
– Здесь, у моря, – Пётр обвёл рукой, – здесь, у моря, – повторил он, – будем строить город. 16 мая 1703 года на пустынном острове Заячий заложили камень для строительства крепости, её назвали Санкт-Петербург.
......................................................................................................................................................
Е) …Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда, и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом.
......................................................................................................................................................
Ж) …Мальчик вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно время улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование – тяжелою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал тоже самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!
.........................................................................................................................................................
З) Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнообразное собрание диковинок: картины большей частью были написаны масляными красками, покрыты темно-зелёным лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индийского петуха в манжетах, нежели на человека, – вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хорзева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами….
.......................................................................................................................................................
И) На птичьем рынке я купил себе клеста. Он был с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным, как два кривых ножа.
Дома ставил клетку на окно, чтобы клёст мог поглядывать на улицу....
... Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста Капитан Клюквин...
..........................................................................................................................................................
Прочитай имена главных героев. Кто написал произведения, в которых живут наши герои (до 3 баллов) _____
Муми - тролль .......................................................
Гулливер ................................................................
Рикки-Тикки-Тави ................................................
Пеппи Длинный чулок .........................................
Гарри Поттер ........................................................
Малыш и Карлосон ..............................................
Чиполино ...............................................................
Маленький принц..................................................
Маленький мук..................................................... Бременские музыканты..........................................
Виннипух.................................................................
Золушка....................................................................
Кот в сапогах...........................................................
Маугли.....................................................................
Том Сойер................................................................
Дартаньян ................................................................
Хаттабыч..................................................................
Кай и Герда ..............................................................
Будь поэтом! Прочитай стихотворение. Вставь по смыслу недостающие слова. Напиши название и автора этого стихотворения (до 3 баллов) _____
Название ...................................................................... Автор .........................................................
Он был .........................................нашего района,
....................................................... из соседнего ...................................,И на него с опаской, но влюблено
Окрестная смотрела ...........................................
Она к нему пристрастие .................................................,Поскольку .................... командовал ............................................,
А плоский ............................................ так бросал .....................................,
Что тот, как .........................................., прыгал на .....................................
В густом ................................. устраивал ...............................................,
Играя там с ........................................................ в войну.
И как-то раз ...................................... он из ...................................
..................................................................незнакомую .................................
Отгадай загадки, нарисуй отгадки (до 1 балла) _______
Сели на странички
Веселые сестрички,
Сели, не молчат –
С нами говорят.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
В ней книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины.
У стены – большой и важный –
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже!
Посмотри на рисунки. Герои, каких детских сказок изображены на них. Дай краткую характеристику каждому герою по плану: имя героя; название произведения; автор; основные черты характера героя (3); каким поступком он прославился (до 2 баллов) _____
190563582423000 188849082423000
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
..................................................... ....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
.................................................... ......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
Объясни, что обозначают данные выражения (до 3 баллов) _____
А) Сказка про белого бычка.................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Б) Воздушные замки .............................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Г) Дотла сгореть ...................................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Д) Звезда первой величины..................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Е) Крокодиловы слезы .........................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Отгадай кроссворд «10 львов» (до 3 баллов) ______
-
- - л е в - 24003034417000- Первый ЛЕВ – властитель домны.
л
е в - - - А второй – цветочек скромный.
-
л е - - в - - Третий ЛЕВ пасет оленей.
л е - в -
- 49466518859500 Этот острый в мыльной пене.
- л е в -
- Пятый – корм для лошадей.
- - л е в -
- - - ЛЕВ – источник новостей.
- л е в
Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.
- - л е в -
- -7302530670500 Этот полю помогает.
- - л е в -
- Этот в руки взял штурвал.
л е - - в -
- А десятый – очень вялый,
Мирно дремлет вверх ногами!
Закончи пословицы (до 3 баллов) _____
Золото добываю из земли, .............................................................................................................
Книга твой друг,..............................................................................................................................В книге ищи не буквы,......................................................................................................................Книги не говорят,............................................................................................................................Испокон века,............................................................................................................................Придумай рифмы к словам (до 1 балла) _____
Вова – ..............................................................
Ворона – ..........................................................
Врач – ..............................................................
Весна – ...........................................................
Вагон – ............................................................ Удочка – ......................................................
Домик – ........................................................
Урок – ..........................................................
Карандаш – ..................................................
Гараж – .........................................................
Составь стихотворение, начиная с фразы «Осторожно ветер» (до 3 баллов) _____
Ветками черемух, Полетел куда-то Из калитки вышел,
164655510858500Осторожно ветер 3981455969000 Пожурил за что-то
Молодые крылья, Вперегонку с пылью.
Поиграл немного Постучал в окошко,
Воробьев знакомых
И расправив бодро Побежал по крыше; Автор: .............................................................Название .................................................................
............................................................................
.............................................................................
............................................................................. ............................................................................ ............................................................................
.............................................................................
............................................................................. ............................................................................
Раньше, у каждой буквы было свое название. Попробуй отгадать, какая буква спряталась за старыми названиями, напиши современные буквы (до 2 баллов) ________
«Аз» ...................................... «Покой» ............................... «Фертъ» ...............................
«Буки»................................... «Реки» ................................... «Червь».................................
«Веди» .................................. «Слово» ................................ «Ерть» ..................................
«Глаголь» ............................. «Твердо» .............................. «Еры» ...................................
«Како» .................................. «Укъ».................................... «Ерь» ....................................
Отгадай ребусы, напиши в каких произведениях, живут данные персонажи (до 3 б.) ___

.................................................
................................................. .................................................
................................................. .................................................
.................................................


к
.................................................
................................................. .................................................
................................................. .................................................
.................................................
2857507874000
.................................................
................................................. .................................................
.................................................. ..................................................
.................................................
Задания повышенной трудности (на усмотрение педагога):
Блиц-опрос (до 5 баллов) ______
Кого называют «солнцем русской поэзии?». Напиши названия трех произведений.
..........................................................................................................................................................................
Птица и хищница – герои басни. Кто автор и как называется басня? Напиши названия трех басен.
..........................................................................................................................................................................
Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?
..........................................................................................................................................................................
Так называется и рассказ Николая Носова, и стихотворение Корнея Чуковского?
..........................................................................................................................................................................
Какой писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных (Кто, чем поет? Чей нос лучше?). Напиши еще три произведения этого писателя.
..........................................................................................................................................................................
Известный во всем мире детский писатель К.И. Чуковский, на самом деле имел другие имя и фамилию. Напиши настоящее имя и фамилию К.И. Чуковского и три известных произведения.
..........................................................................................................................................................................
Знаменитая шведская писательница Астрид Линдгрен написала Сказку о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше. Как по-настоящему звали Малыша? Напиши его имя и фамилию.
..........................................................................................................................................................................
Историю трудолюбивой девушки описали и французский писатель Шарль Перро и немецкие сказочники братья Гримм. Кто она? Напиши еще по два произведения великих сказочников.
.........................................................................................................................................................................
Немецкие сказочники братья Гримм и А.С.Пушкин написали сказки с похожим сюжетом. Напиши название этих сказок.
..........................................................................................................................................................................
Количество баллов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
Ответы:
Самостоятельная работа.
Тоня, Таня, Маня, Паня, Ваня, Саня, гроза, глаза, слеза, коза, мойте, бейте, пойте, стойте, ройте, бантик, бинтик, фантик, прутик, кнутик. Ю. Олеша «Три толстяка», К. Паустовский. «Теплый хлеб», А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка», С. Алексеев «На берегу Невы», В. Гауф. «Карлик Нос», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Н.В. Гоголь «Портрет», Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»
Т. Янссон, Дж. Свифт, Р. Киплинг, А. Лингрен, Дж. Роулинг, А. Лингрен, Дж. Родари, А. де Сент-Экзюпери, В. Гауф, Бр. Гримм, А. Милн, Ш. Перро, Ш. Перро, Р. Киплинг, М.Твен, А. Дюма, Л. Лагин, Г.Х. Андерсен.
К.Я. Ваншенкин «Мальчишка»
Буквы, Книга, Библиотека, Книжный шкаф.
Чиполино, Ниф-ниф, Незнайка.
А) Бесконечное повторение одного и того же с самого начала, возвращение к одному и тому же; Б) Это выражение употребляется в значении: фантастические, невыполнимые планы, несбыточные мечтания; В) Что такое тло? Смысл выражения связано с глаголом «тлеть». На самом деле «тло» значит «основание». Сгореть до тла – сгореть до основания; Г) когда мы о ком-нибудь так говорим, это означает: он выдающийся мастер, крупнейший специалист; Е) лицемерные слезы, притворное сожаление; применяется к людям, притворяющимся сильно огорченными несчастьем кого-либо. Основано на древнем поверье, будто у крокодила, перед тем как он съест свою жертву, текут слезы.
Сталевар, левкой, оленевод, лезвие, клевер, телевизор, хлев, полевод, рулевой, ленивец.
Золото добывают из земли, знания из книги. Книга твой друг, без нее как без рук. В книге ищи не буквы, а смысл. Книги не говорят, а правду сказывают. Испокон века, книга растит человека.
Слово, корона, грач, красна, загон, дудочка, комик, звонок, пейзаж, багаж
Автор Исаковский М.В., «Ветер». Читать через две строки.
А, б, в, г, к, п, р, с, т, у, .ф, ч, ъ, ы, ь
Конь, кот, коза, стрекоза, мышь, рыбак, щука, медведь, лиса.
А.С. Пушкин; «Ворона и лисица» И.А. Крылов; Эдуард Успенский; «Телефон»; Виталий Бианки; Николай Васильевич Корнейчуйков; Сванте Свантенсон; «Золушка»; «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Литература:
Алёнкина,  О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М. : АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.
Азбука. Учимся читать, играя!: учеб. – метод. пособие / О.А. Алёнкина. –.М.: Планета, 2013. – 104 с.
Бгажнокова, И.М. Мир истории. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2013. – 207 с.
Бгажнокова, И.М. История Отечества. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М.: Просвещение. 2012. – 224 с.
Баранников, И.В. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. – 223 с.
Волина, В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
Гилевич, И.М., Зикеев, А.Г., Коровин, К.Г. Учебное пособие для учащихся подготовительных классов коррекционных образовательных учреждений I и II видов. – М.: «Просвещение». – 1999 г.
Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.
История России: учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –312 с.
Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажногковой. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 181 с. – (Коррекционная педагокика)
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для детей и педагогов/сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с.
Перова, М.Н. Математика : учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / М.Н. Перова. – 5-е изд. испр. – М.: Просвещение, 2007. 231с.
Перова, М.Н., Капустина Г.М. Математика : учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / М.Н. Перова., Г.М. Капустина. – М.: Просвещение, 2004. 224с.
Пузанов, Б.П. История России : учеб. для 8 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. учреждений VIII вида / [Б.П. Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. –311 с.
Пузанов, Б.П. История России : учеб. для 9 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / [Б.П. Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. –311 с.
Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
Сиварева, Т. Посмотри вокруг. Ростов-на-Дону. ООО ТИК «Антураж».–2011
Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
Чтение: учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / Авт. сост. З.Ф. Малышева. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005. –287 с.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
Электронный носитель – Viki.rdf.ru