ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


учитель английского языка Ряполова Оксана Васильевна, высшая квалификационная категория,
учитель немецкого языка Шомполова Ольга Викторовна, высшая квалификационная категория,
МБОУ лицей №5 города Ельца, Липецкой области
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою высокую актуальность. И необходимость преподавания правил дорожного движения в рамках школьной программы назрела уже давно, но из-за ее крайней загруженности на данном этапе ввести отдельный учебный предмет ПДД невозможно. Возникает необходимость в осознании каждого учителя своей ответственности в формировании у школьников культуры безопасного поведения на дороге.
Конечно же, в первую очередь данной проблемой обязан заниматься классный руководитель: проводить тематические классные часы, олимпиады, игры-соревнования, беседы. Но способствовать формированию системы знаний, умений и навыков учащихся по правилам дорожного движения возможно в рамках любого предмета, и урок иностранного языка здесь не исключение. Мы, учителя иностранного языка, тоже можем внести свою лепту в воспитании грамотного участника движения.
Анализируя УМК по английскому (УМК М.З. Биболетовой, УМК К.И. Кауфман) и немецкому (УМК И. Л. Бим) языкам в начальной и средней школе, делаем вывод, что материала по овладению школьниками ПДД недостаточно. В рамках учебного предмета «Иностранный язык» знакомство учащихся с правилами дорожного движения начинается лишь в 5 классе в цикле уроков по теме «Город. Улицы города». Дети в игровой форме знакомятся с видами транспорта, сигналами светофора и правилами пересечения пешеходами дороги согласно сигналам светофора, в УМК по английскому языку дети еще знакомятся с видами транспорта и движения в Великобритании. В учебниках по немецкому и английскому языку для 6-8-х классов прослеживается цикл уроков по теме «Ориентировка в незнакомом городе», где учащиеся совершенствуют навыки культурного поведения на улице и учатся ориентироваться в дорожных ситуациях в незнакомом городе. На этом ресурсы УМК по изучению правил дорожного движения в начальной и средней школе исчерпываются. И при планировании уроков необходимо вводить дополнительный материал по изучению дорожных знаков, причин детских ДТП, правил движения на велосипеде, по дороге, правил поведения на улице. В календарно-тематическом планировании не всегда получается выделить отдельные уроки по данной теме, и этот материал стараемся использовать на отдельных этапах урока.
Способствовать формированию системы знаний, умений и навыков учащихся по правилам дорожного движения возможно во время физкультминутки или речевой зарядки. В конце каждой четверти рекомендуем использовать 2-3 резервных урока на тему «Наступают каникулы», в рамках которой заниматься изучением правил дорожного движения.
В нашем лицее существует многолетняя практика проведения учителями-предметниками тематических и обобщающих уроков по ПДД. Участвуя в областном конкурсе на лучшего учителя по основам дорожной безопасности «Знание-жизнь», нами были разработаны уроки по ПДД. Расширяя возможности учебно-методического комплекса по немецкому языку, в цикл уроков по теме «Улицы города» в 5 классе было включено несколько уроков на тему «Правила движения на велосипеде, автомобиле и скутере». Данная тема является актуальной, т.к. школьники, садясь за руль велосипеда или скутера и выезжая на проезжую часть, чаще всего не знают правил передвижения на них. На заключительном уроке, который и был выставлен на конкурс, ученики объединялись в клубы любителей машин, велосипедов или скутеров, анализировали их преимущества и недостатки, систематизировали знания по правилам езды на данных видах транспорта и пытались убедить своих оппонентов в выборе транспортного средства.
Урок по английскому языку «Безопасность дорожного движения» был проведен в цикле уроков по теме: «Asking the way» (Как пройти до…?) в 6 классе с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма. Учащиеся знакомились с особенностями движения в Великобритании, сравнивали их с правилами движения в России, в результате сюжетно-ролевой игры самостоятельно сформулировали правила пешеходов. Знакомство учащихся с особенностями транспортного движения в стране изучаемого языка было направлено не только на воспитание грамотного участника дорожного движения, но и на формирование социокультурной компетенции и развития страноведческих знаний.
Проектная работа, сюжетно-ролевые игры, создание буклетов, проведение конкурсов, викторин, инсценировок, экскурсий по улицам родного города, виртуальных экскурсий - и это еще не все формы работы по изучению ПДД на иностранном языке. Каждый учитель может найти свой подход в изучении данной темы с учетом возрастных особенностей класса.
Совместный урок английского и немецкого языка «Безопасность движения за рубежом» посвящен знакомству с особенностями дорожного движения в Германии и Великобритании с целью их сравнения с правилами движения в России. В ходе подготовки к уроку предшествовала большая поисковая работа групп-экспертов стран изучаемых языков, целью их было отобрать материал, отражающий особенности дорожного движения в Европе и подготовить защиту презентации, а группе из России снять сюжет о том, как добраться до школы.
Продолжая работать по данной теме, заинтересовав учащихся, на внеклассное мероприятие по английскому языку «Правила дорожного движения» пригласили дорожного инспектора нашего города. В ходе ролевой игры ученики 6 класса были туристами из Великобритании и рассказали присутствующим о правилах движения в стране изучаемого языка, задали вопросы инспектору, исполняли стихи о правилах движения, разгадывали загадки, самостоятельно подводили итоги и делали выводы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.


Литература:
1.Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам.
Из-во «Аркти», 2004 год.
2.Кузовлева Н.Е., Пассов Е.И.Урок иностранного языка.
Из-во «Глосса-пресс Феникс», 2010 год.
2. Фролов М.П. Безопасное поведение на дорогах. Программы дополнительного образования для общеобразовательных учреждений 5-10 классы. Из-во «Дрофа»,2009 год.