Материалы для научно — практической конференции в начальной школе Электронные гаджеты и детское общение


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
Школьная исследовательская конференция
учеников начальной школы и воспитанников детских садов
«Первые шаги в науку»

Исследовательская работа
Тема: «Электронные гаджеты и детское общение»
Автор: Клещина Карина
Руководитель: Г. В. Головачева,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
«Образовательный центр»
2016 – 2017 учебный год

Содержание
1. Ведение.
2. Основная часть.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
3. Заключение (вывод).
4. Информационный ресурс.
Введение
Актуальность моей работы состоит в том, что электронные гаджеты вытеснили «живое» общение из детского коллектива. Многие мои одноклассники на переменах предпочитают играть в сотовый телефон, в планшет, слушать музыку в наушниках. Они не хотят разговаривать друг с другом и заниматься чем-нибудь более креативным - например: рисовать, раскрашивать, читать журналы, играть в настольные игры. Мои одноклассники стали меньше фантазировать, придумывать свои игры, рисовать мелком на доске, они увлечены электронными гаджетами. Ребята даже в школьном буфете не выпускают сотовый телефон из рук. Я стала замечать, что, когда девочки и мальчики на перемене играют с куклами, пазлами, рисуют, учителя только рады за детей. Но если в руках электронные гаджеты слышу от взрослых: «Хватит играть с планшетом!», «Иди, играй с ребятами!», «В эту игру тебе играть нельзя!», «Сядь правильно!», «Телефон – это не игрушка!». У меня возник вопрос: « Сколько времени ребенок общается с электронными гаджетами? И сколько времени уделяет общению с одноклассниками и друзьями?».
Проблема исследования: Влияние электронных гаджетов на общение между детьми.
Цель исследования: Доказать, что электроны гаджеты сокращают время «живого» общения.
Задачи исследования:
познакомиться с современными электронными гаджетами, чтобы узнать истинное предназначение их для человека;
выяснить путём анкетирования, какие электронные гаджеты более популярны среди одноклассников, сколько времени они тратят на общение с ними;
побеседовать с психологом, учителями, родителями по проблеме исследования;
найти информацию о влиянии электронных гаджетов на общение между детьми в газетах, журналах, в Интернете;
представить одноклассникам результаты исследования.
Объект исследования: Электронные гаджеты.
Гипотеза исследования: Я предположил, что если моих одноклассников заинтересовать на переменах интересными делами, то электронным гаджетам будет уделяться меньше времени. Тогда появится больше времени на общение между одноклассниками.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Классификация знаний о электронных гаджетах.
3. Опрос учащихся, родителей, учителей.
4. Анализ анкетирования.
Теоретическая часть
Сегодня электронные гаджеты стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве  с такими привычными и обыденными вещами, как ЭЛЕКТРОННЫЕ ГАДЖЕТЫ. В каждой семье присутствуют дома электронные гаджеты. Дети с первых дней жизни осваивают компьютер, электронную книгу, сотовый телефон. Интерес к ним проявляют сразу, как только симпатичные электронные вещи попадают в поле их зрения. Монитор с меняющимися в нём яркими картинками, музыка доносящаяся из наушников, яркая мышка, клавиатура, с множеством кнопочек. Это только внешние привлекательные стороны всех электронных гаджетов. Ребята растут, и электронные гаджеты привлекают обилием непознанного материала, огромное количество игр: весёлых, шумных, захватывающих. Родители говорят, что дети должны играть и общаться между собой. А общение в игре развивает мышление, память, внимание. В данное время у детей огромный выбор игр: настольные игры, конструктор, куклы, пазлы, игры на электронных носителях. Современные дети чаще всего увлекаются компьютерными играми на электронных гаджетах. Вырабатывая у себя привычку, играть в одиночку, что приводит к сокращению времени для общения с друзьями, одноклассниками. Я стал замечать, что, когда у одноклассников появляется свободное время, они берут в руки электронные гаджеты и забывают, что рядом есть ребята, с которыми можно поговорить. Экран телефона, плеер и яркие наушники заменяют «живое» общение.
Я выяснил, что обозначает слово gadget в переводе с английского – это небольшой прибор, для подключения к более сложным устройствам через определённый разъем, для расширения его функций. Все гаджеты отличаются необычностью и маленьким размером.
Виды:
1. Если гаджет выполнен в виде программы, то он называется виджетом. Операционная система Windows 7 пользуются всякими украшениями Рабочего стола (календари, часы, прогноз погоды и т.д). Эти украшения, называются гаджетами или виджетами.
2. Цифровые электронные устройства. Сейчас гаджетами называют все новейшие и продвинутые цифровые электронные устройства, такие как нетбуки, смартфоны, флешка-диктофон, видео очки, МРЗ-плееры, часы-мобильники, электронные книжки, планшеты, PSP.
3. Гаджеты для дома – самые полезные вещи. Это незаменимые помощники на кухне, в уборке квартиры.
Практическая часть
Работая над темой, я провела опрос одноклассников и ребят своего класса, чтобы узнать, тема моей работы актуальна в 21 веке или нет. Ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты. Ответы записаны в таблице.
Анкета
(для выявления актуальности проблемы)
№ Вопрос Количество ответов
Да Нет
1. Знаете ли вы, что такое гаджет? 20 -
2. Какие бывают гаджеты? 20 -
3. Следите ли вы за выпуском новых электронных гаджетов? 15 5
4. Как вы думаете, электронные гаджеты приносят пользу или вред? 19 1
5. Электронные гаджеты нужны вам только для игры?4 16
6. Интересует ли вас тема «Электронные гаджеты и общение детей»? 20 -
В опросе приняли участие 20 учеников моего класса
Вывод:
По ответам обучающихся можно сказать, что для большинства опрошенных учеников тема актуальна. Ученики 7 класса следят за выпуском новых электронных гаджетов, потому что используют их как помощников в учебе, а ученики начальной школы только играют в них.
По данной проблеме я встретился с компетентными специалистами и просто заинтересованными людьми.
Состоялась встреча со школьным психологом Синельниковой Любовь Николаевной. Она одобрила идею исследования, потому что электронные гаджеты владеют сегодня умами наших ребят. Поэтому именно они становятся одной из главных причин психологических проблем в раннем возрасте. Но в современном мире без электроники не прожить, а значит, нужно научиться сосуществовать с ней с наименьшими потерями для детского здоровья.
Я встретилась с учителем начальных классов Головачевой Ириной Александровной, которая отметила огромную важность и значимость поднимаемой проблемы. В современном мире дети интересуются электронными игрушками чаще, чем общением с друзьями и одноклассниками. Дети заменили «живое» общение на общение через сеть Интернета через веб-камеру. Многие дети используют электронные гаджеты лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает детское общение. Если подумать, то можно назвать ещё несколько минусов - это здоровье учащихся, портятся отношения с одноклассниками, родителями, учителями, снижается качество учёбы.
Беседа со школьным фельдшером Татаринцевой Людмилой Александровной. Дело взрослых – следить не только за тем, сколько времени проводит ребёнок за компьютером, но и в какие игры играет. Игры - это самое вредное. Движущееся изображение, мелкие элементы – всё это приводит к переутомлению, которое снимается очень не скоро. Поэтому нельзя ребёнку сидеть долгими часами за компьютером, отдых должен быть каждые 10–15 минут. Родители должны настаивайте на том, чтобы ребёнок сменил занятие, сделал гимнастику для глаз. Так что страшны последствия бесконтрольного применения электронных гаджетов. Ольга Ильинична предложила нам разучить гимнастику для глаз.
Гимнастика
* Подвигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, потом зажмуриться, считая до десяти.
*Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд пять.
*Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
*В среднем темпе сделать 3–4 круговых движений глазами вправо, затем влево.
*Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки и наоборот.
*Указательными пальцами поделать лёгкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
* Представь себя Буратино. Закрыть глаза и «посмотреть» таким образом, на кончик своего носа, считая до восьми. Нужно представить, что ваш нос растёт, а вы следите за этим занимательным процессом с закрытыми глазами. Потом нос так же должен уменьшаться – считайте в этот раз наоборот от 8 до 1.
Опрос учащихся начальной школы
Суровиков Сергей – 4-Б:
«Очень люблю играть в планшет, но мама долго не разрешает».
Давыдов Игорь – 4-Б:
«Завидую тем кому разрешают играть в планшет сколько захочешь».
Шестерин Женя – 4-Б:
«У меня много электронных гаджетов. Нравится играть в гонки на PSP. На большом экране планшета играть в стратегию. Родители часто говорят, что я много времени провожу за монитором, что заболят глаза».
Гаврилов Алеша – 4-Б:
«Я завидую тем, у кого много электронных гаджетов. Мне родители купили только сотовый телефон с разными функциями. Я могу играть в игры и заходить в Интернет».
Калачева Вика –4-Б:
«У меня нет продвинутых электронных гаджетов. Моя мама против покупки. Жду, когда подарит бабушка ».
После опроса ученикам моего была дана анкета по выявлению влияния гаджетов на общение между детьми.
Инструкция к анкете: подчеркни ответ, с которым ты согласен.
1. Есть ли у тебя электронные гаджеты? Да 20 чел.
Нет -
2. Кто купил или подарил электронные гаджеты? Родители 18 чел.
Родственники 2 чел.
3. Сколько раз в день ты общаешься с электронными гаджетами? от 1 до 2-х раз 2 чел.
Более 2 раз 18 чел.
4. Сколько времени занимает общение с электронными гаджетами? 30 минут 6 чел.
Более часа 14 чел.
5. Общаешься ты после уроков с одноклассниками, друзьями? Да 19 чел.
Нет 1 чел.
6. Ты уделяешь больше времени друзьям или гаджетам? Друзьям 15 чел.
Гаджетам 5 чел.
7. Контролируют время работы с гаджетами родители? Да 5 чел.
Нет 15 чел.
8. Что тебе больше нравится общаться с друзьями или с гаджетами? С друзьями 15 чел.
С гаджетами 5 чел.
В анкете приняли участие 20 учеников моего класса
Анализ анкет учащихся показал, что все обучающиеся имеют электронные гаджеты. На вопрос «Кто купил или подарил электронные гаджеты?» ответили ученики: «родители» - 18 человек, «родственники» - 2 человека .На вопрос «Сколько раз в день ты общаешься с электронными гаджетами?» ответили: «от 1 до 2-х раз»- 2 человека, «более 2 раз в день» - 18 человек.
«Сколько времени занимает общение с электронными гаджетами?» ответили: «30 минут»- 5 человек, «более часа»- 15 человек.
На вопрос «За временем общения следят родители?» ответили: «да»- 5 учеников, «нет»- 20 человек, так как родители на работе.
На вопрос «Что тебе больше нравится общаться с друзьями или с гаджетами?» ответили: «с друзьями» - 15 человека, «с гаджетами»-5 ученика.
Вывод: Одноклассники ответили, что общение с гаджетами предпочтительней, чем с друзьями, которые вредничают, обижаются, не делятся своими игрушками. Электронные гаджеты не обижают детей, только дети переживают и нервничают когда играют с ними.
Потом я решила узнать, что известно об электронных гаджетах взрослым, проходящим мимо моей школы. Молодым и пожилым людям я задавал вопросы, на которые они с удовольствием отвечали.

Анкета
« Электронные гаджеты в жизни ребёнка»1. Знаете ли вы, что такое гаджет? Да 15
Нет 4
2. Покупаете ли Вы гаджеты для домашнего пользования? Да 15
Нет 4
3. Покупаете ли Вы электронные гаджеты своим детям? Да 18
Нет 2
4. Много друзей у вашего ребенка?
Да 15
Нет 4
5. С кем чаще общается ваш ребёнок с электронными гаджетами или с друзьями?С друзьями 14
С гаджетами 5
6. Контролируете ли Вы время работы ребёнка с электронными гаджетами? Да 12
Нет 7
7. Замечали ли ВЫ, что дети после игры с электронными гаджетами нервничают, психуют. Да 18
Нет 1
Часто Вы общаетесь с ребенком на тему «Электронные гаджеты и общение» Да 8
Нет 11

По ответам взрослых я сделал вывод, что для большинства прохожих тема актуальна. Все опрошенные знают, что современные дети быстро находят общий язык с любым из гаджетов. Гаджеты стали лучшими друзьями детей, а «живое» общение ушло на второй план. Небольшое количество взрослых сказали, что детям, у которых гаджеты самые лучшие друзья общение со сверстниками даётся гораздо хуже. И это волнует взрослых. Все взрослые сказали, что от электронных гаджетов ухудшается зрение и психическое здоровье детей. Присутствие в повседневной жизни электронных гаджетов должно быть под постоянным контролем родителей.
Чтобы опровергнуть или подтвердить свою гипотезу, я решила в течение двух недель предлагать одноклассникам интересные задания. Эта работа поможет мне сделать вывод по теме исследования. Сначала я выяснила, что для дружного общения нужен интересный материал, чтобы увлечь детей. Материал должен быть подобран по возрасту участников исследования. Если не соблюдать эти правила, не получится привлечь внимание одноклассников и отвлечь ребят от электронных гаджетов. Провести исследование мне помогал классный руководитель. Каждый день мы готовили сюрприз для ребят. На больших переменах устраивали соревнования по разгадыванию загадок, ребусов, собиранию пазл на время, разукрашивание картинок пластилином и т.д. Количество ребят принявших участие в этом деле я записывал в тетрадь. У меня получилась таблица.
№ п/п Количество обучающихся
заинтересо-
вавшихсяКоличество
принявших
участие Количество обучающихсяпродолжили играть в электронные гаджеты Количество обучающихсязанимавшихся
другими делами
1 день 5 2 8 15
2 день 5 3 8 16
3 день 6 4 10 11
4 день 10 10 8 7
5 день 10 10 7 8
6 день 15 15 5 5
7 день 13 13 8 4
8 день 12 12 8 5
9 день 20 20 3 2
10 день 25 20 5 -
Вывод:
Исследование длилось на протяжении двух недель. На третий день исследования ребята стали интересоваться, а зачем я устраиваю сюрпризы на перемене. На пятый день одноклассники уже ждали мои сюрпризы и прогнозировали, чем я их увлеку и займу на перемене. А на 10 день исследования мои одноклассники сами стали придумывать темы для сюрпризов. На 12 день сюрприз был подготовлен Калачевой Викой по собственной инициативе. Можно сделать вывод, что ребята могут отложить на время свои электронные гаджеты и пообщаться. Чем больше будет время для общения, тем лучше ребята узнают друг друга.
После двух недель сюрпризов я решила провести анкетирование и узнать, чем интересуются мои одноклассники в свободное время от учёбы и спортивных секций.
Анкета
«Ваши увлечения в свободное время»
№ п/п Вид интереса Количество
обучающихся
1. Играть в компьютер, планшет, PSP,сотовый телефон ( электронные гаджеты) 20
2. Играть на сайте «Одноклассники» 15
3. Смотреть телевизор 20
4. Читать электронную книгу 10
5. Гулять 20
Читать книги 10
Журналы 15
6. Рисовать 16
7. Играть с куклами, с машинками 20
8. Собираю журналы Винкс13
9. Вышивать 4
10. Шить куклам наряды 5
Вывод:
Ребята в свободное время занимаются разными видами деятельности. Больше всего увлекаются электронными гаджетами, но есть в классе необычные увлечения. Можно сделать вывод, что отвлечь от гаджетов можно любого ребёнка, не зависимо от его увлечения. После этой анкеты я предложил ребятам рассказать о своих увлечениях на классном часу. 12 человек – с удовольствием откликнулись на просьбу. 8 ребят – нужно было уговаривать, 5 человек – не согласились. Эти тринадцать человек входят в группу активных пользователей электронных гаджетов.

Вывод
Моя гипотеза подтвердилась. Если заинтересовать детей интересной работой, то они на время забудут о мобильных телефонах и планшетниках , PSP. Мои одноклассники заинтересовались исследованием и охотно предложили помощь в обработке анкет. Во время обработки анкет ребята общались, смеялись и провели время в активной беседе.
Информационные ресурс
1. http:// сomputermania.narod.ru/.
ПРИЛОЖЕНИЯ