«Использование системы игр и игровых упражнений, стимулирующих речевое развитие старших дошкольников».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55» г.Пермь, Россия


Ельцова Л.А, учитель-логопед

Сообщение из практики работы:
«Использование системы игр и игровых упражнений, стимулирующих речевое развитие старших дошкольников».
Качество речи – показатель интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Поэтому в своей педагогической деятельности со старшими дошкольниками много внимания уделяем речевому развитию, стимулируем речевые возможности, создаем такую обстановку в которой ребенок сам захочет пользоваться речью. Ведь речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности расширять свои познания об окружающем, узнавать что - то новое, накапливать опыт.
В настоящее время известно, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е расширение связи с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общения с ребенком. Это можно осуществить через игровую деятельность педагога и дошкольника. Для успешной работы с дошкольниками по развитию речи, в том числе и лексики, были подобранны игры и игровые упражнения, создана картотека этих игр. Формирование лексики проводилось по следующим направлениям:
расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
уточнение значений слов;
организация семантических полей;
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Для эффективной работы по речевому развитию, в том числе лексики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л.С. Выготским, С.Н.Карповой, И.Н.Колобовой, Л.В.Сахарным и др.
Старшим дошкольникам полюбились такие игры:
«Назови лишнее слово»
«Лишнее слово среди имен существительных» (слива, яблоко, помидор, груша).
«Лишнее слово среди имен прилагательных» ( желтый, красный, сильный, зеленый).
«Лишнее слово среди глаголов» (приехал, прибыл, убежал, прискакал).
«Сравни»
по вкусу: горчицу и мед;
по высоте: дерево и цветок;
по ширине: дорогу и тропинку.
«Скажи наоборот» (одеть – раздеть, поднять опустить);
«На что похоже?» (белый снег похож на. что?);
«Кто как передвигается?» ( лошадь – скачет, змея – ползает);
«Кто как голос подает?»(ворона – каркает, лягушка – квакает);
«Что какие звуки издает?» (дверь – скрипит, ветер – свистит);
«Отгадай что это за животное?» (сторожит, грызет, лает – кто это?)
«Какой? Какая? Какие?» (трава какая она? – зеленая, мягкая, высокая, густая побеждает тот, кто назовет последним слово – прилагательное)
Положительные эмоции вызывали такие игровые упражнения как:
Выбрать из 3 слов два слова – приятеля (дом, солдат, маршал)
Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу) (бежит: кто?/человек, собака, что?/ река, время);
«Закончи предложение» и назвать слова «неприятели» (слон большой, а комар).
Дети часто просили поиграть в игру: «Поле речевых чудес» (по А.З.Репиной). Игра представляет собой плоскость, на которую нанесены круги. В центре круга находится ядерное (главное) слово в виде картинки или схемы. Уточняем, что это - фрукт, посу
·да, игрушка, животное, птица и другое.
На первое поле (круг) - взрослый записывает слова – предметы, на второе поле - слова, обозначающие действие предметов, на третье поле - слова, обозначающие признаки предметов, которые называет ребенок. Синонимы и антонимы записываются так же на втором и третьем полях. На четвертом поле - решение словесных логических задач.

Например, главное слово - петух. Уточняем - это домашняя птица.
Первое поле - туловище, клюв, крылья, лапы, шпоры, гребешок и т.д.
Второе поле - залетает, перелетает, клюет, кукарекает и т.д.
Третье поле - красивый, важный, голосистый, огромный и т.д.
Четвертое поле - про какого человека говорят: «Ходит как петух?».

Преимущество этой игры заключается в том, что она позволяет развивать одновременно словарь, процессы словообразования, словоизменения, дает возможность автоматизировать поставленные звуки, развивать навыки оценочной деятельности ребенка.
Речевое развитие старших дошкольников происходит и через словообразование. Поэтому проводили такие игры как «Мастер - еньк» (аналогично –онк, - ик, -чик, -очк, - щик и т.д),которые помогают образовать слова в уменьшительно – ласкательной форме,





13EMBED CorelDRAW.Graphic.121415

Речевое развитие старших дошкольников происходит и через словообразование. Поэтому мы проводим такие игры, как «Мастер – еньк» (аналогично –оньк, -ик, -чик, -очк, -щик, -к и т. д.), которые помогают образовать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
дом – домик
забор – заборчик
лапа – лапка
Аня – Анечка
лента – ленточка
Даша – Дашенька
дед – дедушка
бусы – бусинка
нога – ноженька
дочь – доченька
тетя – тетенька
Дети очень любят игру «Два брата ИК и ИЩ». –«Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого звали ИЩ, он был высокий и толстый».
Домик – домище.
Носик – носище.
Также у старших дошкольников формируем словообразование глаголов с помощью приставок:-С, -НА, -ПО, -ПРО, -В, -ПРИ, -ЗА и т.д. Для этого организуем игру «Мастер –ПО»
Ужинать – поужинать
Спать – поспать
Мы представили самые интересные игры и игровые упражнения, которые используем в различных режимных моментах в работе со старшими дошкольниками. Игры и игровые упражнения помогли старшим дошкольникам понять антонимию, синонимию слов, а также речь дошкольников обогатилась обобщающими понятиями.
Наблюдается положительная динамика по формированию в речи дошкольника существительных, глаголов, прилагательных, наречий в количественном отношении. Диагностика словаря старших дошкольников после проведенной работы показала, что 85% детей имеют средний и высокий уровень речевого развития.
Систематическое использование этих игр позволяет обогатить и активизировать словарь старших дошкольников, что плодотворно влияет в целом на речевое развитие дошкольника, на формирование у него связной речи, а также на развитие мышления и других психических процессов. Материалы данного опыта работы могут быть востребованы, кроме воспитателей ДОУ, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, а также родителями, заинтересованными проблемами речевого развития старшего дошкольника.



Root Entry