Внеклассное чтение «В царстве басен И.А. Крылова». 5 класс


Внеклассное чтение. 5 класс.
Тема урока: «В царстве басен И.А. Крылова».
Цели урока:
Образовательные:
обобщить знания о жанре басни;
продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни;
продолжить работу по составлению характеристик героев басен.
Развивающие:
способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;
развивать устную монологическую речь;
развивать память, внимание.
Воспитательные:
расширить читательский интерес учащихся;
воспитывать нравственные качества через образы героев басен;
воспитывать чувство трудолюбия, взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока – обобщение и повторение.
Форма урока - нетрадиционная «Урок – турнир».
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение и инсценирование басен.
Теория: басня, аллегория, мораль.
Оборудование урока: портрет И.А. Крылова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями, реквизит для инсценирования, рисунок на плакате для рефлексии, разноцветные листья для рефлексии.18.02.2014 Ход урока – 5 класс 1
- Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.
-Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и книги Ивана Андреевича Крылова.
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней!
-Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Его образ кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и вашими первыми книжками. Иван Андреевич Крылов – замечательный русский баснописец. 15 февраля исполнится 245 лет со дня его рождения.
2
- Сегодня у нас необычный урок – турнир Знатоков, во время которого мы посетим особенное царство, где жители – необычные животные, у каждого из них - свой характер, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю – Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову. Будем читать басни, отвечать на вопросы, анализировать, инсценировать. За каждое правильно выполненное задание команда получит жетон.
-У нас сегодня 3 команды: представьтесь, пожалуйста.
(Команда «Баснолюбы» , капитан - ………………. )
(Команда «Всезнайки» , капитан - ………………. )
(Команда «Смекалистые» , капитан - ……………….)

-Начинаем 1-й тур – «Умники и умницы»! (слайд) 3
- Сейчас проверим, что вы знаете о басне.
-В течение 1 минуты подготовьтесь и сформулируйте полный ответ на вопрос.
-Я предлагаю капитанам подойти и выбрать задание для своей команды.
(Капитаны подходят, выбирают карточку с заданием, возвращаются к своим командам.)
(Читают задание, обсуждают и решают, кто будет отвечать)
-Итак, что такое басня? (Отвечают по очереди)
(Ответ: -Басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе сатирического характера, в котором заключен скрытый смысл. ) (Слайд)
4 -Спасибо! Что такое аллегория?
(Ответ: -Аллегория - это такое изображение жизни, которое таит в себе иносказательный, скрытый смысл.) (Слайд)
-Хорошо! А что такое мораль в басне?
(Ответ: -Мораль – это нравоучительный вывод, поучение, которое даётся в начале или конце басни.) (Слайд)
-Молодцы, ребята. Все справились с первым заданием!
(Жетоны).
- Мы переходим ко 2 туру, и нас встречают «Жители царства басен» (слайд)
-В баснях Иван Андреевич Крылов часто использовал образы зверей.
(На слайде – изображения животных)
5
-Вам надо будет вспомнить названия басен, в которых есть животные.
На это задание у вас 1 минута. (Капитаны команд подходят и выбирают карточки, на которых – изображения животных)
- Итак, в каких баснях можно встретить Лису и Муравья? Правильно!
Лиса –  «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»
Муравей – « Стрекоза и Муравей»
-Назовите басни, в которых присутствуют Волк и Слон! Верно!
Волк –  «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»
Слон – «Слон и Моська»
-Персонажами каких басен являются Мартышка и Петух? Молодцы!
Мартышка – «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Квартет»
Петух – «Кукушка и Петух» (жетоны)
6
- Я вижу, что что вы знакомы с баснями Крылова. За каждым животным закреплены определённые черты характера человека. Давайте дадим этим животным характеристику! На ваших столах –оранжевые карточки с предполагаемыми качествами человека. Выберите 2-3 характерные черты, которые можно отнести к вашим персонажам басен! На эту работу вам даётся 2 минуты. (Готовятся в группах)
-Объясните, какие черты характера человека олицетворяют собой животные.
-Слово команде …! Верно!
Лиса – хитрая, льстивая, лживая (Слайд)
Муравей – трудолюбивый, хозяйственный, справедливый (Слайд)
-Послушаем команду …! Молодцы!
Волк – злой, жадный, грубый (Слайд)
Слон – важный, величественный, сильный (Слайд)
--Прошу ответить команду … Правильно!
Мартышка – любопытная, глупая, невежественная (Слайд)
Петух – хвастливый, бездарный, льстивый (Слайд) (ЖЕТОНЫ)

10
-Спасибо, вы хорошо справились с заданием!
-И мы начинаем 3 тур «Угадай-ка!»
-На этих карточках – отрывки из басен. Вам необходимо угадать басню и рассказать о ней по плану. (План на слайде)
-На подготовку –3 минуты. Капитаны, получите задания!
(Капитаны берут карточки и возвращаются к своим командам)
План ответа.
Басня называется - …
Герои басни - …
Мораль этой басни заключается в том, что…
(Дети готовятся к ответам)
-Ребята, я прошу вас высказаться!
(Представители команд отвечают по плану).
- Молодцы!
11
-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть фрагмент мультфильма «Ворона и Лисица». Обратите внимание на интонацию актёров, озвучивших свои персонажи, и на поведение животных в мультфильме, так как вам придется показать свои актерские способности!
(Просмотр фрагмента мультфильма )__________________________________________________________
-Итак, мы переходим к 4 туру «Мы – актёры»! (Слайд)
-В течение 4минут вам надо подготовиться к выразительному художественному чтению по ролям и воспроизвести действия животных, представленных в баснях, с которыми вы работали в предыдущем туре.
(Дети готовятся)
- Для выступления приглашаются актёры команды … !(Выступление команды …)
-А сейчас свои актёрские способности покажет команда …!
(Выступление команды …)
-Актёры команды … - ваш выход!
(Выступление команды …)
-Я благодарю актёров!
________________________________________________________________
- Так чему же учат нас басни?
-Надеюсь, басни И.А. Крылова станут вашими верными спутницами и помощницами, потому что они помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.
12
Итог урока.- Наш турнир подошёл к концу. Команды, посчитайте свои жетоны!
(Вручаю командам грамоты.) (Сколько минут идёт награждение?)
РЕФЛЕКСИЯ.
-Перед вами лежат разноцветные листья. Жёлтые листья означают, что вам понравились басни, а зелёные - что вам хочется прочитать и другие басни Крылова. Выберите соответствующие листья и прикрепите на ветки дерева!
(Открываю доску, на ней – рисунок: солнце, петух на заборе, дерево без листьев, на ветке сидит кукушка.)
-Я рада, что есть и зелёные листочки. А это значит, что цель нашего урока достигнута.
- В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми баснями Ивана Андреевича Крылова, которые вы ещё не читали.
(На память раздам буклеты с рисунками и названиями басен).
Награждается
команда 6 класса А «Баснолюбы»,
занявшая ___ место в турнире, посвящённом
245-летию со дня рождения русского баснописца
Ивана Андреевича Крылова.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п.Синегорье»
_______________ С.И.Власенко
Награждается
команда 6 класса А «Всезнайки»,
занявшая ___ место в турнире, посвящённом
245-летию со дня рождения русского баснописца
Ивана Андреевича Крылова.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п.Синегорье»
_______________ С.И.Власенко
Награждается
команда 6 класса А «Смекалистые»,
занявшая ___ место в турнире, посвящённом
245-летию со дня рождения русского баснописца
Ивана Андреевича Крылова.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п.Синегорье»
_______________ С.И.Власенко