Урок развития речи в 8 классе. Выразительное чтение наизусть лирического произведения.

10. Русский язык, 8 класс Дата:..

Тема: Понятие о функциональных разновидностях русского языка.

Цели:

Образовательные
Формировать представление об основных функциях языка: коммуникативной, когнитивной, кумулятивной и эстетической; повторить и обобщить известные учащимся сведения о функциональных разновидностях русского языка; формировать умение определять стилевую принадлежность текста.

Развивающие
Развивать наблюдательность, внимание, творческие способности учащихся; умения работать в парах, выполнять самостоятельные, поисковые, аналитические задания; умения выполнять самопроверку, взаимопроверку; умения работать с материалом учебника, с дополнительными учебными пособиями; умения составлять связный ответ на лингвистическую тему, аргументировать свою точку зрения;

Воспитательные
воспитывать интерес к изучению русского языка, нравственно-этические качества обучающихся, культуру учебного труда.


Оборудование: учебник, дополнительные учебные пособия, раздаточный дидактический материал.

Ход урока

Оргмомент, самоопределение к деятельности

Актуализация изученного, проверка домашнего задания.


Формы, виды, приемы деятельности
Содержание деятельности

1.
Учебный диалог по теме
Взаимоопрос учащихся по теме «Стили речи»

2.
Индивидуальная работа учащихся – человек
Задание: решение теста № 3– часть 2 (см.: пособие Сениной)

3.
Анализ предложения => с объяснением у доски
Чистое небо, осененное светом солнца, раскинулось, как шатер, над томной, отдыхающей от осенних трудов землей.

Задания:
орфографический, синтаксический, пунктуационный разбор предложения.
Объясните лексическое значение слова: осененное, томной
Морфемный, словообразовательный разбор: осененное, осенних.



Мотивация к изучению новой темы.

Изучение нового материала.


Формы, виды, приемы деятельности
Содержание деятельности


Самостоятельная работа учащихся
Изучение теоретического материала учебника: § 4.


Первичное закрепление во внешней речи
Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием лингвистической терминологии => работа в парах.



Консультация учителя по вопросам учащихся



Закрепление изученного материала.


Формы, виды, приемы деятельности
Содержание деятельности


Работа в парах с последующим обсуждением
Упражнение 83.
Задания:
Определите стилевую принадлежность предложенного текста.
Обоснуйте свою точку зрения


Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, обсуждением
Упражнение 83.
Задания:
Спишите отрывок, демонстрирующий язык художественной литературы.
Определите тропы в отрывке.
Проведите синтаксический разбор предложений


Аналитическое задание =>
Работа в парах с последующим обсуждением
Упражнение 85.
Задания:
Рассмотрите рисунок и объясните, в чем состоит нелепость изображенной на нем речевой ситуации.
Прочитайте диалог. Почему он вызывает улыбку? Какое правило речевого общения в нем нарушено? Можно ли рассматривать рисунок как иллюстрацию к тексту?
Перестройте диалог так, чтобы его реплики соответствовали разговорной речи


Творческое задание => с/р с последующим обсуждением
Упражнение 89.
Задания:
Расскажите о сегодняшней погоде, составляя высказывания официально-делового, научного, худ. стилей.


Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание: §4, упр. 88 (по выбору), орфографический минимум.

Рефлексия.
15