Преемственность на различных уровнях обучения, как необходимое условие физического воспитания детей с ОВЗ.


Преемственность на различных уровнях обучения, как необходимое условие физического воспитания детей с ОВЗ.
Вольтман Светлана Викторовна,
учитель физической культуры первой
квалификационной категории
МБОУ «СОШ№5»,г.Братск.

Уважаемые коллеги, сегодня мы имеем возможность поделиться успешным опытом физического воспитания детей с ОВЗ.
Речь идет прежде всего о учащихся первого и второго уровня обучения имеющих задержку психического развития.
По данным Министерства образования количество таких детей в последние годы увеличилось в два раза , такая тенденция сохраняется в настоящее время. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно обострилась. Рост нервно-психических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости и показателями двигательной подготовленности. В школе где мы работаем накоплен успешный опыт работы с детьми имеющими ЗПР.
В МБОУ «СОШ№5» города Братска обучается 730 учащихся, из них 150 имеют диагноз ЗПР. С данной категорией детей интенсивно работают дефектологи, логопед, социальный педагог, психолог. Ситуация в центральном районе Братска складывается таким образом, что дети после прохождения ПМПК определяются для дальнейшего обучения в специальные коррекционные классы созданные на базе школы. Администрацией школы перед педагогическим коллективом ставится задача эффективного медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся с учетом их стартовых возможностей и в перспективе на зону ближайшего развития. Для этого необходимо обеспечить равновесие между адаптивными возможностями учащихся и образовательной средой школы. Как показывает практика, в этой ситуации перед педагогическими работниками возникают следующие проблемы;
- трудности подбором и реализацией средств, методов обучения,
- отсутствие у вновь прибывших учащихся необходимого двигательного опыта,
- использование учителями системы оценки деятельности учащихся исходя из их абсолютной успешности (использование стандартных батарей тестов),
- отсутсвие единых методических подходов на различных уровнях обучения.
В связи с этим педагогически целесообразно обеспечить преемственность (взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательным этапом) в системе физического воспитания детей с ОВЗ через:
- совместную методическую работу учителей физической культуры на различных уровнях обучения,
- отработку единых критериев отслеживания двигательной подготовленности,
-разработку системы оценивания отностительной успешности детей с ЗРП,
-разработку комплексов подготовительных, подводящих упражнений для формирования двигательных умений.
Таким образом совместная методическая работа учителей физической культуры, единые критерии отслеживания динамики двигательной подготовленности, использование системы оценивания относительной успешности учащихся, дает возможность:
- сохранить интерес и потребности учащихся к занятиям физическими упражнениями,
- обеспечить положительную динамику двигательной подготовленности,
- решать задачи формирования двигательных умений,
-способствовать процессу формирования универсальных учебных действий.
Сегодня мы наконец пришли к тому, что, в специальных коррекционных классах сравниваем достижения ребенка не с достижениями его сверстников, более успешных в познании, пристально рассматриваем его собственную динамику по шкале «было-стало»,радуясь малейшему продвижению ученика в зоне ближайшего развития.
В работе с детьми, имеющими ЗПР необходимо опираться на интересы и потребности детей. В этом случае удается эффективнее решать поставленные задачи, игровая деятельность у данной категории детей является приоритетной, вместе с тем они не могут долго заниматься одним видом деятельности, необходимо смена игровых поз ситуаций и интенсивное педагогическое воздействие. Однако эти дети с трудом переключаются с одной ситуации на другую, необходимы комплексы простейших физический упражнений в игровых заданиях.
Третий класс дети с задержкой психического развития в данном фрагменте вы можете увидеть наиболее эффективные физические упражнения, которые дают возможность формировать базовые двигательные действия (стойки, перемещения) спортивно-игровой направленности. В подвижных играх и эстафетах закрепляем навыки устного счёта, активизируя мозговую деятельность. Простейшая игра вызов номеров, ребятам предлагается выполнить простейшие арифметические задания, которые могут быть усложняться в зависимости от их стартовых возможностей. (объяснение игры). (Простейшая игра вызов номеров, …)(Игра на внимание 11 передач, здесь устный счет, дети в про себя выполняют счёт, не факт что может быть 11 передач, это может быть и 22.)
На сегодняшний день в условиях школы создана комплексная, динамическая система физического воспитания которая включает в себя средства, формы, приёмы, подходы, методы, использование которых позволяет избирательно воздействовать на отдельных учащихся, группу детей или на классный коллектив в целом.