Статья Деятельностный подход на уроках в начальных классах как необходимое условие формирования УУД при реализации ФГОС.







Деятельностный подход на уроках
в начальных классах как необходимое
условие формирования УУД
при реализации ФГОС.




Климова Л.М.,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ№7» г.Гая

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. 
Одна  из  основных  целей, которые  я ставлю перед собой, преподавая в начальной школе – научить детей учиться. Умение учиться в свою очередь сводится к овладению общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
- умение   организовать   собственную   учебную   деятельность   (подготовка   рабочего места, планирование учебной деятельности, умение принимать учебные задачи,  сформулированные  учителем, самостоятельно формулировать учебные цели и задачи);
- умение воспринимать и понимать информацию, поступающую из разных источников (слушать, читать, наблюдать);
- умение логически перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, делать  выводы, обобщать, классифицировать, обосновывать свои суждения);
- умение  диагностировать  и  корректировать  собственную  учебную  деятельность   (оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).
        На мой взгляд, развитие именно этих умений позволяет осуществить переход от школы простой  осведомленности, частных умений и конкретных навыков  («школы памяти») к школе мышления, действия и развития способностей («школе саморазвития»), достигнуть более высоких результатов в усвоении детьми предметных знаний, умений и навыков.
        Я стремлюсь создать для своих учеников такие условия, чтобы сохранить и поддержать индивидуальность каждого, чтобы знания о предмете они получали посредством экспериментирования с  ним. На уроках мои дети активны, любознательны, эмоциональны, доверчивы. Познание для них - это удовольствие, радость. При новой  форме организации учебного процесса учащиеся первого класса  могут научиться ставить учебные задачи, выбирать способы их решения, контролировать и оценивать себя и своих товарищей. Усвоение учебного материала происходит в форме учебной деятельности. 
         Учебная деятельность – особая форма активности личности, направленная на преодоление собственной некомпетентности, на саморазвитие и самосовершенствование. 
         Если проанализировать это определение учебной деятельности, становится понятна  позиция  педагога  по  отношению  к ученику.    Учитель –  не информатор,  не постановщик учебных задач, не контролер, не стоящий над учеником, а участник учебного процесса, который побуждает к постановке учебных задач и самостоятельному поиску способов решения этих задач, т. е. субъект, который создает условия для включения учащихся в учебную деятельность.
         Какие же технологии позволяют правильно организовать учебный процесс?
         Прежде всего - это технологии личностно ориентированного обучения, которые  позволяют учителю сделать главным предметом своей деятельности процесс развития индивидуальности каждого ребенка. В центре внимания стоит личность ученика, его интересы и способности. Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия я применяю следующие приемы и методы:
- приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
- методы диалога;
- приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
- игровые методы;
- рефлексивные приемы и методы.
        Деятельностный подход в обучении обеспечивает творческое усвоение детьми знаний. В этом случае знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении учебных задач и рассмотрении проблемных вопросов.  Общее знание усваивается учащимися посредством действенного анализа материала, мысль ребенка движется от общего к частному.
        Известно, что компонентами любой деятельности, в том числе и учебной, являются:  мотивационный,  целевой,  исполнительский  и контрольно-оценочный.
Рассмотрим, как организовать учебный процесс с точки зрения формирования учебной деятельности.
         Ребенок  усваивает  какой-либо  материал  в форме учебной  деятельности,  когда у  него  есть  внутренняя  потребность  и   мотивация  такого  усвоения.  Ведь  мыслить человек  начинает  тогда,   когда   у   него   появляется   потребность   что-либо   понять. И  начинается   мышление   с   проблемы   или   вопроса,  удивления   или   недоумения.
Проблемная  ситуация  создается  с   учетом  реальных   противоречий,   значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником   мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего,  на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На этом этапе я использую следующие приемы работы при общей доброжелательной атмосфере урока:
1)      ставлю проблемный вопрос;
2)      создаю проблемную ситуацию:
     - предъявление противоречивых фактов («Римские цифры»),
     - столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием  («Правописание безударных гласных в корне слова»),
     - ошибочное суждение педагога («Величины»),
     - невыполнимое практическое задание («Табличное сложение»);
3)  веду подводящий диалог (система посильных ученикам вопросов и заданий,   которые подводят их к осознанию темы урока):
     - репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори),
     - мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);
 4)  сообщаю тему с мотивирующим приемом:
     - использование стихов, сказок, загадок, исторического материала,
     - прием «актуальность» («Числа от 1 до 20»);
  5)  анализирую жизненные ситуации;
  6)  создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;
  7)  организую игру.
         В ходе такой организации работы учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать».
         Второе  условие  организации    учебной   деятельности  –  это   постановка   перед школьниками учебной задачи, т. е. предоставление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. В этом случае у школьника сформируется готовность   и   способность   принимать,  осмысливать,  удерживать  в  течение работы,
преобразовывать,  дополнять,  а также  самостоятельно  ставить  перед  собой  учебные задачи (целевой компонент учебной деятельности). На этом этапе создаю условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач:
1)      веду побуждающий диалог:
    - Какие есть предположения?
    - Какие вопросы можно задать?
    - Какие вопросы вы хотели бы задать?;
 2) организую фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися     учебных задач;
   3)  применяю приемы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение      всего урока (фиксирую предположения учащихся ).
       Учащиеся,  участвуя  в  диалоге,  дискуссии,  высказывая свою точку зрения, свое отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?».
       После   того,  как  сформулирована  цель   урока   и  поставлены  учебные   задачи, перехожу к организации поиска их решения, создавая условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач.
Исполнительский компонент учебной деятельности связан со способами и приемами решения поставленных задач. Он обращен к технике и   культуре учебного труда, направлен на предметное содержание вопроса. На этом этапе я:
1)      побуждаю к поиску собственного плана решения;
2)      учу выбирать более эффективный путь решения;
3)      организую процесс решения учебных задач ( фронтально, индивидуально, в парах
     сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава );
4)      стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;
5)      побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую     деятельность по выявлению их причин;
6)      консультирую;
7)      ненавязчиво контролирую;
8)      создаю «ситуацию успеха».
       При такой организации этого этапа урока ученик самостоятельно или с помощью учителя  выбирает  способ  решения  учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду узнавать?». Учащиеся  участвуют в  предположении и обсуждении способов деятельности,  формулируют гипотезы,  планируют  работу,  задают  вопросы  учителю, одноклассникам, осуществляют решение  учебных  задач,  работая  фронтально,  в  парах, в группах, индивидуально, осуществляют процессуальный самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.
       Завершающий компонент учебной деятельности - контрольно – оценочный. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка позволяет ему определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи. На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выбор задания по теме, выполнение разноуровневых заданий) и создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся:
1)      обучаю анализу полученного результата с точки зрения требования задач:
    - выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным      порядком действий,
    - памятки, алгоритмы, схемы, рабочие закладки;
2)      помогаю учащимся оценивать свои действия и действия товарищей.
На  этом этапе  урока   учащиеся   применяют  полученные знания  в  практической деятельности,  отвечая  на  вопрос: «Что я узнал?»;  осуществляют  само-  и  взаимо-контроль   (по образцу,  без предъявления эталона с другими,  с  собой в  прошлом); демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопрос: «На каком уровне я узнал?»
        Необходимо отметить, что я, учитель начальных классов не могу говорить о том, что у моего выпускника полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но уверена, что при такой организации учебного процесса у моих учеников закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе. Ведь у моего выпускника есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, он умеет учиться в условиях коллектива, он верит в свои силы, ему интересно, комфортно и хорошо в школе.