Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС


Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО
Жеребицкая Ирина Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «СШ № 33»
Здоровье подрастающего поколения в настоящее время вызывает тревогу у родителей и педагогов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей, Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей – хронически больные. К сожалению, подобная картина складывается и при оценке здоровья детей школьного возраста. У них наблюдается стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, увеличивается количество школьников, имеющих несколько диагнозов, снижается число абсолютно здоровых детей.
Только здоровая личность может качественно усвоить знания, максимально полно реализовать их, эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.
И здесь я не могу не согласиться со словами Н. К. Смирнова о том, что «Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное её условие!» Ведь здоровье человека – это бесценный дар, основа всей жизни человека.
На сегодняшний день проектирование здоровьесберегающей социально – контекстной образовательной среды нужно рассматривать в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
В современной педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики здоровьесберегающей образовательной среды:
создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, соответствующих не только требованиям СанПиНов, но и индивидуальным особенностям ребенка, создание благоприятного психологического климата;
обеспечение рационального и сбалансированного питания;
организация качественного медицинского обслуживания;
создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;
оптимальная, физиологически оправданная организация учебного процесса, использование средств оптимизации в учебном процессе;
введение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в преподавании учебных предметов и дисциплин;
формирование физической культуры как фактора гармонического развития физических и духовных качеств личности, организация групп для занятия физкультурой лиц с различной патологией; применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;
изучение состояния здоровья учащихся, создание системы мониторинга здоровья и физического развития; исследование факторов риска заболеваемости;
исследование потребностей ребенка, формирование ценностного отношения к здоровью, формирование навыков здорового образа жизни, формирование культуры здоровья;
субъектное включение детей и подростков в организацию процесса здоровьесбережения;
использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья.
На её решение направлено использование в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий.
Одним из первых педагогов, занимавшихся проблемой здоровьесберегающих технологий, был В. Д. Сонькин. По его мнению, здоровьесберегающая технология включает в себя:
условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Чуть позже появился термин здоровьесберегающие образовательные технологии. Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов).
По словам профессора Н. К. Смирнова, «…здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Такой подход предусматривает:
использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными;
учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы;
создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение работоспособности.
Опираясь на исследования М. М. Безруких, Н. К. Смирнова, О. В. Петрова, можно разделить здоровьесберегающие образовательные технологии на группы по основным направлениям здоровьесберегающей работы:
здоровьеохранительные – медицинские, защитно-профилактические, технологии организации здорового и безопасного образа жизни, здорового питания;
организационно-педагогические – технологии рациональной организации образовательного процесса;
физкультурно-оздоровительные – физическое воспитание, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия;
здоровьеформирующие – учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Все здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Остановлюсь на технологиях, которые использую на своих уроках.
Личностно-ориентированная технология, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На своих уроках ставлю цель разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов ребёнка, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология развивающего обучения (ТРО) строится на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности, его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Игровая технология Широко использую  в практике нестандартные уроки: уроки-игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме на уроках русского языка провожу словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, использую и на других уроках.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Вполне уместно применять методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопков в ладоши.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Работа в группе помогает учащимся избежать длительного сидения за партой.
В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задача учителя – найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей, сформировать у них основы валеологической грамотности, ценностного отношения к здоровью.
Для достижения поставленной цели свою работу с учащимися я провожу по следующим направлениям:
Диагностическая работа (оказание необходимой психолого-педагогической помощи на этапе поступления детей в школу, организация учебно-воспитательного процесса в классе с учётом результатов ежегодных медицинских осмотров )Профилактическая работа (беседы о вакцинопрофилактике, витаминизации пищевого рациона, о санитарных нормах при просмотре телевизора и работе за компьютером)
Общеоздоровительная работа (обеспечение учащихся горячим питанием в школе, проведение физминуток на уроках, включение в урок эмоциональных разрядок и «минуток покоя»)
Психологическая работа ( создание спокойной, доброжелательной обстановки на уроке, учёт индивидуальных особенностей детей, использование музыки)
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, на внимании детей.
Дети, попадающие учиться в один класс, значительно различаются не только по показателям объёма, распределения и устойчивости внимания, но и имеют разную степень работоспособности в течение дня и учебной недели.
Работоспособность – умение мобилизовать внимание на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:
физиологических – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
физических – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха, его влажность;
психических – самочувствие, настроение, а также восприятие поощрения, порицания.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки на 12 и 20-й минутах урока.
Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее - весенний период физкультминутка проводится при открытом окне. Дети очень любят эти физкультминутки. Например, «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.
Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп их выполнения. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Физкультминутки я провожу с учётом специфики предмета, часто с музыкальным сопровождением.
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!
Ах, какая стрекоза, словно бусинки глаза,
Вправо, влево, взад, вперёд, а сама как вертолёт!
На уроках широко используются игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О. В. Узорова, Е.А.Нефедова, 1 класс)
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буквы смогут написать.
Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить и награду получить.
Весёлые стихи помогают детям снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых. Пальчиковая гимнастика приносит огромную пользу, особенно па уроках письма. Руки первоклассников быстро устают. Ведь письмо для них очень сложный процесс. На пальцах и ладонях есть «активные точки». Массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю упражнения по формированию осанки, укрепления зрения, мышц рук, упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, и способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Важно планировать урок таким образом, чтобы:
его плотность была не менее 60% и не более 75-80 %.
средняя продолжительность одного вида деятельности длилась не более 8 минут, шло чередование от 4 до 5 видов учебной деятельности;
учитывались периоды работоспособности детей (период врабатываемости, высокой продуктивности, снижения продуктивности, т. е. утомления);
чередовались позы с учётом видов деятельности;
было наличие эмоциональных разрядок (поговорка, высказывание, весёлое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка);
рационально применялся компьютер и  технические средства обучения (уместность, целесообразность, соблюдение требований гигиены зрения);
вся наглядность соответствовала санитарно-гигиеническим нормам;
шло формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье (НОТ, памятки).
Здесь необходимо отметить, что ничто так не помогает ребенку учиться, как рациональный режим дня, четкие инструкции и алгоритмы для самостоятельной деятельности. Очень важно научить детей приемам самоорганизации, рациональному выполнению домашних заданий и пр. Для этого мной используются разнообразные памятки «Секреты успешной учебы».
На уроках русского языка при проведении минуток чистописания можно включать пословицы и поговорки здоровьесберегающего характера, например:
Здоровье всего дороже.
Без труда нет добра.
Чистота - залог здоровья.
Здоровье разум дарит.
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
С курами ложись, с петухами вставай.
Полезными для обучающихся могут быть следующие задания:
Запиши предложения так, чтобы получился связный рассказ:
Все упражнения ребята делают легко и ловко.
Стоит хорошая погода.
Бодрой походкой идут они на площадку.
Зарядка нужна для здоровья.
Школьники вышли на зарядку.
Составь из слов предложение:
Теле, здоровом, в, дух, здоровый дух.
Запиши по памяти:
Мы зарядку любим очень.
Каждый быть здоровым хочет.( О. Высотская)
При проведении уроков математики можно включать задачи следующего содержания:
При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого? (350-260=90)
Куда деваются эти кости? (Они срастаются)
Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками? ( В 2 раза)
(Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций)
Очень важно помочь учащимся сохранить психическое здоровье, на которое влияют следующие факторы:
морально – психологический климат в классе;
стиль педагогического руководства;
создание ситуации успеха на уроке;
снятие тревожности у учащихся на уроке;
Приветствие и прощание – этапы каждого урока, которые вырабатываются совместно. Взаимное приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведёт урок, ответ учащихся – реакция на заявку. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий в школе.
С целью повышения эмоционального настроя свои уроки начинаю с
небольших стихотворений:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
На вас надеюсь я, друзья.
 Мы хороший дружный класс,
 Всё получится у нас!
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Психологической наукой доказано, что процесс познания тесно связан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создаёт условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ученика.
Каждую четверть необходимо менять местами учащихся (рядами), ежедневно на каждой перемене проветривать класс, производить влажную уборку помещения.
Важное оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками. Они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю различные воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с врачом школьного стоматологического кабинета, выпуск странички здоровья в классном уголке, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия. Эти формы помогают  решать задачи  формирования у детей нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.
Важно вести с детьми разговор о правильном питании, о важности принятия горячей пищи. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни:
организация и проведение инструктажа по ТБ в различных ситуациях;
проведение Дней здоровья;
работа по программе «Здоровое поколение»: пропаганда здорового образа жизни среди учащихся (беседы, классные часы, викторины);
участие в школьных мероприятиях: «Весёлые старты»
выпуск «Страничек здоровья» в классном уголке;
работа санитарной комиссии в классе;
участие в соревнованиях «Лыжня России»;
приём кислородного коктейля не реже двух раз в год.
С целью оздоровления детей нужно вести большую просветительскую работу с родителями. Здесь может помочь всеобуч для родителей, на котором можно рассмотреть вопросы о необходимости проведения профилактических прививок, витаминизации пищевого рациона, о соблюдении санитарных норм при просмотре телевизора и работе за компьютером, о продолжительности сна, о соблюдении режима дня, о закаливании, о занятиях спортом, о физическом и нравственном воспитании в семье. Мной были проведены родительские собрания на тему «Осторожно, компьютер!», «Режим дня в жизни младшего школьника».
Практика показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Использованная литература
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. М.: АПКиПРО, 2002.
Безруких М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. М., 2002
Давлятчина Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. 2010. №10. С.46-48.
Середина Л. В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии // Начальная школа. 2010. №11. С.61-63.
Ремизова Т. Д. Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках// Начальная школа. 2010. №11. С.64-65.