Речь для выступления на круглом столе учителей начальных классов Секреты инклюзивного образования


СЛАЙД 1 11 мая 2015 года на Психологическом факультете Российского православного университета состоялась презентация книги «Каждый ребенок особенный».
СЛАЙД 2 Книгу написали в соавторстве декан этого факультета – священник Петр Коломейцев (как психолог он является специалистом в области специальной и коррекционной психологии) и выдающийся психолог и педагог из Германии Кристель Манске—руководитель созданного ею Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге. Более 40 лет она работает с «особенными» детьми -- с синдромом Дауна, аутистами, СДВГ и другими, является автором методик обучения таких учеников чтению и математике.
Как сказал, представляя издание, о. Петр Коломейцев, эта книга призвана  преодолеть чувство ксенофобии, отстраненности, которое возникает у многих людей при встрече с «особенными» детьми. Эта тема, которая отзывается болью и страданиями для родителей таких детей,  является в обществе «непрезентабельной», она напоминает о «неприятном», побуждает разделять детей на «наших» и «ненаших». «Для большинства такие дети оказываются «никакими» детьми. В этом есть глубокая давняя проблема отвержения всех, кто не такие, как мы.
СЛАЙД 2 К созданию этой книги шли долго – (о.Петр) через работу в летнем  лагере и интернате для детей-инвалидов, настоятельство на приходе для глухих, курсы сурдопереводчиков, дефектологический факультет, психологическую аспирантуру.
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4 Часть новой книги о. Петр посвятил человеку, которого считает своим главным учителем в области психологии и педагогики, – Л.С. Выготскому. Священнику пришлось «защищать» учителя: «Он считается марксистским ученым, но на самом деле он гораздо ближе нашему православному мировоззрению». Одна из глав так и называется --  «Выготский – психолог, который вернул психологии и педагогике душу».

Корифеи советской педагогики—Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев – совершили переворот в сознании Кристель Манске 40 лет назад, когда она вместе с коллегами терпела поражение за поражением, работая в школе для детей из социально неблагополучных семей в Мюнхене. Она рассказала, что именно знакомство с советской системой обучения наполнило ее «педагогическим оптимизмом» и стало отправной точкой для создания собственной педагогической системы: «У Выготского особое мышление. Его мысль в том, что проблема «дефекта» ребенка – в наших руках: мы можем действовать так, что дефект ребенка исчезнет! Проблема не в ребенке, а в педагоге. Наследие Выготского надо читать сердцем. Его книги излучают любовь ко всем детям», -- сказала К. Манске, известная в Германии как автор бестселлеров «Плохих учеников не существует», «Сила исходит от детей» и других.
СЛАЙД 5 Она не раз убеждалась, что традиционные педагогические инструменты в работе с особыми детьми не работают: «Мы перед этими детьми стоим с пустыми руками, мы терпим крах и должны признать нашу собственную неспособность». Но именно это побуждает К. Манске и ее коллег искать новые пути, с учетом всех возрастных особенностей их учеников.
«Совместно разделенный опыт» -- одно из ключевых понятий педагогики К. Манске. Она рассказала об этом на примере работы с подростком-аутистом, который изо дня в день на занятиях делал только одно – рвал всю свою одежду. Ему не помогали никакие терапии.  Кристель догадалась, что надо делать: она просила своих коллег принести из дома одежду, которую не жалко, и всю неделю они вместе с мальчиком увлеченно рвали ее на части, напевая при этом песенку: «Рвать материю прекрасно!» И впервые за много лет юноша остановился, заговорил, а через некоторое время он уже стал складывать из разорванных кусочков картинки, называл их – «Солнце», «Земля»... Так он открыл для себя речь. А потом  стал писать тексты! «Мы тогда поняли, что только разрывание ткани доставляет ему удовольствие, и мы разделили с ним эту радость. Чтобы вступить в коммуникацию, нужно совместно разделенное ощущение чистого счастья, общее разделенное настоящее. Важно понять, что другой человек важен для моей радости», -- утверждает профессор Манске.
Она рассказала также об опыте обучения чтению детей с синдромом Дауна с помощью особой азбуки. Ее ученики начинают читать в 3 года! В коротком выступлении она не смогла описать все подробности своего подхода, но завершила опять словами благодарности учителями, которые оказались общими у нее и у ее соавтора о. Петра: «Я так благодарна советским теориям обучения – они направляют наш взгляд в другую сторону. Это была революционная идея: любого ребенка мы можем привести к цели, если только правильно преподаем. Для особых детей мы не должны заранее определять цель, она возникает в пути, в диалоге. Мы должны доверять той силе, которая есть в ребенке, она может нам помочь».
СЛАЙД 6, 7 Главная задача: чтобы ни один ребенок во время урока или занятия не потерпел неудачу.
СЛАЙД 8 На заседании Государственной Думы Олег Смолин сказал, что
в России более 200 тысяч детей – инвалидов не получают образования вообще.
Многие дети с ОВЗ, обучаясь в обычных школах , не получают коррекционной помощи в обучении, а иные не числятся инвалидами вообще.
Необходимо создать специальные условия для обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ, где бы они не обучались, т.к. необходима и очень важна стартовая накапляемость знаний при получении дальнейшего образования и жизни в нашем мире.
Нельзя при внедрении нового, т.е. инклюзивного образования, разрушать хорошее старое, т.е. спецучреждения для коррекционного обучения ( д/с, или школы для детей со слабым зрением, слухом и т.п.)
Сегодня широко используется дистанционное обучение, электронные технологии, но детям с ОВЗ не будет вредным живое общение со сверстниками хотя бы 2 – 3 раза в неделю.
Таким образом необходимо не разрушать, а улучшать систему специального образования посредством внедрения инклюзивного образования.
ПРИТЧА О САМОЛЕТЕ.
ВЫВОД: Люди с ОВЗ могут все или почти все! Благодаря силе духа. Им просто надо немного помочь!!!