Преемственность дошкольного и начального образования. ПЛАН совместной работы детского сада Пчёлка и Старомихайловской школы на 2015-2016 учебный год


согласовано: согласовано:
Директор ЗаведущийСтаромихайловской ОШ Старомихайловский д/с "Пчёлка"
______________С.В.Лобецкая _____________В.Ф.ВоротынецПЛАН
совместной работы
детского сада "Пчёлка" и
Старомихайловской школы
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
руководитель МО
учителей начальной школы
Старомихайловской ОШ
Москаленко Е.Н.
Пояснительная записка
Совсем недавно преемственность было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны – дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребёнка- дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую реализацию данной проблемы. Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.
Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.
Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.
В детских садах всё чаще замечается искусственная акселерация развития ребёнка, излишнее увлечение школьными технологиями, а также игнорирование или недооценка игровой деятельности в дошкольный период детства.
Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». (Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)
Опираясь на « Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально- волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно-развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».
Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель.
Цель: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана:
Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе:
- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;
- фонематического слуха.
Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.
Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной
школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии с республиканским стандартом.
Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности, для успешной адаптации ребёнка в школе.
Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с республиканским стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.
Поднять престиж детского сада и школы.
Прогнозируемый результат:
Адаптационный период у первоклассников будет проходить быстро и безболезненно, благодаря раннему знакомству и сотрудничеству детей с будущим учителем в специально организованной деятельности.
Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной компетенции учителя и воспитателя.
Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, как целостного процесса, имеющего последовательный и перспективный характер.
Работа по преемственности позволяет, не травмируя психику ребенка, осуществить плавный переход от дошкольной жизни к обучению в школе.
Преемственность между детским садом и начальной школой приведет к формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.
Предполагаемая работа заинтересует родителей в том, чтобы отдать ребенка в Старомихайловскую школу.
План совместной работы
№ п/пВиды деятельности, мероприятия Сроки Ответственный
1 Организовать работу по целенаправленной преемственности. Разработать совместный план сотрудничества детского сада и начальной школы по подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению. Август - Сентябрь Руководитель методического объединения учителей начальных классов Старомихайловской ОШ, старший воспитатель Старомихайловского д/с "Пчёлка"
2 Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классе. Знакомство учителей с программой воспитания и обучения в д/с. Обсуждение и утверждение совместного плана работы Сентябрь Руководитель МО учителей начальных классов , учителя Старомихайловской ОШ, старший воспитатель Старомихайловского д/с "Пчёлка", воспитатели старших групп
3 Проводить совместные заседания МО с целью решения учебно-воспитательных вопросов и методических проблем. В течении года Руководитель МО
4 Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания первоклассников, посещение уроков. Наблюдение за успехами бывших воспитанников, развитием индивидуально- личностных качеств детей. В течении года Воспитатели
5 Знакомство учителей с программой обучения и воспитания дошкольников, посещение занятий в детском саду. Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка В течении года Учителя
6 Обмениваться опытом работы по обучению и воспитанию учащихся с целью соблюдения преемственности В течении года Воспитатели, учителя начальной школы
7 Приглашать воспитанников ДОУ на воспитательные внеклассные мероприятия, праздники. В течении года Администрация, учителя начальной школы
8 Создание банка данных детей 6-го года жизни, которые должны поступить в 1 класс, а так же создание банка данных детей 6-го года жизни, которые не посещают детский сад сентябрь Учителя 4 класса
9 Социально- психологическая адаптация к школе( тестирование, диагностика) сентябрь психолог
10 День открытых дверей в детском саду "Пчёлка" Знакомство родителей с работой педагогов по подготовке детей к школе. октябрь Старший воспитатель
Воспитатели старших. групп.
11 День открытых дверей для родителей будущих первоклассников в Старомихайловской ОШ октябрь Администрация, учителя начальной школы
12 Экскурсии детей в школу. Знакомство детей с классом, библиотекой, спортзалом . Выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник» Воспитатели, учителя
13 Разработка, изготовление, распространение рекламных объявлений о проводимых на базе Старомихайловской ОШ занятий по набору и подготовке детей к школе Сентябрь
Январь
Апрель учителя Старомихайловской ОШ
14 Организация и проведение занятий по подготовке к школе учителями начальных классов Старомихайловской ОШ Октябрь-март Учителя 4-х классов Старомихайловской ОШ
15 Подготовка тематических выставок для родителей 1 раз в квартал Воспитатели, учителя, библиотекарь
16 Родительское собрание «Помочь учиться». Ознакомление родителей с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. ноябрь Старший воспитатель
Воспитатели
Психолог.
17 Консультации учителей для родителей и будущих первоклассников:
Как развивать познавательный интерес первоклассников
Книги, с которыми интересно
Что я могу рассказать о своем ребенке
В течении года Воспитатели,
педагог-психолог
18 Родительское собрание «Организация совместной работы школы и родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе» на базе декабрь Учителя 4-х классов Старомихайловской ОШ
19 Информационный стенд для родителей будущих первоклассников «Готовим детей к школе» Сентябрь- май Воспитатели, учителя начальной школы
20 Круглый стол «Будущий первоклассник – какой он?» для воспитателей Старомихайловского д/с "Пчёлка", учителей Старомихайловской ОШ Январь Воспитатели, учителя начальной школы
21 Консультации:
«Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе» Февраль Школьный психолог
22 Определение уровня готовности детей к школе март
Май психолог
23 Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Результаты подготовки дошкольников» на базе Старомихайловской ОШ Апрель Администрация школы, школьный психолог, учителя начальной школы
Сроки реализации разработки
Срок реализации разработки – 1 год