Преемственность в работе дошкольников и общеобразовательной школы, как условие успешной адаптации к школьному обучению.


Преемственность в работе дошкольников и общеобразовательной школы, как условие успешной адаптации к школьному обучению.
В концепции модернизации российского образования определена главная задача государственной политики - обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его фундаментальности и перспективности потребностям личности, общества и государства. Таким образом, повышение качества образованиями, а значит всего учебно – воспитательного процесса является одним из приоритетных задач школы. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» система образования представлена преемственными образовательными программами разного уровня и направленности.
Первое звено в единой системе образования- дошкольники, таким образом, следует начинать преемственность со взаимосвязи дошкольного и начального школьного образования. Необходимость преемственности между д/садом и школой усиливается в еще большей степени в связи с возросшей ролью дошкольного воспитания. Для обеспечения преемственности в развитии ребенка необходима связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на дошкольном и начальном школьном ступенях образования. Важно не наличие или отсутствие у дошкольников определенных знаний по учебным программам, а развитие у будущего школьника качеств, необходимых для осуществления новой учебной деятельности. Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, на формирование предпосылок учебной деятельности, на развитие качеств, обеспечивающих социальную успешность. В связи с появлением федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно- исторической системно -деятельностной парадигме образования (на всех ступенях развития). Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка, такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др. Согласно концепции содержания преемственности «Д/сад- школа» наряду с другими задачами приоритетными считаются:
-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
-развитие его положительного самоощущения;
-развитие инициативности, любознательности, произвольности внимания, способности к творческому самовыражению.
Переломный момент в контексте преемственности – переход ребенка с дошкольной ступени образования на начальную школьную ступень. Особая задача нашего коллектива в период поступления ребенка в школу – создать условия для плавного безболезненного вхождения в учебный процесс, так как на ребенка начинает влиять целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение в режиме, появление новых обязанностей и др.
Для благополучной адаптации детей в школе мы проводим игровые уроки учителей начальных классов с будущими выпускниками, лектории для родителей, совместную проектную деятельность, дни открытых дверей, круглые столы педагогов школы, воспитателей и родителей. Хорошо зарекомендовали планирование и осуществление практической деятельности (праздники, выставки, концерты, спортивные соревнования), а также психологические тренинги, тестирование, анкетирование, встречи родителей с будущими учителями. Задачами данных мероприятий является не только знакомство с будущими школьниками, посещение классов и кабинетов, в которых они будут учиться, но в первую очередь создание предпосылок становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности «Я - ученик», первоначальное формирование познавательной деятельности и , в частности, познавательной мотивации.
Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы ее реализуем в шесть этапов.
1зтап - работа учеников и дошкольников. Это экскурсии воспитанников в школу, проведение школьниками концертов, игр, кукольных театров для дошкольников, общие выставки, спортивные соревнования.
2 этап- работа с дошкольниками. Сюда входят занятия учителей, психолога, логопеда с воспитанниками по определенным программам 1 раз в месяц (каждый)
3 этап- работа с родителями. Присутствие учителей, психолога, логопеда на родительских собраниях в ДОУ.
4 этап - «Дни открытых дверей». Знакомство со школой, классными кабинетами, педагогами.
5 этап - первые дни ребенка в школе (1-15 сентября)
Работа с детьми в рамках преемственности не заканчивается с приходом в школу, проводится контроль: стартовые возможности и оценка адаптации детей к школе (работа психолога)
6 этап – коррекционно- развивающий. На основе полученных данных на 5 этапе через систему индивидуальных занятий проводит работу учитель, психолог и если необходимо - логопед.
Исходя из важности заявленной темы, мы составили план работы по преемственности группы и школ города.
Цель данного мероприятия: подготовка воспитанников группы к безболезненной адаптации в школе.
Выстраивание единого образовательного пространства.
Соблюдение преемственности дошкольного образования и начальной школы.
План работы
№ Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Анализ и корректировка программ, утверждение перспективных, календарно- тематических планов Сентябрь Воспитатели
Методист,
заведующая
2 Круглый стол «Не может или не хочет? Каков он - современный ребенок» октябрь психолог, воспитатели, родители, учителя психолог
3 Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7лет. Подготовка к школе» октябрь воспитатели,
родители, учителя воспитатели,
учитель
4 Подбор материала: «Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе?» ноябрь воспитатели воспитатели
5 Индивидуальные консультации для родителей в течение года воспитатели,
методист,
психолог воспитатели,
методист,
психолог
6 Открытое проведение НОД декабрь воспитанники
группы,
учителя воспитатели,
методист
7 «День открытых дверей в ДОУ». Выставка творческих работ дошкольников январь воспитатели, родители,
учителя,
воспитанники воспитатели,
заведующая
8 Встреча с психологами школ №3, №5 февраль родители,
учителя, воспитатели психолог
9 Экскурсии детей в школы №3 и №5 март-апрель воспитанники,
учителя,
ученики 1 классов воспитатели
10 Выставка рисунков «Мои впечатления о школе» апрель воспитанники воспитатели
11 Создание альбома «Это все о нас» в течение года
(пополняемый) воспитатели,
дети, родители воспитатели
12 Круглый стол «Преемственность в работе группы и общеобразовательных школ, как условие успешной адаптации детей к школьному обучению» апрель воспитатели, психолог,
родители,
учителя,
методист,
заведующая воспитатели,
психолог
13 Рисунок на асфальте «А я солнышко люблю» с учениками 1класса май воспитанники,
ученики 1 класса воспитатели, учитель по рисованию
14 Экскурсии в школьные библиотеки апрель-май воспитанники библиотечный работник
15 Сменный информационный стенд для родителей «Подготовка к школе» в течение года воспитатели,
психолог,
методист воспитатели
16 Лекторий для родителей «Что нужно знать родителям будущих первоклассников» апрель родители, учителя,
воспитатели учителя начальных классов
17 Спортивная встреча воспитанников группы и учеников первого класса май воспитанники,
ученики 1 класса воспитатель,
физрук
18 Диагностика готовности воспитанников к школе май воспитанники психологи школы и ДОУ
19 Праздник «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» май воспитанники,
родители,
учителя,
заведующая воспитатели, музыкальный руководитель
20 Подготовка материалов к августовской конференции по преемственности дошкольного образования и начальной школы» июнь-август воспитатели, методист,
психолог воспитатели,
заведующая