Доклад Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС — проблема общего образования.


       Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС - проблема общего образования.
 Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
         Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном, это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем.
           Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
          В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности.Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.
         Закон «Об образовании» предусматривает возможность подготовки к школе всех ребят дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования.
       Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип педагогики.
            В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
 3. Умственные и нравственные способности учащихся.
 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие мелкой моторики, владение средствами конструирования(работа с пластилином, ножницами). Ориентирование в пространстве и на листе
 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
      Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
      Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности (игра), сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных "переходных" периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие осуществляется крайне слабо, подчас, практически отсутствует? С какими же проблемами мы сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
       Непосредственный контакт педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут предотвратить возможные негативные последствия.
Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению .При поступлении в школу не требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Однако содержание дошкольного образования выстраивается в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей старших и подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
         Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
             Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у воспитателя понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику и сохранить здоровье детей.
            В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место должна занимать игра. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
       
   Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
       Согласованная и дружная работа педагогов и всех специалистов ДОУ с учителями школы позволит оценить адаптацию выпускников дошкольных учреждений, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей позволит добиться положительных результатов в работе.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.