Городской семинар Преемственность социально-познавательного проектирования дошкольного, начального и общего образования в условиях ФГОС (начальная школа)


Городской семинар «Преемственность социально-познавательного проектирования дошкольного, начального и общего образования в условиях ФГОС»
«Учебное проектирование в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение их в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности детей.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Проектная деятельность в условиях ФГОС проходит практически на всех уроках.
Ребята делают проекты как индивидуальные, так и групповые. Но кроме проектной деятельности, в начальной школе организована учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в рамках Курчатовского проекта.
Исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
Как отмечает Александр Ильич Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя, необходимо следовать методологии. Как учитель начальных классов   я знаю, что действенным средством сохранения интереса у младших школьников к исследованиям становится творческое проектирование. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. На практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы. Поставленная проблема и тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Начальная школа оборудована школьной переносной лабораторией "в чемоданах". Это комплекты оборудования в компактной упаковке для организации естественно-научного практикума и демонстрационного эксперимента в начальной и основной школе. Можно переносить их из кабинета в кабинет, с этажа на этаж.
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.