Урок истории 7 класс Великие географические открытия

Тема «ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ»
Цели урока:
- выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику; выявить последствия и значение Великих географических открытий; ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;
- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;
- воспитание активной жизненной позиции, чувства толерантности;
Результат урока:
Знать: термины колония, метрополия, конкиста; имена мореплавателей – первооткрывателей и земли, открытые ими;
Понимать: причины, последствия и значение ВГО;
Уметь: показывать на карте мира государства, открытые в XVII – XVIII веках, прослеживать причинно-следственные связи между ВГО и возникновением колоний;
Оборудование урока: мультимедийный проектор и экран, карта «Великие географические открытия», набор картинок к теме, флипчарт, карточки с дополнительным материалом.
Ход урока
I. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
- Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, какой период истории, мы изучаем с вами в 7 классе? Каковы его хронологические рамки?
- Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время. И сегодня в конце урока мы должны будем объяснить, почему именно Великие географические открытия стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время? И почему их назвали Великими?
- Заполняем таблицу ЗХУ (1 и 2 столбец)
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ








II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
ГРУППОВАЯ РАБОТА.
(на партах имеется конверт с картинками, флипчарт, маркеры, клей, лист с дополнительной информацией).
Задание 1:
- необхоимо из предложенного материала собрать коллаж из картинок по теме с пояснением выбранного материала. Основная цель работы: определить почему манили новые земли, т.е. выявить причины Великих географических открытий?( 10мин.)
2. Лидерство в обучении: спикер озвучивает мнение группы. Диалог «ученик-ученик», вопросы и замечания между группами; «учитель-ученик» с уточняющими вопросами: РОМАШКА БЛУМА.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Появление крупных городов, усовершенствование орудий труда, рост производства товаров, оживление торговли, увеличение денежного оборота, потребность в серебре и золоте;
Поиск новых путей на Восток: вокруг Африки прокладывали путь португальцы, а на западный путь больше претендовали испанцы.
Изобретение приборов навигации и карт, новых кораблей;
Заинтересованность в открытиях государственных особ.

Задание 2. Зная причины ВГО, обсудите в группах, какие последствия принесли ВГО европейцам, индейцам? (5 мин)
ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ВГО:
Изменение представлений о мире и людях
Развитие наук: географии, истории, астрономии
Развитие мировой экономики
Создание первых колониальных империй (Португалия, Голландия, Англия, Испания, Франция)
Работорговля (до середины XIX века)
Изменение традиционной пищи европейцев
III. РЕФЛЕКСИЯ.
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ





-Заполняем третий столбец таблицы.
- Почему их назвали Великими?
Люди во все времена путешествовали и совершали открытия, но исторически период с конца 15 до сер. 17 вв. был настолько насыщен географическими открытиями, которые имели огромный масштаб и исключительное значение для судеб Европы и всего мира, что этот период принято называть эпохой Великих географических открытий.
- Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время?
Новая история – начало 16 в. – 20-е гг. 20 в. в это время происходит быстрое развитие европейской цивилизации. Западная Европа превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.
Философ Гвардини написал: “Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение”. Прокомментируйте это утверждение.
Вопросы и задания для обсуждения.
1. Каковы причины Великих географических открытий?
2. Какова роль государств в подготовке и осуществлении Великих географических открытий?
Задание на дом.
Прочитать § 42-43
Эссе «Великие географические открытия: благо или беда?»
Синквейн «Метрополия», «колония».
Работа с терминами.
Все вновь открытые земли объявлялись владениями испанской и португальской короны. Завоеванные страны они превратили в колонии. Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная самостоятельности.
Метрополия – страна, владеющая колониями.
Таким образом, начался период захвата и колонизации Америки (15–16 вв.) – конкиста. Золото – могущественный металл, заставивший испанских и португальских колонизаторов покорить огромный континент с населением, значительно превышавшим население Пиренейского полуострова.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы, Колумб открыл Америку, но для него это была Индия)
Из записок одного участника экспедиции Васко да Гамы": И пробыли мы в море три месяца без трёх дней, по причине частого безветрия и ветров противных. Весь экипаж наш заболел тяжко: дёсна распухли так сильно, что покрыли все зубы, и мы не могли есть; распухли также ноги, а на теле появились большие нарывы, настолько истощавшие здоровенных мужчин, что они умирали, хотя никакой другой болезни у них не было:"Что это за болезнь? (Цинга)
Какие культурные растения испанцы привезли в Европу из Америки? (Табак, картофель, кукуруза)
Европейцы открыли остров Мадейра, часть Азорских островов, острова Зелёного мыса и Канарские. Какой океан португальцы назвал "Море Мрака"? (Атлантический)
Пролив, который сделает более коротким путь из Испании - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Назовите его, если спустя время был назван именем своего первооткрывателя. (Магелланов)
Как по-испански можно назвать завоевание новых земель? (Конкиста)
Какие страны будут называть метрополиями? (которые имеют колонии)
В поисках этой земли конкистадоры двинулись на юг от Панамского перешейка и захватили территорию современной Колумбии. Как называли сказочно богатую золотом страну по индейским легендам? (Эльдорадо)
Тысячи европейцев устремятся в поисках лучшей жизни за океаном. Как одним термином назовём Захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшееся ограблением и истреблением местного населения? (Колонизация)
Бывший свинопас, неграмотный, завоевал империю инков и стал обладателем сказочных богатств, пятая часть которых была отдана испанскому королю. (Франциско Писарро)
Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружия и лошадей)
Что такое арбалет? (Усовершенствованный лук)
Что такое аркебуза? (Фитильное ружьё, заряжавшееся с дула)
Что такое конкиста? (Испанские и португальские завоевания после открытия новых земель)
Что принято называть "Старым Светом" (Европу)
Почему Америка была названа не в честь первооткрывателя? (Колумб отчитывался о путешествии только перед королём и королевой Испании)
По статье энциклопедии 1751 года - это привилегированные рынки метрополий. Как станут называться территории, потерявшие свою независимость, в результате географических открытий? (Колонии)
О жителях какой страны говорили, что "каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном"? (Португалия)
Он достиг Каликуты и только через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (В.да Гама)
Как открытые земли Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия)
Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. (Фернан Магеллан)
Как назвал вновь открытые земли Америго Веспуччи? ("Новый свет")
Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и ,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он? (Христофор Колумб)
Что доказала экспедиция Фернана Магеллана, совершив кругосветное путешествие? (Земля не имеет края)
Кто первым спустил на воду каравеллы и был организатором морских экспедиций, открывших путь на восток, а сам лишь раз в жизни пересёк Гибралтарский пролив? (Генрих Мореплаватель, принц Энрике, младший сын португальского короля)
В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но оказалось,что не совсем были правы и многие последующие назвали совсем иначе этот мыс? (Доброй Надежды)










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115