В помощь аттестующимся учителям


5.2 Информация о современных образовательных технологиях или методиках, используемых аттестуемым учителем в своей профессиональной деятельности
Приложение 10.
№ Современные образовательные технологии или методики Цель использования технологии/
методики Краткое описание порядка использования технологии/методики в практической профессиональной деятельности Результат использования
технологии /методики
1. Личностно–ориентированная технология: Ш.А. Амонашвили
И.С.Якиманская - создание условий для проявления познавательной активности учащихся
–  разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка
 – построение взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающей развитие личности, как индивидуальности.
Основной принцип этой технологии: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Ключевые понятия личностно-ориентированного обучения: личностно-ориентированный подход, индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, стратегия познания, познавательный стиль, Я-концепция ученика.
Формы построения учебного диалога ученика и учителя - совместное конструирование программной деятельности.
Я думаю, применение этой технологии, стимулирование учеников к высказываниям без боязни ошибиться, создание ситуации развития (парная работа, составление мини-диалогов организация дебатов), оценка деятельности ученика по процессу его достижения, создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику на уроке проявлять инициативу, изобретательность, помогают мне в работе повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению английского языка. Главным достижением моей педагогической деятельности является положительная динамика качества образования. Ежегодно 100% обучающихся успешно осваивают образовательные программы. Качество полученных знаний за период с 2011 по 2014 годы имеет тенденцию к росту:
2011-2012- 81 % 2012-2013- 86 % 2013-2014- 81 % -2014-2015(I и II триместры):82,5%
Сравнительная таблица  качества знаний: (один класс за три учебных года):
2012г. – 2013г. - 2014г.
9б 92%- 92%- 100%
9в 92%- 93%- 93% 11б 83%- 100%- 100%
(см. Приложение 1.)

2. Проблемное обучение. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М.И.Махмутова и ряда других авторов (Ю.К.Бабанский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Дж. Брунер и другие.) -усвоение ребенком не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). В проблемно - развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Создание проблемных ситуаций, с помощью которых моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся
– разработка системы учебных проблем (коммуникативных заданий)
  – создание проблемных вопросов, заранее заготовленных педагогом
Проблемное обучение очень востребовано сегодня при
обучении английскому языку. При закреплении и контроле лексического материала мною обязательно используются проблемные задания – анаграммы (нужно угадать слова из набора букв), клоуз-тесты (вместо пропусков в тексте вставить нужные слова), тесты множественного выбора, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например составление рассказа с употреблением изученных слов, рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема с набором изученной лексики.
Учащиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную позицию  и инициативу,  предлагают разные варианты решения поставленных проблем . Итак, проблемное обучение помогает развивать самостоятельную деятельность учащихся. На уроках, внеклассных мероприятиях формирую у обучающихся  умения творческого критического мышления, продуктивного общения, творческого освоения знаниями.
Проблемные ситуации создаю при организации дискуссий, мини–проектов и др. Например,9кл.:
Is traveling worth the efforts and money? Why don’t often parents understand their children?
Is it easy to live apart from the family? 11кл. Are you going to live in the campus or to rent an accommodation after leaving school? –Would you prefer to live in a traditional house or in a modern apartment building?  Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но и при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся.
3. Групповые технологии (А.Г.Ривин В.К.Дьяченко) 1. Улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.
2. Разработка новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.
 4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем. За последние годы идеи группового обучения приобрели заслуженную популярность у учителей иностранных языков. Мы призваны готовить школьников к жизни в мире взрослых, где велика роль умения сотрудничать и вместе решать задачи. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Учащиеся , работая в группах, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится так, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Ученики - не соперники, а члены одной команды. Меняется роль учителя, который превращается в советника и консультанта. Преимущество группового обучения в возможности осуществлять разноуровневый подход к преподаванию. Учеников с разным потенциалом можно обеспечить заданиями разного уровня. Поэтому эту технологию можно использовать наряду с традиционными методами преподавания в школе. Групповое решение коммуникативных задач способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия, взаимоподдержки, взаимоконтроля.
 
Эта технология дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни.
Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает статус ученика в коллективе. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения.
Активно применяю групповую работу и на уроках и в исследовательской работе с учащимися.
70% уроков проходят с использованием групповых технологий, при этом формируется умение работать в группах, опыт совместной выработки решения поставленной задачи, Примеры заданий:
1. Will you decide which sport to do at adventure park next Sunday /horse riding, mountain biking, canoeing /(3 groups).
2. What sport would you like if you had a chance to go to the Olympic Games in Sochi?(2-3groups)
3. Next week you are going to Regina’s birthday party. What gift are you going to make? /a pet, an album with photos, an English book? (3 groups)
4. Generation gap: let’s imagine. You‘re parents/and you’re children. What problems do you have? (2 groups)
4. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
В.Н. Глушков
Н.В.Апатов
  Открытие новых путей в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставление принципиально новых возможностей для активизации обучения.
Использование ИКТ - технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся, усовершенствовать контроль знаний, сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу педагога позволяет повысить уровень мотивации обучающихся, эффективнее использовать учебное время, дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Применение компьютерных технологий на уроках английского языка становится высокоэффективным творческим реализующим фактором использования разнообразных форм развития, воспитания и обучения. Такой способ организации учебной деятельности позволяет не только в увлекательной форме продуктивно решать все задачи, но и осуществлять познавательную деятельность.
Я уверена, что для поддержания интереса к предмету и мотивации в изучении английского языка совершенно необходимо применение ИКТ. Я использую несколько направлений ИКТ: компьютерные презентации, использование Интернет-ресурсов и обучающих компьютерных программ.
Использование программы Power Point повысило интерес к предмету у учащихся, дало возможность мне раскрыть в полной мере свои творческие замыслы и интересные идеи. Изучая достопримечательности, географическое положение, стран, городов лишь яркая презентация помогает детям надолго запомнить великолепные виды городов. Эффективно применение программы Power Point и для введения нового лексического или грамматического материала. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. 95% моих уроков проходят с применением ИКТ, 100% использую компьютерные технологии при подготовке тестовых задании.
Все проектные работы выполняются с использованием ИКТ, т.к. процесс обучения становится более активным, применение компьютерных технологий придает ему характер исследования и поиска.
Примеры:
-см. презентации к урокам.
-Приложения к научно–исследовательским работам
5. Технология сотрудничества,
В.Ф. Шаталов,
Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин,
С.Н. Лысенкова Совместная развивающая деятельность участников образовательного процесса (учитель, ученик, родители, другие люди), скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом учебных задач и результатов этой деятельности. Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и  руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями)
– Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия. Технология индивидуального обучения немыслима без внимания учителя к каждому, даже самому маленькому, успеху ученика. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, обучающиеся овладевают приемами и методами сотрудничества.. При решении учебных задач 70% времени  отводится на сотрудничество с учителем (ученик–учитель),
30% - с другими учениками. (ученик–ученик) Стремление повысить эффективность обучения, побуждает меня обучать в сотрудничестве учащихся. Так как в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.
Используя эту технологию, я создаю условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Это общая идея обучения в сотрудничестве.
  Мои ученики активно участвуют  в предметных олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ. В 2015г.4 стали победителями в муниципальном конкурсе исследовательских работ в рамках МАН школьников. Как  руководитель я помогаю авторам работ выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать собственные взгляды и интересы и осознавать свои возможности.
 
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка : его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми , природой, искусством.
Здоровьесберегающие образовательные технологии-это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Здоровьеформирующие образовательные технологии-это условия обучения ребенка в школе ( отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей.

На своих уроках я использую методы психологической поддержки ученика. Для повышения здоровья учащихся строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды деятельности через каждые 7-10 минут. На уроках стараюсь на 25 минуте включать оздоровительный момент: физкультминутки, динамическую паузу, минутки релаксации, гимнастику для глаз.
После таких здоровьесберегающих упражнений учащиеся продолжают работать более активно. В качестве примера применения всех шести выше обозначенных технологий прилагаю Урок ”Travelling” в 9классе
– См. конспект урока–  другие материалы на моем сайте :HYPERLINK "http://xn--v0a0bibfeg2cg2c5c.xn--80aswg/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0-%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%B7%D1%8B%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0" \t "_blank"http://Учительский.сайт/Набиуллина-Фарида-Файзылгаяновна

Заместитель директора _______________/Тимербаева Г.Ф./ Дата «5»февраля 2015 г.

Директор_______________________/Сунагатуллина Р.М./