Рабочая программа по ИЗО (8-9 класс)


413004014668500МКОУ ШЕБЕРТИНСКАЯ СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО заместитель директора Приказом директора
учителей гуманитарного цикла по УВР МКОУ МКОУ Шебертинская СОШ
МКОУ Шебертинская СОШ Шебертинская СОШ № 154 от 01.09.2015 г.
28/августа 29/августа 2015 г.
Протокол № 1 от 2015 года
Рабочая программа
по Изобразительному искусству
8-9 класс
Учитель изобразительного искусства
Пискунова Наталья Александровна

Рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.
2015 – 2016
учебный год


Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана на основании: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.
Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы :
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
Занятия по этой программе способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
В результате обучения изобразительному искусству, учащиеся получают знания
об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;
наиболее крупных художественных музеях России и мира;
овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры,
художественного конструирования в своем творчестве;
определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства,
узнают изученные произведения;
объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;
используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются следующие формы образовательного процесса: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Содержание программы 8 – 9 класс – 34 часа
Синтез искусств (3 час).
Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (10 час).
Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (4 час).
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии (7 час).
Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Изображение в фотографии (3 час).
Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств (7 час).
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Учебно-тематический план
8 класс.
Тема Общее кол-во часов Теория Практика
Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
3 1 2
Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры
10 - 10
Синтез искусств в театре
4 - 4
Всего - 17 часов
Учебно – тематический план
9 класс

Тема Общее кол-во часов Теория Практика
Изображение в полиграфии
7 1 6
Изображение в фотографии
3 2 1
Синтетическая природа экранных искусств
7 3 4
Всего - 17 часов
Виды и формы контроля
Проверкой знаний, умений и навыков является текущая проверка художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это творческие работы учащихся, выполненные в различных видах изобразительного искусства.
Планируемый уровень подготовки выпускников основной школы.
В конце восьмого года обучения учащиеся должны:
знать/понимать
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Список литературы:
А.С. Питерских, Г. Е. Гуров. Дизайн и архитектура в жизни человека
П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен
Л. Волынский. Лицо времени.
Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре
Е. Каменева. Какого цвета радуга
А.Д. Алехин. Когда начинается художник
Ю. Аксенов. Цвет и линия
А. Воротников. История искусств
М. Семенова. Мы – россияне
Н. Костерин. Учебное рисование
Журналы «Юный художник»
О.Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью
В конце девятого года обучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
роль синтетических визуальных искусств, принципы пространственной и временной композиции;
задачи образной интепритации в визуально-зрелищных искусствах;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
создавать собственные композиционные работы;
построить образ и композицию в полиграфических изданиях (книге, журнале и др.); моделировать дизайн различных видов полиграфической продукции; выполнять принципиальное композиционное построение (макетирование) того или иного вида печатной продукции по выбору;
выполнять и анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фоторактике;
построить изображение в пространственно-временном развитии; построить видеоряд - «раскадровку»;
аргументировано анализировать современные течения в изобразительном искусствеи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Список литературы:
П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен
Л. Волынский. Лицо времени.
Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре
Е. Каменева. Какого цвета радуга
А.Д. Алехин. Когда начинается художник
Ю. Аксенов. Цвет и линия
А. Воротников. История искусств
М. Семенова. Мы – россияне
Н. Костерин. Учебное рисование
Журналы «Юный художник»
О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Изобразительному искусству
Класс 8
Учитель: Пискунова Наталья Александровна
Количество часов в год 17 , в неделю 0.5 часа
Планирование составлено на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
№ Наименование тем
Всего часов Дата Корректировка
1. Синтез искусств.
1 2. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. 1 3. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. 1 4. Виды архитектуры.
1 5. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов).1 6. Выполнение эскизов архитектурных композиций.
1 7. Стили в архитектуре . Античность. Зарисовки элементов архитектуры. 1 8. Стили в архитектуре. Готика. Зарисовки элементов архитектуры.
1 9. Стили в архитектуре. Барокко. Зарисовки элементов архитектуры.
1 10. Стили в архитектуре. Классицизм. Зарисовки элементов архитектуры. 1 11. Связь архитектуры и дизайна.
1 12. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Создание художественно-декоративных проектов. 1 13. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. 1 14. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. 1 15. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). 1 16. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
1 17. Создание эскиза костюмов.
1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Изобразительному искусству
Класс 9
Учитель: Пискунова Наталья Александровна
Количество часов в год 17 , в неделю 0.5 часа
Планирование составлено на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
№ Наименование тем
Всего часов Дата Корректировка
1. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. 2. Образ – символ – знак.
3. Проектирование рекламы.
4. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). 5. Проектирование визитной карточки.
6. Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). 7. Иллюстрирование литературных произведений.
8. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве.
9. Художественного образа в фотоискусстве. Создание художественного фотоколлажа. 10. Создание художественного фотоколлажа.
11. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
12. Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов. 13. Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.) 14. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. 15. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
16. Создание видеофильма.
17. Создание видеофильма.