Перспективное планирование по всем видам детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Средняя группа. Сентябрь. 2 неделя


Перспективный план в средней группе
Тема: «Краски осени» (Ф)
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ №12 «Солнышко», г.Шелехов Иркутской области
Власова Юлия Олеговна
Задачи: Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д., вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. Словарь: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено; берёза, рябина, дуб, клён, ель. Грам. строй речи: употребление в речи сущ. во мн.ч. в им.п.: дождь – дожди; дерево – деревья и т.д. Образование сущ. с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов: дождь – дождик, лист – листик и т.д.. Сроки реализации: Познавательно-исследовательская деятельность
Экскурсии
Наблюдения
Опыты, эксперименты
Основы безопасности жизнедеятельности
Рассматривание
НОД Целевая прогулка по территории детского сада.
Цель: продолжат знакомить детей со зданием детского сада, оборудованием игровых площадок. Напомнить детям правила безопасности, которые необходимо соблюдать на участке детского сада в погодных условиях, характерных для ранней осени.
Наблюдение на прогулке. За птицами на участке. Цель: знакомить с сезонными изменениями в жизни птиц в осенний период, формировать желание наблюдать за поведением птиц. (О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014, стр. 71. 73)Наблюдение на прогулке. За деревьями на участке. Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе
Наблюдение на прогулке. За солнцем. Цель: учить определять пасмурную и солнечную погоду.
Труд в природе. Убирать высохшие листья. Цель: учить пользоваться инвентарем (граблями, носилками)
Наблюдение «Одежда детей осенью» Цель: обратить внимание детей на предметы демисезонной одежды, активизировать в речи и уточнить их названия. Рассказать детям о том, почему важно одеваться по погоде. Развивать зрительное восприятие, учить различать цвета, материалы, из которых изготовлена одежда.
Распознающее наблюдение за работой дворника. Цель: предложить детям понаблюдать за работой дворника, ответить на вопросы о назначении тех или иных трудовых действий. Формировать представление о роли труда дворника для поддержания порядка на участке детского сада. Учить оказывать посильную помощь дворнику, формировать соответствующие трудовые умения.
Опыты «Почему осенью листья желтые?» Цель: продемонстрировать зависимость роста растений от сезона, как на них влияет уменьшение светового дня.
«Почему нельзя сжигать листья?» Цель: продемонстрировать, как происходит загрязнение окружающего воздуха в ходе деятельности людей.
Беседа «Безопасность в осеннем лесу» - дать представления о правилах поведения в природе, уточнить знания о правилах безопасности: нельзя ничего брать в рот, уходить от взрослых, шуметь и т. д.
Дидактическая игра «Источники опасности в лесу»
«Что ты знаешь о себе?» Цель: Знакомить детей с правилами личной безопасности. Формировать чувство самосохранения. Как тебя зовут? (имя, фамилия) Сколько тебе лет? (возраст) Где ты живешь? (домашний адрес) Что ты умеешь делать? («План - программа Детство», стр. 79)
ЗОЖ Дидактическая игра «Волшебное зеркало» Задачи: Помочь детям понять, что от слов хороших или плохих зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих; воспитывать у детей желание быть ближе друг к другу, создать обстановку психологического комфорта.
Речевое общение «Что я знаю о себе?» Задачи: Дать краткие сведения об организме и взаимодействие органов между собой. Учить, бережно относиться к своему здоровью.
Игра ПДД «Идём по сигналу» - ориентирование в окружающей обстановке: налево, направо, вперед, назад.
Рассматривание иллюстраций «Осенняя природа».
Цель: учить определять какой осенний месяц изображен, определять приметы осени.
Презентация «Осень в гости к нам пришла» Цель: учить замечать и называть изменения в природе 
Рассматривание букета из осенних листьев- упражнять детей в узнавании листьев знакомых деревьев, активизировать в речи названия растений, цветов, оттенков.
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» - формировать умение видеть средства, с помощью которых красота окружающего мира отражается в произведениях искусства, эмоциональный отклик на произведения искусства.
Рассматривание картин В. Поленова и А. О строухова «Золотая осень» Цель: учить воспринимать произведении художественного искусства, находить в них поэтические образы природы; узнавать о приёмах построения композиции и способах передачи колорита.
Просмотр мультфильма «Дядя Миша»
НОД ПР «Сарафан надела осень» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
НОД ПР ФЭМП Занятие 2. Тема: Сравнение чисел 3-4, счёт по образцу. Времена года. Слева, справа Задачи: Учить считать предметы, пользуясь правильными приёмами счёта, считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов, закреплять знания об осени, обозначать словами положение предметов по отношению к себе, ориентироваться на листе бумаги; развивать мышление, внимание; воспитывать старание (Е.В. Колесникова, стр. 21)
Коммуникативная деятельность НОД РР Тема: Составление рассказа по картине «Осень» Задачи:  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить описывать картину.
- закрепить представления детей об осени и осенних явлениях
- развивать познавательные, психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.
- учить участвовать в беседах, совершенствовать диалогическую речь, отвечать на вопросы.
- учить составлять описательный рассказ по картине, на основе образца данного воспитателем.
- расширять словарный запас детей.
- закреплять умение работать в коллективе; воспитывать дружеские взаимоотношения.
- воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать; продолжать развивать художественно - творческие способности.
НОД РР Тема: Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень».
Закреплять знания детей о признаках осени, воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы, учить выражать свои впечатления в образном слове; формировать умение выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть
(О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», Стр.180.)
Пересказ текстов из 2-3 простых предложений по опорным картинкам. Задачи: Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что. На картине осень, потому что на ней есть грибы. Формирование простого распространенного предложения. Дети надевают куртку, рейтузы, шапку, шарф.Беседа «Сезонные изменения в природе». Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.
Беседа «Как изменилась окраска листьев» Цель: развивать умение выявлять осенние признаки.
Лексико-грамматические упражнения «Осень», «Осеняя одежда, обувь, головные уборы», «Букет для мамы»
Речевая игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку». Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Речевая игра с движением «Дождик». Цель: учить согласовывать слова с движением. Т. Л. Зуева «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками стр. 59.
Речевая игра «Дождик»-различать ритм постукиваний по металлофону: «Кап, кап, кап…; Кап – кап, кап – кап…»
«Какое небо»-учить подбирать прилагательные, формировать грамматический строй речи
Словотворчество «Скажи со словом "осенний"», «Назови, какая погода?», «Измени слово»
Артикуляционная гимнастика «Заяц-огородник»
Сказка-шумелка «Яблонька» (аудиозапись)
Учить подбирать слова – признаки к словам – предметам: небо чистое, голубое; ветер сильный, холодный.
Учить подбирать слова – действия к словам – предметам: ветер дует, срывает; лист кружится, падает, желтеет.Составление предложений по демонстрируемому действию, картинкам из 2 слов типа имя существительное + глагол настоящего времени (Ветер дует. Дождь идёт.)Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Продолжать учить детей быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться. Обращаться к младшему воспитателю, воспитателю, заведующему, медицинскому работнику и другим работникам детского сада по имени и отчеству. Чтение стихотворения Н. Гернер; заучивание «Песенка о вежливом чижике»
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Готовим обед»-знакомить с игровыми действиями, подбирать атрибуты, моделирование ролевого диалога, стимулировать последовательную смену ребенком игровых ролей
Д/и «Приметы осени». Цель: уточнять представления детей об основных приметах осени. Примерная общеобразовательная, «Найди в букете такой же листок». Цель: учить находить предметы по сходству. В. А. Дрязгунова «Игры по ознакомлению дошкольников с растениями. М. Просвещение, стр. 23, «Собери растение». Цель: закрепить знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми4-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012; стр. 12.
«Собери целое из частей»
«Какого цвета?», «Чудесный мешочек»
«Сделай узор»-развивать у детей восприятие формы, учить анализировать расположение предметов в пространстве (Панова-1, 8)
«Большие и маленькие»-раскрашивание предметов по заданию
«Сложи узор» - учить сравнивать, находить характерные признаки предметов; по словесной инструкции
«Парные картинки» - учить детей применять в игре умение выявлять черты сходства и различия предметов, собирать предметы в пары по заданному принципу. (приметы осени: дождь-зонт, гриб - корзина, осенний лист – дерево)
Настольно- печатная игра «Лото» - познакомить с игрой и правилами игры, учить детей играть вместе.
Строительная игра «Угадай мою модель»-конструирование по образцу
Игровая ситуация «Новенькая девочка»-побуждать детей к проявлению сочувствия к сверстникам (Бабаева «Игры, этюды в сотрудничестве дошкольников», 99)
Музыкальные игры: «Танец с листьями» аудио «Осень – дивная сказка», «Спой своё имя»-
формировать умение импровизировать, подбирать интонацию
Этюды на имитацию разных явлений природы: «Дует ветер», «Дождик», «Вьюга» Цель: учить детей понимать и оценивать природные явления; передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях; оценивать природное явление и находить в любом хорошее и радостное.
Трудовая деятельность Художественный труд Тема: «Листик».      (Мозаичная аппликация).
Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.
Конструирование из природного материала Тема: «Листопад в осеннем саду» (Аппликация из сухих листьев)
Цель: Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение листопада. Учить составлять композицию из листьев.
Создание «Коллекции осенних листьев» Цель: закреплять знания детей о деревьях, учить различать листья, развивать эстетический вкус.
Восприятие художественной литературы Чтение «Листопадничек» И. С. Соколов-Микитов. Сказка; «Осень» Петрова, 60 «осень» Я. Аким,148 «Веселая осень», 295 Хрест. Л.Елисеева, (В.Мирович) «Листопад»; (С.Егоров) «Осень».
Чтение стихотворения М. Садовского «Что умеет осень», И. Черницкой «Сарафан надела осень» Цель: развивать способность восхищаться красотой осенней природы.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». Обсуждение. Презентация
Чтение А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»- учить понимать поэтические образы в стихотворении.
Чтение А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин») - предложить детям определить, о каких осенних явлениях природы говорится в стихотворении.
Чтение А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка» -продолжать знакомить детей с поэзией. Прививать интерес к литературе.
Чтение Ирис Ревю «Сказка про Осень» - познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по тексту.
Чтение А. Барто «Золотая осень» - учить детей запоминать стихотворный текст, выразительно воспроизводить его, передавать содержание и свое отношение к произведению.
Чтение В. Нирович «Листопад, листопад» - познакомить детей с произведением, вызвать желание выучить наизусть.
Разучивание «Осень» М. Ходякова (мнемотаблица) Задачи: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение
Разучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина» Задачи: Продолжать формировать представление детей об изменениях в природе. Формировать умение у детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений. Учить выразительно, читать стихотворение. Развивать образную речь детей
Потешка «Я по лесу, по зеленому бреду» Бондаренко с. 38 2. «Листопад» Гербова с. 29
Загадывание загадок про осень Цель: развивать сообразительность, эрудицию Е. Савельева 500 веселых загадок в стихах. Сибирское университетское издательство, стр. 64
Изобразительная деятельность, констуированиеНОД ХЭР Рисование «Рисуем дерево» (предметное рисование) Задачи: знакомить детей с деревом, его особенностями, внешним видом; учить рисовать дерево, правильно закрашивать ствол, упражнять в умении передавать строение дерева, изображать основные и второстепенные детали, воспитывать любовь к природе. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
«Вот на ветке лист кленовый, весь румяный, золотой…» (предметное рисование) Задачи: развивать способность чувствовать состояние природы, эмоционально откликаться на яркий наряд осенних деревьев, вызывать желание их изобразить, учить рисовать осенние листья, закреплять представления об осенних изменениях в природе, знания о цвете осенних листьев. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
«Грустная осень» (рисование по замыслу) Задачи: формировать умение передавать в рисунке хмурый день осени через цвет листа бумаги и красок, упражнять в рисовании концом кисти, закреплять умение размещать на листе бумаги однородные предметы рядом друг с другом на узкой полосе земли, создать ощущение радости от яркости, нарядности цветовой гаммы осени. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
НОД ХЭР Лепка: «Ёж колючий, но не злющий…» (сюжетная лепка) Задачи: учить детей лепить ежа, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки», направлять на самостоятельный поиск средств образной выразительности, развивать чувство формы, способности к композиции, воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
Конструирование, ручной труд: Конструирование из палочек Кюизинера, блоков Дьенеша, конструктора типа «лего». Цель: учить детей составлять постройку по схеме. Развивать внимание, логическое мышление, конструктивные навыки.
Конструирование из природного материала «Дары осени». Цель: учить детей выполнять поделки по образцу, подбирать природные материалы для выполнения работы и её украшения. Вызывать интерес к работе с природными материалами, развивать фантазию.
НОД ХЭР Аппликация «Осенний пейзаж» (коллективная аппликация) Задачи: знакомить детей с приёмами создания коллективной работы, напомнить правила работы с клеем. Развивать эстетическое восприятие, формировать умение создавать коллективное произведение.
Декоративно-прикладное искусство «Утка-Марфутка» Задачи: вызхвать интерес к освоению конструктивного способа лепки по мотивам традиционных народных игрушек, показать вариант получения туловища утки на основе базовой формы «конус»: скатывать шар или цилиндр, преобразовывать в объёмный полый конус, сплющивать в сегмент (треугольник) и сварачивать егов пустотелый конус, добавлять детали (голову с шеей, крылья, подставку, кепку), роспись силуэта дымковской птицы, закрепление знаний детей о дымковской игрушке, умение применять узора.
Художественный труд «Уточка на озере» Рельефная лепка из глины или солёного теста. Задачи: знакомить детей с искусством народной керамики в разнообразии его видов, рассказать о назначении и специфике изразцов (декоративных плиток квадратной формы для украшения печей, стен и др.), предложить создать зооморфные рельефные композиции по народным мотивам, учить планировать работу, отбирать и готовить материал, определять последовательность операций в соответствии с замыслом, создавать рельефные картины. (И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду». Средняя группа. Наглядно-методическое пособие. ООО Издательский дом «Цветной мир»)Театрализованная деятельность Инсценировка «Мужик и медведь» Задачи: учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей
Досуговая деятельность Физкультурное развлечение «Сказка осеннего леса» 
Физкультурно-оздоровительная деятельность Пальчиковая гимнастика «Осень», «Грибы», «Погода», «О левой и правой руке», «Осенние листья»
Подвижная игра «Перелет птиц», «Чья колонна быстрее соберется?» распеч., «Лужи», «Шишки, желуди, грибы» Лисина, 29; считалка «Мы собрались во дворе», «Кленовый листочек», «Собери шишки», «Перейди лужу в калошах», «Собери листочки»Игра малой подвижности «Листики осенние»; «Дождик, лей», «Художница Осень», «Осень к нам пришла», «Здравствуй» Т.В.Лисина, 25-28, Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»Утренняя гимнастика «Осень – золотая пора», дыхат.упр. «Дождик» А.А. Гуськова, 21
Гимнастика после сна «Осенняя»
Логоритмика «Сундучок осени»
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций осенних деревьев. Цель: совершенствование знаний детей о характерных признаках осени.
Рассматривание коллекции «Сезонная одежда для кукол»
«Листопад» - лист жёлтой бумаги порвать на мелкие клочки, «Поможем бабушке» - сортировка фасоли и гороха, «Собери листочек»- разрезная картинка, «Осенний лист» - обводка трафарета листа и раскрашивание
Раскрашивание и рисование траектории полета листьев по пунктирным линиям
Взаимодействие с родителями Предложить родителям приготовить совместно с детьми работу к ярмарке поделок из природного материала. 
Привлечь родителей к изготовлению коллекции осенних листьев. 
Изготовление совместных поделок из природного материала.
Пригласить родителей на Осенний праздник
Выставка рисунков «Осень-чаровница»