Перспективное планирование по всем видам детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Средняя группа. Сентябрь. 1 неделя


Перспективный план в средней группе
Тема: «Праздник урожая» (Р)
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ №12 «Солнышко», г.Шелехов Иркутской области
Власова Юлия Олеговна
Задачи: Расширение представления об овощах (цвет, размер, форма. Запах, вкус). Рассматривание овощей, закрепление названий. Закрепить понятие «огород». Дать обобщающее понятие «овощи». Расширение представлений о фруктах (цвет, размер, форма. запах, вкус). Рассматривание фруктов. Закрепить название фруктов, где растут. Дать обобщающее понятие «сад». Словарь: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, тыква; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин; красный, жёлтый, зелёный. Грам. строй речи: образование сущ. мн.ч. им.п.: огурец – огурцы и т.д. Согласование сущ. с числительными: один огурец, два огурца …пять огурцов; употребление им.сущ. в форме един. и мн.числа: одно яблоко, много яблок. Образовывать сущ. с уменьшительно-ласкат. суффиксами: апельсинчик. Составление сложных предложений с союзом «а»: «У меня яблоко, а у Оли апельсин».Сроки реализации: Познавательно-исследовательская деятельность
Экскурсии
Наблюдение
Опыты, эксперименты
Основы безопасности жизнедеятельности
Рассматривание
НОД
Экскурсия на огород Задачи: наблюдения за изменениями, происходящими на огороде
Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
•Как изменились погода, природа?
Что изменилось в огороде?
Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли растений.
Опыты «Свет и тепло в жизни растений».
Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений.
Материал: четыре листа герани помещаются в стаканчиках с водой.
Два одинаковых листа находятся в разных условиях: один — на освещенном подоконнике, другой — в темноте (например, в шкафу). Два следующих листа, соответственно, помещаем в тепло и холод. Через 3—4 дня дети наблюдают за изменениями, происходящими с листами. Выводы: растения без света и тепла погибают.
«Определи на ощупь, на вкус, по запаху».
Цель: уточнить представления детей об овощах и фруктах, формировать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.
Материал: «Чудесный мешочек» или баночки с кусочками овощей и фруктов.
В «чудесный мешочек» заранее кладутся муляжи или натуральные овощи и фрукты. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупываетпредмет и называет его. После этого вынимает овощ или фрукт и убеждается в правильности своих предположений.
Ребенок закрывает глаза и открывает рот. Воспитатель кладет ему на язык заранее подготовленные кусочки овощей или фруктов (помещаются на тарелке под салфеткой). Ребенок называет овощ илифрукт и свои вкусовые ощущения.
В бутылку кладутся кусочки ароматных овощей и фруктов. Ребенок по запаху определяет и называет их.
Опыт может проводиться с одним ребенком, несколькими детьми или всей группой детей одновременно.
Вывод: органы чувств помогают определить овощи и фрукты на ощупь, вкус и запах.
Опыты на обнаружение жидкости во фруктах и овощах
Беседы о пользе овощей, фруктов, ягод
Правила безопасности с незнакомыми растениями
Беседа «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
Цель: Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Чтобы вы, ребята, не болели, надо есть свежие…что? (овощи и фрукты) Зачем овощи и фрукты нужно мыть? А сколько можно есть овощей и фруктов? Какие овощи и фрукты вы любите? (Полынова В. К. «ОБЖ детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры», стр.)Беседа «Почему могут быть опасны овощи и фрукты?» - формировать у детей представление о том, что употребление немытых овощей и фруктов, неправильное употребление в пищу фруктов с косточками может быть опасно, объяснить почему.
ЗОЖ Беседа на тему «Я – это кто?». Задачи: Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять что, человек – живое существо. Учить находить сходство и различие между ребёнком и куклой; воспитывать привязанность к своей семье, друзьям.
Игра-занятие «Вот Я какой!» Задачи: Познакомить с внешним строением тела человека, с возможностями его организма; воспитывать чувство гордости что, Я – человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Беседа ПДД «Знакомство с улицей». Рассматривание картин с изображением улицы и беседа по ней. Наблюдение на улице за окружающим вокруг: дороги, дома, здания, машины, люди.
Рассматривание овощей, произрастающих в нашей местности. Цель: рассмотреть и попробовать овощи на вкус.
Рассматривание сюжетных картин «На огороде»
Чтение и рассматривание литературных произведений Г. Зайцев «Приятного аппетита», Ю. Тувим «Овощи», М. Безруких «Разговор о правильном питании», «Петушок и бобовое зернышко»обр. О. КапицыКомпьютерная презентация «Фрукты», «Овощи»
Просмотр мультфильма «Волшебный магазин» (В. Сутеев), 9 серия Тралик и Валик «Фрукты и овощи», «Три котёнка» второй сезон «Фрукты овощи –друзья, есть немытыми нельзя» Чиполлино, «Мешок яблок», «Фрукты и ягоды» развивающий мультфильм
НОД ПР Тема: «Собираем урожай» Задачи: Формировать умение различать и правильно называть овощи; определять овощ по форме (круг,овал), называть его цвет.
НОД ПР ФЭМП Занятие 1. Тема: Один - много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг. Задачи: Закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где много, а где один предмет, сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними, сравнивать предметы по величине, объединять предметы по этому признаку, закреплять знания о геометрической фигуре - круг; развивать мышление, память; воспитывать старание. (Е.В. Колесникова, стр. 18)
Блоки Дьенеша «Собери в ведерко»
Материал: набор блоков Дьенеша, ведерки с условными обозначениями свойства блоков.
Ход игры: Блоки разложены по большой площади пола, дети должны собрать только те, которые соответствуют обозначениям на ведерке
Коммуникативная деятельность НОД РР Тема: «Осень. Урожай» Задачи: закрепить знания детей о признаках осени, учить составлять рассказ по картинке, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.
НОД РР Тема: «Здравствуй, Чиполлино!». Познакомить с названиями овощей; знакомить со сказкой Джанни Родари «Чиполлино»; Расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить согласовывать имена существительные с числительными; закрепить употребление предлогов «в» - «из» и «на» - «с»; учить составлять рассказ по картинному плану (О.Н.Иванищева«Развитие связной речи детей», Стр.20.)НОД РР Тема: «Составление описательного рассказа по набору предметов и картин». Закреплять умение правильно называть фрукты, овощи, описывать их цвет, форму и т.д. Уточнять представления об обобщающем понятии фрукты, овощи. Продолжать детей учить вслушиваться в звучание слов. (О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», Стр.70.).
Рассказывание русской народной сказки «Репка». Ответы на вопросы предложениями из 2-3 слов.
Повторение за взрослыми рассказа-описания из 2-3 предложений о фруктах и овощах. Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Яблоко — большое, красное, круглое, сладкое. Огурец — маленький, соленый, овальный, зеленый.
Беседа «Сбор урожая» Задачи: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Развивать диалогическую речь, речевое дыхание, мелкую моторику рук; расширять представление о важности труда.
Фонетическая гимнастика, «Учимся слышать звуки», «Угадай по звуку», «Посидим в тишине» Задачи: учить выделять (интонировать) звуки.
ЛГУ «Спор в огороде», «Запасливый ёжик» Задачи: Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Согласование существительных и прилагательных с числительным; Образование единственного и множественного числа существительных.
Артикуляционная гимнастика «Овощи», «Фрукты»
Сказка-шумелка «Пых» (аудиозапись)
Учить подбирать слова-признаки к словам-предметам (сущ. в ед. и мн. числе)
Учить детей отвечать на вопросы: Что это? Что он (она) делает? по демонстрируемому действию, по несложной сюжетной картинке, после чего составлять предложения по моделям: существительное И.п + согласованный глагол + прямое дополнение (Маша чистит яблоко. Катя сорвала землянику)Игра «Огород»
Педагог предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребёнка, что он делает:
-Лена, что ты сажаешь?
-Маша, что ты посадила?
Составление предложений из 4 слов с предлогами в, на, у (У меня овощи. Огурец растёт на грядке. Ягоды лежат в корзине.) Составление рассказов – описаний об овощах, фруктах, ягодах по опорной схеме:
Что это?
Где растёт?
Цвет, форма, размер.
Договаривание предложений: Яблоко круглое, а банан… (длинный).
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра
«Варим суп из овощей». Цель: Формировать представление детей об овощах, как необходимом продукте для приготовления овощного супа. «Овощной магазин», «Увезем урожай с дачи» Задачи: ознакомление с трудом взрослых в овощном магазине. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношение между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца. 
Строительная игра «Грузовой транспорт для продуктов» Задачи: Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали-цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском), закреплять  представления  о  деталях  конструктора; учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
Игротека с мелким и крупным строителем «Деревенский дворик»
Дидактические игры:
«Разрезные картинки» («Овощи», «Фрукты»)
«Собери урожай»
«Разложи по тарелочкам»
домино «Ягодки»
«Из чего сварим суп (компот?)»
«Чудесный мешочек»
«Какого (фрукта) овоща не стало»
«Угадай на вкус»
«Назови одним словом»
«Что сажают в огороде?»
«Кто лишний?»
«Вершки – корешки»
«Что это?»
Лото «Овощи», «Собирай-ка», «Лето в деревне»; кубики, «Собери пазлы» (по данной теме); разрезанные картинки по данной теме
Сл./и «Кто больше назовет овощей и фруктов» Задачи: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.
«Придумайте диалоги» Задачи: развитие общения и взаимодействия, умения формулировать свои мысли, обобщать, сравнивать, находить аналогии, развивать воображение, коммуникативные навыки.«Добавь слово» Задачи: Формировать представление об окружающем мире; формировать и систематизировать слова по определенным признакам; активизировать словарный запас; совершенствовать речь детей; умение отвечать на вопросы воспитателя.
Речевая игра «Доскажи словечко» Задачи: развитие связной речи, активизация словаря, формирование представлений об окружающем мире.
Музыкальная игра «Огородная хороводная» (слова Пассовой А., музыка Можжелова Б.)
Трудовая деятельность Ручной труд «Яблочко».     (Мозаичная аппликация).
Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.
«Морковка».     (Аппликация из ниток).
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист  картона с добавлением пряжи.
«Яблочный сад».        (Аппликация из салфеток).
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки  (яблочки); развивать воображение. (Коллективная работа).
Восприятие художественной литературы, фольклора НОД ВХЛ Тема: «Разучивание стихотворения «Купите лук…», шотл. народная песня в пер. И.Токмаковой, по мнемотаблице «Подарки осени»
Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»;
Чтение рассказа В. Коркина «Что растет на грядке?»;
Чтение Е. Трутнев «Урожай, урожай»;
Чтение И. Токмакова «Купите лук…»;
«Стихи про витамины, овощи и фрукты»;
Чтение русской народной сказки «Репка»;
Чтение русской народной сказки «Вершки – корешки»;
Чтение Ю. Тувим «Овощи»
Проговаривание чистоговорок: «У Федоры в огороде», «Заблудились мы в лесу»;
Отгадывание загадок об овощах
Изобразительная деятельность, конструирование НОД Конструирование из конструкторов типа Lego Тема: «Заборчики для огорода» (работа со строительным материалом) Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд с.115. Задачи: учить замыкать пространство способом приставления,разбирать постройки,сортировать детали, раскладывать их; закреплять представление об основных строительных деталях
НОД Рисование Тема: «На яблоне поспели красные яблоки» Задачи: Освоить новую технику рисования — прикладывание, учить анализировать иллюстрации, выделять главное. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус и аккуратность к работе.
«Дары осени: огурец и помидор» (предметное рисование) Задачи: учить изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой, учить передавать различия между предметами овальной формы и круглой, формировать умение равномерно располагать два предмета на листе бумаги, закреплять приёмы раскрашивания предметов красками, развивать творческое воображение, формировать умение работать с изобразительными материалами. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
НОД Лепка Тема: «Овощи на зиму» Задачи: учить лепить предметы овальной и круглой формы; развивать внимание и мышление.
«Он зелёный, полосатый, круглый, гладкий и хвостатый» (предметная лепка) Задачи: учить лепить ломти арбуза, моделируя части по размеру и форме, учить работать с дополнительными деталями (учить вкраплять семечки), формировать понятие о целом и его частях, развивать мышление и творческие навыки. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
НОД Аппликация «Яблоня» Задачи: учить детей создавать образ осеннего плодового дерева; совершенствовать навыки использования нетрадиционных техник аппликации (обрывание, скручивание); развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук; воспитывать интерес к окружающему миру.
«Вкусный компот» (предметная аппликация) Задачи: учить создавать аппликативный образ фруктов, умение вырезать силуэт по контуру, развивать чувство композиции, отрабатывать навыки работы с ножницами, развивать мелкую моторику. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
«Две морковки и капуста» (предметная аппликация) Задачи: учить создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной аппликации, продолжать учить пользоваться ножницами, развивать чувство композиции, мелкую моторику. (Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»)
Декоративно-прикладное искусство Дымковская сказочная страна «Полотенце». Задачи: Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Рисование элементов дымковской росписи на широкой полосе бумаги. Упражнение в различных способах рисования узора: кружками, точками, полосками.
Беседа: «Основные цвета дымковской игрушки»
Театрализованная деятельность Драматизация сказки «Репка» 
Игра – драматизация «Весёлые овощи» Цель: закрепить знания о характерных особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.
Досуговая деятельность Развлечение «Щедрые дары Осени»
Физкультурно-оздоровительная деятельность Утренняя гимнастика Комплекс «Овощи и фрукты»
Гимнастика после сна Комплекс «Собираем урожай»
Пальчиковая гимнастика «Овощи», «Компот», «Пальчики в саду», «Мы делили апельсин»,
«Мы капусту рубим»
Подвижные игры:
«Огород» Цель: Развивать координацию движений, умение действовать по сигналу.
«Огуречик, огуречик…». Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность, действовать по сигналу.
«Посади и собери картофель», «Баба сеяла горох».
-Игровое упражнение «Дедушка и капуста». Цель: Развивать память и внимание детей.
-Физическое упражнение «Идем по кочкам». Цель: Развивать у детей координацию движений
«Царь - картошка», «Мы веселые ребята» умение согласовывать действия со словами текста, играть по правилам. Цель: ориентировать мальчиков на соблюдение правил в играх, мотивировать детей на взаимопонимание, развивать умение проявлять настойчивость при достижении цели. 
«Грибник», «Разгрузи машину», «Пугало», «Посади и собери урожай», «Что это за овощи?», «Курочки и петушки», «Репка», «Съешь яблоко», «Собери грибы», «Фрукты на верёвочке», «Перевези с поля урожай», «Собери ложкой картошку», «Собери сорняки», «Накорми друга», «Сортируем овощи», «Паровозик», «Назови, что это», «Чего не хватает?»Малоподвижная игра «Как то вечером на грядке» стр.12, « Мы сажали сад» стр.15 (29 лекс. тем)
Навыки личной гигиены. Самообслуживание. Навыки культурной еды.
Программное содержание: Учить самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Совершенствовать навыки аккуратной еды: Пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно. Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе». Д/игра «Одень Машу на прогулку». Познакомить с фильмом – сказкой «Чуня».
Логоритмика «Осенняя ярмарка»
Самостоятельная деятельность детей Обводка, трафареты, раскраски, рисование через кальку по темам: «Овощи», «Фрукты»
Рассматривание картины «Работа в саду». Дать понятие «фруктовое дерево».
Рассматривание картин, фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей и фруктов.
Рассматривание открыток «А у нас в огороде». Цель: формировать познавательный интерес к фруктово-овощным культурам
«Мозаика» - выкладывание из цветной мозаики овощей.
«Волшебный песок» - рисование овощей на песке пальцем.
«Что здесь спряталось?» разглаживание смятых комочков из бумаги с изображением овощей.
«Волшебный мешочек» - нащупывание овощей.
«Чудесный мешочек»- определить фрукты.
Выложи забор для сада из счетных палочек (брать по одной).
«Собираем урожай» - катание разноцветных шариков из пластилина.
Игры с крупой, сортировка гороха и фасоли, гороха и гречки
Взаимодействие с родителями Выставка выпечки, поделок из овощей, из природного материала «Дары осени. Забавные овощи» (совместно с родителями).
Участие родителей в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин»
Наблюдение с детьми за трудом взрослых на огороде: сбор урожая, подготовка огорода к зиме.
Консультация для родителей «Правильное питание».
Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Оформление выставки «Чудесное превращение овощей».
Оформление фотоальбома «Урожай мы собираем!»