Лекция. Иерархия потребностей Маслоу. Модели сестринского дело


Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»

Методическая разработка
теоретического занятия
иерархия потребностей человека
по А. Маслоу.
Модели сестринского дела
ПМ 07(04) Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 07 (04) .01 Теория и практика сестринского дела
Курс: 1,2
Семестр: 1, 3
Специальность 31.02.01. Лечебное дело (07)
34.02.01. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (04)
Выполнил преподаватель: Евсеева И. Л. - преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрена и одобрена на
заседании ЦМК «Сестринское дело» Утверждаю:
Протокол №___ Заместитель директора по УР
Председатель ЦМК __________/И. Л. Евсеева / ___________/И. А. Севостьянова/
«_____» ________________ 201_ г «______» ____________ 201_г
Согласована:
Методист
_______________ /Ю. В. Сукшина /
«_____» _______________ 201__г.
Рецензенты:
С.Н. Рюмина Преподаватель учебных дисциплин: «Хирургии», «Сестринское дело в хирургии», «Основы патологии»
преподаватель высшей квалификационной категории
Т.К. Глушкова Преподаватель учебной дисциплины «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» преподаватель высшей квалификационной категории

Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………… 3
2.Организационно-методический блок
2.1 Цели занятия………………………………………………………………… 5
2.2 Актуальность темы………………………………………………………….. 6
2.3 Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи…………………… 6
2.4 Оснащение занятия…………………………………………………………... 7
2.5 Хронологическая карта ………………………………………………………8
2.6Список литературы ………………………………………………………….. 9
3.Блок материалов для обучения
3.1 Глоссарий ………………………………………………………………..… 10
3.2 Опорный конспект ……………………………………………………….... 12
4.Блок дидактического материала для обучающихся ………... 24
5.Блок контроля уровня знаний обучающихся
4.1 Контроль исходного уровня знаний (проверка подготовки студентов для восприятия нового материала) ………………………………………………... 31
4.2 Контроль эффективности изучения нового материала …………….….… 39
4.3 Эталоны ответов, критерии выставления оценки ………………………. 44
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена согласно рабочей программе
по ПМ 07, (04) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия у обучающихся по специальности 31.02.01. Лечебное дело; 34.02.01. Сестринское дело.
Актуальность темы «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела» обусловлена тем, что знания, полученные обучающими на данном занятии, являются основой для дальнейшего изучения потребностей человека и выработки модели поведения на практике, в профессиональной деятельности, формировании общих и профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
-организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения;
-оформлять медицинскую документацию.
Методическая разработка содержит дидактический (раздаточный) материал для лучшего усвоения темы обучающимися на занятии.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателем при проведении занятия.
Методическая разработка содержит следующие разделы:
-Организационно-методический блок: цели, актуальность темы, оснащение занятия, хронологическая карта, домашнее задание;
-Блок материалов для обучения (информационный блок): глоссарий, опорный конспект для преподавателя и студентов;
-Блок контроля уровня знаний студентов:
контроль исходного уровня знаний(тестовые задания с эталоном ответов), контроль знаний, полученных на занятии (графический диктант, тестовые задания по вариантам с эталоном ответов);
В методической разработке представлен список рекомендуемой литературы для преподавателя и обучающихся.
Организационно-методический блок
Тема: «Иерархия потребностей человека по А.Маслоу.
Модели сестринского дела»
Место проведения: кабинет теории и практики сестринского дела
Время занятия: 2 часа
Тип занятия: комбинированное занятие (усвоение новых знаний)
Форма проведения: теоретическое занятие (лекция)
Цели:
Уметь:
-определить основные потребности по А.Маслоу;
-применить основные представления о моделях и системах
ценностей сестринского дела
Знать:
-основные концепции теории А.Маслоу;
-уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон;
-основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела;
-основные положения модели сестринского ухода В.Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента;
-сравнительную характеристику основных положений моделей Д.Орэм и В.Хендерсон, принципы выбора модели сестринского ухода.
Освоить компетенции:
1. Общие компетенции
1.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
2.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
3.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
4.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
2. Профессиональные компетенции
1. Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
2. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
3. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
4. Работать с нормативно-правовой, учётно-отчётной и медицинской документацией.
Актуальность темы
Тема «Иерархия потребностей человека по А.Маслоу.Модели сестринского дела» важна и актуальна в системе подготовки медицинского работника, является основой для дальнейшего изучения потребностей человека и выработки модели поведения на практике, в профессиональной деятельности. Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-новому взглянуть на функции медицинского работника. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. .
Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи
1.Внутридисциплинарные связи
ПМ 07, (04)» Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Темы:«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
«Потребности человека»
2.Междисциплинарные связи
Психология
Тема: Потребностно-мотивационная сфера, диагностика.
Анатомия и физиология человека
Тема: Иерархия потребностей человека.
Оснащение занятия
1.Материально-техническое оснащение:
-классная доска
-компьютер
-мультимедийный проектор
-экран
2.Методическое оснащение:
-методическая разработка теоретического занятия;
-опорный конспект на каждого студента;
-контролирующий материал по теме с эталоном ответов
-мультимедийная презентация
3.Домашнее заданее:
1. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела: Учебник./ С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гэотар-Медиа, 2010.- с.47-60, 84-114
2. Опорный конспект
Хронологическая карта (этапы занятия)
Этапы занятия Время Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся1.Организационный момент
1.Организационный момент 2 мин. Заполняет журнал,
сообщает обучающимся
тему, цели и план занятия. Записывают в тетради тему и цели занятия.
1.2.Актуализация знаний (начальная мотивация) 3 мин. Мотивирует обучающихся к изучению данного материала Слушают и конспектируют
2. Контроль знаний
2.Контроль исходного уровня знаний:
2.1 Выполнение тестовых заданий (с эталоном ответов) по теме:
История, философия сестринского дела.
Общение, обучение в сестринском деле.
30 мин Инструктирует обучающихся, раздаёт тесты, организует обсуждение результатов работы, задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся по тестовым заданиям. Обучающиеся выполняют задания в тестовой форме.
3. Изучение нового материала
3.Объяснение нового материала:
3.1 Лекция-беседа с элементами проблемно-поискового характера по теме: «Иерархияпотребностей человека по А.Маслоу. Модели сестринского дела» 25 мин Объясняет обучающимся новый материал Конспектируют новый материал.
4. Контроль эффективности изучения нового материала
4 Закрепление нового материала:
4.1Ответы на вопросы графического диктанта по изученной теме
(с эталоном ответа);
4.2 Выполнение тестовых заданий
(с эталоном ответа)
4.3 Самоконтроль, самоанализ 25 мин Инструктирует обучающихся, наблюдает за их работой, корректирует, задаёт вопросы по материалу.
Оценивает работу группы. Отвечают на вопросы графического диктанта по новому материалу, выполняют задания в тестовой форме.
Обобщают изученное на занятии.
5. Подведение итогов
5. Подведение итогов занятия. 3 мин Выставляет и комментирует оценки за занятие, анализирует работу группы.
Анализируют допущенные ошибки.
6. Задание на дом
6. Задание на дом. 2 мин Задаёт домашнее задание. Записывают домашнее задание.
Мухина С. А.
Тарновская И. И.
Теоретические основы сестринского дела,
стр.47-60, 84-114
Общее время занятия (мин) 90 мин Список рекомендуемой литературы
Для преподавателя:
1. Мухина С. А. Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник для медицинских училищ-2-е изд., испр. и доп.- Москва.:ГЭОТАР-Медиа, 2008 (2010)
2. Кулешова Л. И. Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: теория и практика в 2 частях, часть 1.- Ростов н/Д: Феникс, 2008
Для обучающихся:
1. Мухина С. А. Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник для медицинских училищ-2-е изд., испр. и доп.- Москва.:ГЭОТАР-Медиа, 2008 (2010)
Блок материалов для обучения
(информационный блок)
Глоссарий
Термины Определение
1.Болезнь это сложная, общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды, качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды и ограничению трудоспособности.
2.Здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
3.Концепция система взглядов, определённый способ понимания каких либо явлений, процессов, основная точка зрения, конструктивный принцип различных видов деятельности.
4.Модель сестринского ухода этообразец, по которому действуем, реализация концепции сестринского дела, средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.
5.Окружающая среда совокупность природных, социальных, психологических, духовных факторов жизнедеятельности человека.
6.Пациент (от лат. patiens - страдающий), человек (индивид), обратившийся за медицинской помощью или находящийся под медицинским наблюдением.
7.Потребности человека переживаемые, осознаваемые и неосознаваемые человеком нужды, зависимости в том, что необходимо для жизнедеятельности его организма и развития его личности.
8.Сестринское дело часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменяющейся окружающей среды.Опорный конспект
по теме: «иерархия потребностей человека по А. Маслоу.
Модели сестринского дела»
План конспекта:
1. Основные концепции теории А. Маслоу.
1.1 Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу.
2. Основные представления о моделях и системе ценностей сестринского дела.
2.1 Основные положения модели сестринского дела В. Хендерсон.
3. Сравнительная характеристика основных положений модели В. Хен-дерсон и Д. Орэм.        
1.Основные концепции теории А. Маслоучеловек постоянно ощущает какие-то потребности;
человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определенные группы;
группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу;
потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;
обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, комплексно взаимодействующих между собой;
потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня;
потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.
1.1 Потребность - переживаемые, осознаваемые и неосознаваемые человеком нужды, которые необходимы для жизнедеятельности организма и развития личности.
Различают потребности:
      1 группа - витальные (потребность жить и обеспечивать свою жизнь).
      2 группа - социальные (потребность занять определенное место в обществе)
      3 группа - познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).
      Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения в 1943 году проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека, классифицировал потребности по иерархической системе – от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень), изобразил уровни потребностей в виде пирамиды, выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти уровням. Удовлетворение потребностей человека зависит от внешних и внутренних факторов.      К внешним факторам, от которых зависит степень удовлетворения потребностей, относятся условия окружающей человека среды.       К генетическим факторам которые изменить нельзя, относятся возраст, пол человека, наследственность.
      Факторы риска, влияющие на образ жизни человека могут привести к нарушению удовлетворения потребностей. К ним относятся: экология, гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки, стрессовые ситуации и другие, которые можно сгруппировать следующим образом:
Сферы Значение для здоровья, % Группы факторов
    1.Образ жизни 49-53%    Курение, употребление алкоголя    Потребление наркотиков    Злоупотребление лекарствами    Отказ от приема лекарственных средств    Вредные условия труда    Стрессовые ситуации    Несбалансированное питание    Адинамия гиподинамия    Плохие материально-бытовые    условия    Неполная семья    Одиночество    Низкий образовательный и    культурный уровень    Чрезмерно высокий уровень урбанизации
2. Генетика, биология человека 18-22%    Предрасположенность к наследственным болезням    Предрасположенность к дегенеративным болезням
    3.Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20%    Загрязнение воздуха   Загрязнение воды    Загрязнение почвы    Резкие смены атмосферных явлений
    4.Здравоохранение 8-10%    Неэффективность профилактических мероприятий    Низкое качество медицинской помощи    Несвоевременность медицинской помощи.
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу5 уровень

1 уровень-физиологические потребности (воздух, вода,пища, выделение, сон, движение);
2уровень-безопасность (надёжность, защита, одежда, помощь);
3уровень-социальные потребности (одобрение, понимание, любовь, семья, друзья);
4 уровень-самоуважение и уважение окружающих (уважение, успех, поощрение);
5 уровень-самовыражение (достижение, самостоятельность).
Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности:
-соблюдать здоровый образ жизни;
-жить в гармонии с социальным и культурным окружением, самим собой;
-повышать материальные и духовные ценности.
Медицинская сестра должна побуждать пациента и членов его семьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помогать сохранить самостоятельность и независимость.
Основные потребности человека в здоровье и болезни.
План:
Понятие о потребностях
Разнообразие теорий и классификация потребностей.
Иерархия потребностей по А. Маслоу, характеристика потребностей человека.
Удовлетворение потребностей в повседневной деятельности человека. Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей человека. Роль медсесты в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.
Потребность – это физиологический и (или) психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Существует множество самых разнообразных классификаций потребностей, например, Доротей Орэм, Роупер, Джонсон, Обуховского, Симонова и Ершова, сестринская теория потребностей и так далее. Но наиболее популярной, доступной и полной является классификация американского психолога А. Маслоу.
Согласно теории Маслоу каждый человек имеет ряд основных жизненно важных потребностей, располагающихся в виде пирамиды, от фундаментальных физиологических к высшим самовыражению или психосоциальным.

Первая ступень пирамиды Маслоу описывает потребности в выживании, без удовлетворения которых невозможна жизнь в биологическом смысле: потребности в адекватном дыхании, приёме пищи и жидкости , физиологических отправлениях, движении, сне и отдыхе.
Если потребности в выживании удовлетворяются, человек начинает думать о своей безопасности в окружающем мире, возникает потребность защитить себя от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Мы чувствуем себя в безопасности, если покрытие пола сухое и на нём нет посторонних предметов, помещение в тёмное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки; человек одет соответственно погоде и есть уверенность, что при необходимости ему будет оказана помощь. Человек должен быть уверен , что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность , но и не причинять вреда окружающим.
Социальные потребности. Отношение людей в обществе- семья, друзья, их общение, одобрение, привязанность, любовь и.т.д. Большинство хочет, чтобы нас любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.
При тяжелой болезни, не трудоспособности или в приклонном возрасте часто возникает « вакуум» , и социальные контакты нарушаются. Помогая человеку решить социальную проблему , можно значительно улучшить качество его жизни.
4) Потребность в самоуважении и уважении окружающих.
Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушным к оценке своего успеха в каких то делах со стороны окружающих. Чем выше уровень социально- экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.
Очень часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди теряют это чувство, так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.
5) Потребность в самовыражении. Маслоу считал: удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что делает что то лучше, чем другие. Для одного самовыражение – это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего – воспитание ребенка и т.д.
Классификация Маслоу демонстрирует целостные подход к человеку. Иерархия потребностей служит чёткой и простой схемой для определения и анализа имеющихся и потенциальных проблем со здоровьем у пациента.
В сестринской практике используется эта классификация в интерпретации Вирджинии Хендерсон, которая всё многообразие потребностей, предложенных Маслоу, свела к 14-ти наиболее важным:
Нормально дышать
Употреблять достаточное количество пищи и жидкости
Выделять из организма продукты жизнедеятельности
Двигаться и поддерживать нужное положение
Спать и отдыхать
Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду
Поддерживать t тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
Соблюдая личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнения.
Отправлять вероисповедание , религиозные обряды в соответствии со своей верой.
Заниматься любимой работой.
Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Для достижения состояния комфорта и благополучия каждый человек постоянно, на протяжении своей жизни должен удовлетворять свои потребности. Потребности у всех людей одинаковые, но удовлетворяем мы их по разному. В значительной степени и состояние здоровья у всех разное.
Человек удовлетворяет свои потребности через свой образ жизни, повседневную деятельность. Именно стремление к удовлетворению потребностей побуждает человека к активности к окружающей среде. В выходной день он встает с постели, так как ему хочется умыться и выпить чашку кофе.
В процессе постоянного взаимодействия человека и окружающей среды возникают какие – то стрессовые для организма ситуации, препятствия для полноценного удовлетворения потребностей. Например, Петров съел несвежее пироженое, Иванов испугался мчащегося автомобиля, а Сидоров задохнулся при подъеме на высокий этаж – всё это стрессовые для организма ситуации, требующие включения механизмов стресс\ адаптации. В связи с нарушением удовлетворения потребностей у человека возникают проблемы.
С точки зрения м\с проблемы появляются тогда, когда пациент с силу определенных причин ( болезнь, травма, возраст, неблагоприятная обстановка):
Не может самостоятельно удовлетворить какие – либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении, например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополнительной опоры.
Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует поддержанию жизнедеятельности на уровне максимального возможного для этого человека здоровья. Например, пристрастия к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы. При этом ущерб для здоровья может пациентом осознаваться или не осознаваться, сестринское вмешательство всё равно необходимо.
Задача м\с – оценить образ жизни её пациента с точки зрения влияния на здоровье и предложить необходимые коррективы.
Образ жизни зависит от возраста и развития человека, его состояния здоровья, а так же окружающей среды. Образ жизни может содержать факторы риска, негативно влияющие на удовлетворение потребностей человека, как генетические, так и выборочные.
Генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность.
Выборочные факторы риска: гиподинамия; избыточный вес; нерациональное питание; стрессы; вредные привычки и условия труда; экология и климат; низкий уровень здравоохранения.
Оценив образ жизни пациента, м\с доодна:
Мотивировать пациента на оздоровление образа жазни пациента, убедить пациента в необходимости перемен.
Дать совет устранить факторы риска, например, оздоровить питание, сбросить вес.
Если факторы риска невозможно устранить, необходимо найти способ адаптации человека к условиям жизнис факторами риска, смягчить их влияние.
Например, если человек на работе малоподвижен , м\с может рекомендовать ходить на работу пешком. Если страдающий бронхиальной астмой человек проживает в район, воздушный бассеин которого загрязнен промышленными отходами, целесообразно сменить место жительства или хотя бы приобрести воздухоочиститель.
М\с осуществляя и оценивая сестринский уход, предлагает три типа сестринской помощи: 1) Полностью компенсирующий; 2) частичный; 3) консультативный.
Например: человек бежал за автобусом, упал и сломал ногу.
Дискомфорт чрезвычайный: боль, страх, невозможность обслуживать себя, фактор внезапности, крушение жизненных планов.
Задача врача: поставить диагноз ( есть перелом или нет, закрытый или открытый, со смещение или без смещения) и назначить лечение ( гипс, аппарат Илизарова, операция).
Задача м\с: помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с травмой. Её позиция: « Потери в настроении и активности повседневной жизни неизбежны, но должны быть минимальными»
У пациента нарушено удовлетворение потребностей в движении и безопасности.
При первом типе сестринской помощи м\с будет удовлетворять потребности пациента как бы « за него» ( принесет обед в палату, приготовит все необходимое для гигиены ( умыть , подмыть), отвезет в R-кабинет).
При втором типе сестринская помощь она создаст пациенту условия для удовлетворения пациента самостоятельно, обучая пользованию костылями и обеспечивая безопасную среду. При третьем типе м\с порекомендует включить в рацион питания продукты, богатые кальцием, для укрепления костей.
Цель сестринской помощи – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей. Или: сестринской дело есть способ удовлетворения основных жизненно- важных потребностей пациента.
2.Модель сестринского дела - это образец, по которому действуем, реализация концепции сестринского дела, средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.
Модель сестринского дела - это направление на достижение цели. Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Модели сестринского ухода называют концептуальными т.к. они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.
Ядро каждой модели –различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.В сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Компонентами модели сестринского дела являются:
-пациент как объект деятельности сестринского персонала;
-источник проблем пациента;
-цели и задачи ухода;
-роль медицинской сестры;
-направленность сестринской помощи;
-способы оказания сестринской помощи;
-оценка качества и результатов ухода.
Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

Примеры моделей сестринского дела
Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
Модель Джонсон-направленная на изменение поведения пациента
Джонсон Д. Пациент - это индивид имеющий набор взаимосвязанных систем поведения человека, причем каждая из них стремиться к балансу и равновесию внутри себя. Болезнь, изменение образа жизни, могут разбалансировать подсистемы поведения человека Необходимо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы.    Эту оценку осуществляют в два этапа:    - определяют, позволяет ли поведение пациента предположить нарушение равновесия в какой-либо из подсистем;    - определяют причину этого нарушения. Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее.    Медицинской сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.
Примеры моделей сестринского дела
  Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
К.Рой-адаптационная модель
    К. Рой    Пациент - это индивид, имеющий набор взаимосвязанных биологической, психологической, и социальной систем, влияющих на поведение. Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации При обследовании пациента следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение дает повод для беспокойства. Сестра определяет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента. Роль медицинской сестры - способствовать адаптации человека в период здоровья и болезни: благодаря воздействию на очаговые раздражители они попадают в зону того или иного способа адаптации.
Примеры моделей сестринского дела
Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
Роупер Н. Логан В. Человек - как объект сестринской деятельности 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:  - инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;  - патологические и дегенеративные изменениях в тканях;  - несчастный случай;  - инфекционное заболевание:  - последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды Сестра совместно с пациентомоценивает его возможностив удовлетворении нарушенных потребностей, устанавливая действительные потенциальные проблемы пациента. Авторы данной модели видят роль медицинской сестры как независимую, зависимую, взаимозависимую. Независимая роль - заключается в оценке состояния здоровья пациента, совместно с пациентом.    Зависимая роль - это выполнение назначений врача. Взаимозависимая роль - это работа в бригаде с другими специалистами.
Примеры моделей сестринского дела
Модель Д. Орем (модель дефицита самоухода)
   Модель предложенная Д. Орэм в 1971году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.    Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников.    В модели выделены три группы потребностей в самоуходе:    1. Универсальные:   • достаточное потребление воздуха;    • достаточное потребление жидкости,
• достаточное потребление пищи,
   • достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;    • сохранение баланса между активностью и отдыхом;    • предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;    • стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями.   • время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей. Уровень удовлетворения каждой из восьми потребностей для каждого человека индивидуален.    Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадии развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности.    2. Потребности, связанные со стадией развития:   • Эти потребности удовлетворяются всеми взрослыми людьми (пациентом, его родственниками) поддающимися обучению и воспитанию.    3. Потребности, связанные с нарушением здоровья:   В этой группе выделено три вида нарушений:    • анатомические изменения (отеки, ожоги, раны и т.д.);    • функциональные физиологические изменения (одышка, тугоподвижность состава);    • изменение поведения или повседневных жизненных привычек (чувство безразличия, бессонница, внезапные изменения настроения)Врачебная модельМодель ранее была ориентирована при подготовке сестринского персонала в нашей стране. Пациент представляет собой набор органов и физиологических систем.
Источник проблем пациента-человек рассматривается как пассивный носитель болезни. Сестринское дело при этой модели связано с физиологическими потребностями человека, уход направлен на поддержание функции, а не на восстановление здоровья человека в целом.
Направленность сестринского вмешательства определяется врачом, а не сестрой и зависит от нарушения деятельности органов и систем(одышка, кашель и т.д.). Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной модели не обязательна.
2.1 Основные положения модели сестринского дела В. Хендерсон( добавочно-дополняющая модель)
Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода. В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон. 1. Нормально дышать. 2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. 3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. 4. Двигаться и поддерживать нужное положение. 5. Спать, отдыхать. 6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду. 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. 9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей. 10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. 12. Заниматься любимой работой. 13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Модель сестринского дела В. Хендерсон (добавочно-дополняющая модель)
Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
В. ХендерсонПациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений. Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. При обследовании пациента медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи. Роль сестры в модели представлена двояко: - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым; - это помощник врача, выполняющий его назначения.
3.Сравнительная характеристика основных положений модели Д. Орэм и В. ХендерсонАвтор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
 Д. Орем  Пациент - единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Если пациент не может сохранить равновесие между своими возможностямии потребностями в самоуходе, а потребности самоухода превышаютвозможности самого пациента - возникает необходимость в сестринской помощи. Помощь осуществляется при активном участии пациента и его родственников. Направлено на выявление дефицитасамоухода и его причины:    Причинами дефицита могут быть:  - отсутствие знаний;  - неумение выполнять отдельные действия по самоуходу; непонимание важности самоухода.    Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:  -определить уровень требований самого пациента к самоуходу;   -оценить возможности пациента удовлетворить эти требования; -оценить возможности пациента безопасно осуществлять самоуход; -оценить возможности восстановления самоухода в будущем. Медицинская сестра помогает, обучает пациентаосуществлятьсамоуход. Помогает пациенту сохранить здоровье, справиться с последствиямитравмы или болезни.
3.Сравнительная характеристика основных положений модели Д. Орэм и В. ХендерсонАвтор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
В. ХендерсонПациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений. Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. При обследовании пациента медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи. Роль сестры в модели представлена двояко: - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым; - это помощник врача, выполняющий его назначения.
Блок дидактического (раздаточного)
материала для обучающихсяИерархия потребностей человека по А. Маслоу5 уровень

1 уровень-физиологические потребности (воздух, вода,пища, выделение, сон, движение)
2уровень-безопасность (надёжность, защита, одежда, помощь)
3уровень-социальные потребности (одобрение, понимание, любовь, семья, друзья)
4 уровень-самоуважение и уважение окружающих (уважение, успех, поощрение)
5 уровень-самовыражение (достижение, самостоятельность)
Примеры моделей сестринского дела
Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
1. Модель Джонсон-направленная на изменение поведения пациента
Джонсон Д. Пациент - это индивид имеющий набор взаимосвязанных систем поведения человека, причем каждая из них стремиться к балансу и равновесию внутри себя. Болезнь, изменение образа жизни, могут разбалансировать подсистемы поведения человека Необходимо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы.    Эту оценку осуществляют в два этапа: - определяют, позволяет ли поведение пациента предположить нарушение равновесия в какой-либо из подсистем; - определяют причину этого нарушения. Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее.    Медицинской сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.
Примеры моделей сестринского дела
  Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
К. Рой-адаптационная модель
    К. Рой    Пациент - это индивид, имеющий набор взаимосвязанных биологической, психологической, и социальной систем, влияющих на поведение. Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации При обследовании пациента следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение дает повод для беспокойства. Сестра определяет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента. Роль медицинской сестры - способствовать адаптации человека в период здоровья и болезни: благодаря воздействию на очаговые раздражители они попадают в зону того или иного способа адаптации.
Примеры моделей сестринского дела
Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
Роупер Н. Логан В. Человек - как объект сестринской деятельности 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:  - инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;  - патологические и дегенеративные изменениях в тканях;  - несчастный случай;  - инфекционное заболевание:  - последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды Сестра совместно с пациентомоценивает его возможностив удовлетворении нарушенных потребностей, устанавливая действительные потенциальные проблемы пациента. Авторы данной модели видят роль медицинской сестры как независимую, зависимую, взаимозависимую. Независимая роль - заключается в оценке состояния здоровья пациента, совместно с пациентом.    Зависимая роль - это выполнение назначений врача. Взаимозависимая роль - это работа в бригаде с другими специалистами.
Сравнительная характеристика основных положений модели Д. Орэм и В. ХендерсонАвтор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
 Д. Орем  Пациент - единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Если пациент не может со хранить равновесие между своими возможностямии потребностями в самоуходе, а потребности самоухода превышаютвозможности самого пациента - возникает необходимость в сестринской помощи. Помощь осуществляется при активном участии пациента и его родственников.    Направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины:    Причинами дефицита могут быть:    - отсутствие знаний    - неумение выполнять отдельные действия по самоуходу непонимание важности самоухода.    Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:    - определить уровень требований самого пациента к самоуходу;    - оценить возможности пациента удовлетворить эти требования;    - оценить возможности пациента безопасно осуществлять самоуход;    - оценить возможности восстановления самоухода в будущем.     Медицинская сестра помогает, обучает пациентаосуществлятьсамоуход. Помогает пациенту сохранить здоровье, справиться с последствиямитравмы или болезни.
Сравнительная характеристика основных положений модели Д. Орэм и В. ХендерсонАвтор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства Роль медицинской сестры
В. ХендерсонПациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений. Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. При обследовании пациента медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи. Роль сестры в модели представлена двояко: - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым; - это помощник врача, выполняющий его назначения.
Блок контроля уровня знаний обучающихся
Блок контроля знаний-умений
включает в себя следующие разделы:
1. «Контроль исходного уровня знаний»- содержит задание в тестовой форме по темам «История, философия сестринского дела. Общение, обучение в сестринском деле», выполнение которого помогает обучающему восстановить в памяти знания по пройденным темам и приступить к изучению новой темы.2. «Контроль эффективности изучения нового материала» содержит задания, при решении которых студент должен показать знания и умения, полученные на занятии по теме «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела»
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ: История, философия сестринского дела.
Общение, обучение в сестринском деле
Обучающимся предлагается выполнить задания в тестовой форме
Вариант 1
Выберите один правильный ответ
1.Предметом изучения биоэтики являются
а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми
б) профессиональный долг медицинской сестры
в) история сестринского дела
г) профессиональные знания и умения медицинской сестры
2.Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе называется
а) этикой
б) деонтологией
в) философией
г) эвтаназией
3.Наука о профессиональных обязанностях и правилах поведения медицинского работника перед пациентами, их родственниками, коллегами и обществом называется
а) медицинской тайной
б) ятрогенией
в) биоэтикой
г) деонтологией
4.К основным этическим понятиям относятся
а) долг, честь, достоинство, совесть
б) долг, гуманность, милосердие, профессионализм
в) честь, совесть, милосердие, забота
г) достоинство, деонтология, биоэтика, медицинская тайна
5.Общение медицинской сестры с пациентом и его семьей о принципах питания относится к уровню общения
а) внутриличностному б) общественному
в) социальному
г) межличностному
6. К функциям общения относятся
а) информационная, психомоторная, чувственная
б) информационная, экспрессивная, регулятивная
в) познавательная, эмоциональная, психомоторная
г) познавательная, информационная, регулятивная
7.Все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого называются
а) философией
б) обучением
в) общением
г) этикой
8.Не подлежащие разглашению сведения о пациенте, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и иные сведения о состоянии здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения называются а) эвтаназией
б) медицинской тайной
в) запретом
г) биоэтикой
9.Обучение пациентов происходит в а) 2 сферах б) 3сферах
в) 4сферах
г) 5сферах
10.Процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента называется
а) способом обучения
б) сферой обучения
в) общением в сестринском деле
г) обучением в сестринском деле
11.К способам обучения относится
а) индивидуальный, групповой, коллективный, фронтальный
б) индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный
в) индивидуально-групповой, групповой, коллективный, одиночный
г) индивидуальный, индивидуально-групповой, коллективный, массовый
12.Заявление о том, что человек намерен сделать, чтобы достичь определенного результата является
а) методом обучения
б) способом обучения
в) целью обучения
г) способностью в обучении
13.В процессе обучения можно выделить цели
а) долгосрочные и конечные
б) краткосрочные и промежуточные
в) промежуточные и конечные
г) долгосрочные и промежуточные
14.К сферам обучения относятся
а) познавательная, эмоциональная, психомоторная
б) информационная, экспрессивная, регулятивная
в) познавательная, эмоциональная, регулятивная
г) эмоциональная, психомоторная, регулятивная
15.По указу Петра I в 1715 году были созданы
а) воспитательные дома
б) вдовьи дома
в) сердобольные дома
г) дома для неимущих16.Принято считать, что сестринское дело в России началось в 1803 году, когда появилась
а) Крестовоздвиженская община сестер милосердия
б) служба сердобольных вдов
в) Свято-Троицкая община сестер милосердия
г) первая благотворительная организация
17.В 1818 году в Москве был создан
а) Институт сестер милосердия
б) Приют для прихожан
в) Попечительный совет
г) Институт сердобольных вдов
18.Родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России считается а) Ю. Вревская б) Е. Бакунина
в) Д. Севастопольская
г) княгиня Екатерина Федоровна
19.Основоположницей сестринского дела в мире является
а) В. Хендерсон б) Д. Севастопольская
в) Е. Бакунина
г) Ф. Найтингейл20.Этический Кодекс Медицинской Сестры России состоит из а) 3 частей
б) 4 частей
в) 5 частей
г) 6 частей
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ: История, философия сестринского дела.
Общение, обучение в сестринском деле
Обучающимся предлагается выполнить задания в тестовой форме
Вариант 2
Выберите один правильный ответ
1.Философия сестринского дела базируется на 4 основных понятиях
а) этические обязанности, этические ценности, добродетели, сестринское дело
б) пациент как личность, сестринское дело, окружающая среда, здоровье
в) окружающая среда, сестринское дело, пациент, этические ценности
г) медицинская сестра, этические ценности, этические обязанности, добродетели
2.Программный документ «Философия сестринского дела в России» принят на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела в а) 1997 году в Голицино б) 1991 году в Голицино в) 1993 году в Голицино г) 1994 году в Голицино3.В 1992 году по инициативе медицинских сестер и министерства здравоохранения Российской Федерации была основана
а) Российская Академия наук
б) Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
в) Федеральная ассоциация медицинских сестер России
г) Ассоциация медицинских сестер России
4.Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе называется
а) этикой
б) деонтологией
в) философией
г) эвтаназией
5.Обучение пациентов происходит в а) 2 сферах б) 3сферах
в) 4сферах
г) 5сферах
6.Специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу, называется
а) врач
б) санитарка
в) медицинская сестра
г) человек
7.К личным качествам медицинской сестры, которыми она должна обладать относится
а) профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, знания
б) говорить правду, делать добро, не причинять вреда, здоровье, умение
в) профессионализм, независимость, забота, человеческое достоинство, здоровье
г) милосердие, сострадание, терпение, целеустремленность, ответственность
8.К вербальному относят общение с помощью
а) мимики
б) речи
в) жеста
г) взгляда
9.В 1997 году Ассоциацией медицинских сестер России был утвержден
а) Моральный Кодекс Медицинской Сестры
б) Нравственный Кодекс Медицинской Сестры
в) Этический Кодекс Медицинской Сестры
г) Профессиональный Кодекс Медицинской Сестры
10.Первым теоретиком сестринского дела является
а) Ю.Вревская б) Е.Бакунина
в) Д.Севастопольская
г) Ф.Найтингейл11.Философия сестринского дела представляет систему взглядов на взаимоотношения между а) сестрой и пациентом
б) сестрой, пациентом, врачом, родственниками
в) сестрой, пациентом, окружающей средой
г) сестрой, пациентом, обществом, окружающей средой
12.Предметом изучения биоэтики являются
а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми
б) профессиональный долг сестринского персонала
в) история сестринского дела
г) профессиональные знания, умения и навыки медицинской сестры
13.На способность к обучению влияет
а) уровень обучения
б) национальность
в) пол обучаемого г) профессия
14.Проводя оценку результатов обучения необходимо
а) попросить пациента продемонстрировать приобретенные знания и умения
б) опросить соседей по палате об успехах пациента
в) доложить об этом главной медицинской сестре
г) проконсультироваться с лечащим врачом
15.Планирование содержания обучения и методов обучения происходит
а) без информирования пациента
б) самостоятельно пациентом
в) совместно с пациентом
г) совместно с лечащим врачом
16.По указу Петра I в 1715 году были созданы
а) воспитательные дома
б) вдовьи дома
в) сердобольные дома
г) дома для неимущих17.Потеря речевой функции у пациента называется
аутизмом
дефекацией
гемиплегией
афазией
18.Одним из факторов, влияющих на процесс общения, является:
объем движений
суточный рацион
температура
возраст
19.К неблагоприятным факторам обучения относятся
а) хорошая вентиляция
б) тишина
в) усталость
г) достаточное освещение
20.К функциям общения относятся
а) информационная, психомоторная, чувственная
б) информационная, экспрессивная, регулятивная
в) познавательная, эмоциональная, психомоторная
г) познавательная, информационная, регулятивная
Контроль эффективности изучения нового материала
ПО ТЕМЕ:«Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела»
Обучающимся предлагается ответить на вопросы графического диктанта, обозначив верные и неверные утверждения
Задание №1Графический диктант
Правильный ответ (да) обозначьте знаком
Неправильный ответ (нет) – знаком
1. Потребность - это состояние нужды.
2. Мотив деятельности людей - желание удовлетворить свои потребности.
3. Первый уровень потребностей по А. Маслоу- безопасность.
4. Фундамент пирамиды А. Маслоу – социальные потребности.
5.Удовлетворение своих потребностей зависит от способностей человека.
6. Потребность в уважении окружающих - второй уровень пирамиды
А. Маслоу.
7. Социальная поддержка – третий уровень пирамида А. Маслоу.
8. Самовыражение – высший уровень пирамиды А. Маслоу.
9. Стремление к материальной надёжности – социальная потребность.
10. Семья, друзья, любовь, общение – четвёртый уровень пирамиды
А. Маслоу.
11. В основе теории В. Хендерсон лежит иерархия основных потребностей
А. Маслоу.
12. Цель сестринского дела по модели В. Хендерсон – удовлетворить жизненные потребности пациента.
13. Модель Д. Орем основана на принципе дефицита самоухода.
14. Равновесие между возможностями и потребностями в самоуходе – цель сестринского вмешательства.
15. По В. Хендерсон существует 14 фундаментальных потребностей человека.
Контроль эффективности изучения нового материала
ПО ТЕМЕ:«Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела»
Задание №2 Обучающимся предлагается выполнить задания в тестовой форме
Вариант1Выберите один правильный ответ
1.Иерархия основных человеческих потребностей предложена американскимпсихолом а) В. Хендерсон б) А. Маслоу в) Д. Поттером
г) У. Джемсом
2.К первому уровню потребностей по А. Маслоу относится
а) физиологические
б) социальные
в) уважения
г) самоуважения
3.Автором создания 14 фундаментальных потребностей является
а) А. Маслоу б) В. Хендерсон в) Д. Орем
г) Ф. Найтингейл4.Количество уровней основных жизненно-важных потребностей поА. Маслоу составляет
а) 3 уровня
б) 5 уровней
в) 10 уровней
г) 14 уровней
5.Наиболее адаптировованной моделью сестринского ухода является
модель В. Хендерсонврачебная модель
модель Н. Роупермодель Д. Джонсон
6.Ко второму уровню по А. Маслоу относятся потребности
а) физиологические
б) социальные
в) в безопасности
г) самовыражения
7.К потребностям, отражающие жизненный цикл человека по Д. Орем относится а) универсальные
б) фундаментальные
в) физиологические
г) иерархические
8.Количество универсальных потребностей по Д. Орем
а) 3 б) 5 в) 8 г) 14
9.Автором теории дефицита самоухода является
а) А. Маслоу б) В. Хендерсон в) Д. Орем
г) Ф. Найтингейл10.Основоположницей системы ухода за пациентами является
а) Ю. Вревская б) Ф. Найтингейл в) Е. Бакунина
г) Д. Орем
11.В.Хендерсон разработала свою модель, основываясь на теорию
а) А. Маслоу б) У. Джемса
в) Д. Орем
г) В. Найтингейл12.Модель сестринского дела по Д. Орэм, основана на принципе
а) самоухода б) иерархии потребностей
в) жизненных потребностей
г) самолечения
13. Страх смерти относится кпсихологической проблеме
физической проблеме
воспитательной проблеме
духовной проблеме
14. К пятому уровню потребностей человека, по А. Маслоу, относится
социальная потребность
потребность в самоуважении и уважении окружающих
потребность в самореализации
потребность в безопасности
15. К физиологической потребности, согласно иерархии А. Маслоу, относится
уважение
знание
дыхание
общение
Контроль эффективности изучения нового материала
ПО ТЕМЕ:«Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела»
Задание №2 Обучающимся предлагается выполнить задания в тестовой форме
Вариант 2
Выберите один правильный ответ
1.Количество универсальных потребностей по Д. Орем
а) 3
б) 5
в) 8
г) 14
2.Автором теории дефицита самоухода является
а) А. Маслоу б) В. Хендерсон в) Д. Орем
г) Ф. Найтингейл3.Основоположницей системы ухода за пациентами является
а) Ю. Вревская б) Ф. Найтингейл в) Е. Бакунина
г) Д. Орем
4.В.Хендерсон разработала свою модель, основываясь на теорию
а) А. Маслоу б) У. Джемса
в) Д. Орем
г) В. Найтингейл5.Модель сестринского дела по Д. Орэм, основана на принципе
а) самоухода б) иерархии потребностей
в) жизненных потребностей
г) самолечения
6. Страх смерти относится к а) психологической проблеме
б) физической проблеме
в) воспитательной проблеме
г) духовной проблеме
7. К пятому уровню потребностей человека, по А. Маслоу, относится
а) социальная потребность
б) потребность в самоуважении и уважении окружающих
в) потребность в самореализации
г) потребность в безопасности
8. К физиологической потребности, согласно иерархии А. Маслоу, относится
а) уважение
б) знание
в) дыхание
г) общение
9.Иерархия основных человеческих потребностей предложена американским психолом а) В. Хендерсон б) А. Маслоу в) Д. Поттером
г) У. Джемсом
10.К первому уровню потребностей по А. Маслоу относится
а) физиологические
б) социальные
в) уважения
г) самоуважения
11.Автором создания 14 фундаментальных потребностей является
а) А. Маслоу б) В. Хендерсон в) Д. Орем
г) Ф. Найтингейл12.Количество уровней основных жизненно-важных потребностей
по А. Маслоу составляет
а) 3 уровня
б) 5 уровней
в) 10 уровней
г) 14 уровней
13.Наиболее адаптировованной моделью сестринского ухода является
а) модель В. Хендерсон б) врачебная модель
в) модель Н. Роупер г) модель Д. Джонсон
14.Ко второму уровню по А. Маслоу относятся потребности
а) физиологические
б) социальные
в) в безопасности
г) самовыражения
15. К потребностям, отражающие жизненный цикл человека по Д. Орем относится а) универсальные
б) фундаментальные
в) физиологические
г) иерархические
Эталон ответов контроля исходного уровня знаний
по теме: История, философия сестринского дела.
Общение, обучение в сестринском деле
Задание №1 Выполнение заданий в тестовой форме
Вариант №1 Вариант№2
1. а 10. г 19. г 1. б 10. г 19. в
2. а 11. б 20. в 2. в 11. г 20. б
3. г 12. в 3. г 12. а 4. а 13. в 4. а 13. а 5. г 14. а 5. б 14. а 6. б 15. а 6. в 15. в 7. в 16. б 7. г 16. а 8. б 17. г 8. б 17. г 9. б 18. б 9. в 18.г Критерии оценки:
0-2 ошибки- «5»
3-4 ошибки- «4»
5-6 ошибок- «3»
более 6 ошибок- «2»
Эталон ответа
Контроль эффективности изучения нового материала
ПО ТЕМЕ: «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела»
Задание №1Графический диктант
1. да
2. да
3. нет
4. нет
5. да
6. нет
7. нет
8. да
9. нет
10. нет
11. да
12. да
13. да
14. да
15. да

_1__ 2_____________ 5______________8______________________________
3 4 6 7 9 10 11 12 13 14 15
Критерии оценки:
0-1 ошибки- «5»
2-3 ошибки- «4»
4-5 ошибок- «3»
более 5 ошибок- «2»
Эталон ответов контроля эффективности изучения нового материалапо теме: «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу.
Модели сестринского дела»
Задание №2 Выполнение заданий в тестовой форме
Вариант №1 Вариант№2
1. б 10. б 1. в 10. а 2. а 11. а 2. в 11. б 3. б 12. а 3. б 12. б 4. б 13. а 4. а 13. а 5. а 14. в 5. а 14. в 6. в 15. в 6. а 15. а 7. а 7. в 8. в 8. в 9. в 9. б Критерии оценки:
0-1 ошибки- «5»
2-3 ошибки- «4»
4-5 ошибок- «3»
более 5 ошибок- «2»