Конспект занятия по дисциплине, определяемой организацией образования «Самопознание с методикой в дошкольных учреждениях» на тему: «Способы формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания»»

СабаK жоспары № _
План занятия №_

СабаKтыS таKырыбы:
Тема занятия: Способы формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания».
СабаKтыS ‰дісі:
Тип занятия: изучение нового материала
СабаKтыS т_рі:
Вид занятия: формирование умений и навыков
СабаKтыS маKсаты:
Цель занятия: расширять предствление о способах формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания».
Задачи:
1. Закрепить понятие «рефлексия», классификации педагогической рефлексии, расширить знания по разделу «Рефлексивная культура воспитателя самопознания»;
2. Развивать интерес к познанию нового, активность, любознательность;
3. Воспитатывать отвественность, отзывчивость, трудолюбие.
СабаKKа корнекті Kaралдары:
Наглядные пособия к занятию: слайд-презентация «Способы формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания»»

Ход занятия:
1. СабаKтыS aйымы:
Организация занятия:
1) Проверка готовности студентов и аудитории к занятию
2) перекличка студентов по журналу
3) сообщение темы и цели урока
2. СтуденттіS білімініS актуализациялауы:
Актуализация опорных знаний студентов:
Тексеру ‰дістері:
Методы проверки:устный опрос
СaраKтар:
Вопросы:
Роль и место рефлексии в деятельности воспитателя.
Виды и механизмы педагогической рефлексии.
3. ЖаSа таKырыпты баяндауы:
Изложение нового материала:
Баяндау ‰дістері:
Методы изложения: лекция с элементами беседы
Жоспар:
План:
Общая характеристика способов формирования и развития рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
3. ТаKырыпты бекітуі:
Закрепление материала: составление рекомендаций по формированию и развитию рефлексии на занятиях «Самопознания»»
Решение педагогических ситуаций.
4. ^йге тапсырма:
Задание на дом: лекция.

ОKытушы Kолы:
Подпись преподавателя: _____________/ Бекентаева С.Б.
Лекционный материал
План:
1. Общая характеристика способов формирования и развития:
рефлексии настроения и эмоционального состояния
рефлексии деятельности
рефлексии содержания учебного материала


Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах работы на занятии, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал - Теперь я знаю); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.  Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока занятия, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал было интересно было трудно я выполнял задания я понял, что теперь я могу я почувствовал, что я приобрел я научился у меня получилось я смог я попробую меня удивило занятие дало мне для жизни мне захотелось Для подведения итогов занятия можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». В графе «П» - «плюс» называется все, что понравилось на занятии, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ребенка могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» относится все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ребенка, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» дети относят все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к воспитателю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет педагогу взглянуть на занятие глазами детей, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ребенка. Для детей наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.  В конце занятия можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить детей аргументировать свой ответ.
1.На занятии я работал  2.Своей работой на занятии я  3. Занятие для меня показалось  4.За занятие я  5.Мое настроение  6.Материал занятия мне был  7.Домашнее задание мне кажется   активно / пассивно  доволен / не доволен  коротким / длинным  не устал / устал  стало лучше / стало хуже  понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным  интересно / не интересно   Обсуждая в конце занятия результаты своих наблюдений, дети смогут объективно оценить свою активность и качество работы.  Для того, чтобы закончить занятие на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором дети оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и воспитателя за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.  Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого ребенка в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других  Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.
Топ
Группа
К_ні
Дата