ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ в 1930-е годы


ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ
в 1930-е годы
Период истории 1930-х годов связан с пятилетними планами во всех сферах жизни советского общества, поэтому ассоциируется в первую очередь с процессами коллективизации и индустриализации, которые в полной мере затронули территорию ТАССР. В это же время идет процесс становления единой системы в сфере образования, которая заменила отдельные децентрализованные образовательные учреждения всех типов. Например, опытная станция детского сада Народного комиссариата в Москве, возглавлял ее Л.К. Шлегер, которая периодически делилась опытом с читателями журнала «Дошкольное воспитание». Она отмечала, что в любом процессе должна быть системность в обучении и воспитании. Но мало создать сеть детских учреждений, необходимо решить ни один ряд вопросов, связанных с воспитанием, структурой работы самих учреждений, решить проблему контроля над быстро развирающимися организациями, принятия программ для них, подготовки работников как педагогов, так медиков и сотрудников пищевой промышленности и др..
В советский период детские дошкольные учреждения - это широкий круг разнообразных лечебно-оздоровительных, культурно-воспитательных и развлекательных учреждений, например, детские поликлиники и больницы, санатории, детские ясли и сады, детские парки, дома и дворцы пионеров и школьников, пионерские лагеря и др. «Дошкольные учреждения» служили инструментом для массового освобождения женщин независимо от места проживания, религии, происхождения и дохода семьи. В Татарстане к концу первой пятилетки увеличилось количество детей, посещавших детский сад в 8 раз в городе, в 10 раз сельской местности.
Р. С. Мардашова в своем исследовании выделяет следующие этапы  развития дошкольного образования в Татарстане: «а) зарождение дошкольного образования в Казанской губернии (1782–1917 гг.); б) становление системы дошкольного образования в Татарстане (1917–1928 гг.); в) развитие системы дошкольного образования в Татарстане (1928–1941 гг.)». 
Дошкольные учреждения в предвоенные пятилетки ориентировочно можно классифицировать по нескольким признакам:
1) сезонные и постоянные, т.е по длительности работы в календарных днях;
2)образцовые, массовые и примитивные. т.е в зависимости от комфортабельности заведения и структуры его работы.
Рассмотрим более подробно. Например, детский сад в советский период - это общественные массовые учреждения, работающие непрерывно весь год. Детский сад может быть государственным или ведомственным (работающий от предприятия, колхоза, совхоза) . Группы формируются по возрасту. Проводятся организованные занятия и осуществляется определенный режим дня.
Следующие идут так называемые «учреждения-примитивы». Они организовывались для присмотра и кормления детей, когда их родители были заняты производственной или сельскохозяйственной работой. К ним относились, прежде всего, детские площадки. Они носили сезонный характер и действовали весь сезон, чаще всего, весенне-летний период, открывались при школах или в других свободных помещениях, их посещали дети от 4 до 7 лет без деления на группы по возрасту. Как и в детском саду, на площадках устанавливался свой режим дня, программа занятий, режим питания. В последствии их закрепляли в постоянно действующие учреждения.
Отдельно необходимо выделить функции детских площадок:
1) мобильность
2) развитие гигиены в семье через ребенка (Крупская говорила еще в начале ХХ века, что детские учреждения много сделают в плане охраны здоровья)
3) освобождение женщин от воспитания и присмотра за ребенком круглосуточно, следовательно, больше времени на образование, карьерный рост, уход за красотой и здоровьем. Значит, больше рабочих рук на рынке труда
4) укрепление политики партии среди населения, основанное на трудовом воспитании;
Ясли-передвижки: дети от 0 до 4 лет. Они организовывались неподалеку от места работы матерей, что позволяло женщинам находиться с детьми во время кормления. Оптимальным считалось расположение таких яслей на расстоянии от 1 до 1,5 км. Для их организации требовался вагончик или палатка с корзинами вместо кроваток, несколько переносных стульчиков, несколько полотенец и погремушек. Полевые ясли нужны были только для грудных детей, остальные дети оставались в обычных яслях.
В некоторых колхозах к началу посевной работы развертывались детские ясли, но располагались они в центре колхоза вдали от полевых работ. Например, за 6-7 километров от места работы колхозниц. Это было неудобно как для самого производства, так и для кормления грудничков. В предвоенные годы еще не было широко развито искусственное вскармливание, в отличии от современности, когда в любом детском магазине представлен широкий спектр смесей для кормления грудных детей.
Правительство применяло оригинальный метод для расширения сети детских садов и детских площадок и превращение их в постоянно действующие учреждения. Переломным в развитии дошкольного воспитания и образования стал год 1928, когда вышло Постановления СНК СССР от 27 марта 1928 года «О мерах к усилению обслуживания детей работниц яслями». IV Всероссийский дошкольный съезд 1928 года прошел под лозунгом «Дошкольное воспитание в массы!». Создаются так называемые штабы дошкольных походов. Аналогичные дошкольные походы были в республике Татарии. Задачей такого метода является побуждение инициативы со стороны самого населения в создании и развитии сети летних площадок и их финансировании в период посевных и уборочных работ в сельской местности, хотя и промышленных районах они активно развивались тоже. Так же дошкольные походы вели разъяснительную работу о необходимости дошкольных учреждений фабриках, заводах, колхозах, совхозах, выдвигали активисток для пополнения своих рядов из числа работников ударного труда, домохозяек.
Постановление Народных Комиссариатов АТССР от 2 февраля 1932 «О плане развертывании сети яслей и дошкольных всеобуча на 1932 год» было разработано на основе такого же постановления СНК РСФСР от 22 апреля 1931. В этом же году по районам республики организовываются опорные пункты для каждой национальности примерно в количестве 90 учреждений (в период сельскохозяйственных работ). К примеру, в Казани было организовано 5 таких учреждений. В Зеленодольске не было специальных учреждений, но в четырёх детских садах и на территории семи детских площадок были сформированы опорные национальные группы. Это говорит о проблемах финансирования в районах, но с другой стороны, об увеличения внимания к национальной культуре и развитию родного языка с раннего возраста. Такие же сведения встречаются в архивных документах республики.
1932 год был объявлен «годом введения всеобщего дошкольного образования». Эта установка была прописана в постановлении СНК АТССР того же года. Завершатся эти мероприятия должны были созданием сети стационарных детских учреждений. Срок - 1936 год, т.е к концу второй пятилетки на основании директивных указаний партии и правительства . При этом переход «примитивов» в стационары должен был произойти следующим образом: в 1933 году 6-летние, после в 1934 дети 4-5 лет, 1935 году 3 летние дети. Такая возрастная система выбрана была неслучайно. Она была направлена на больший охват детей, которые будут воспитываться с самого раннего детства в рамках новой советской системы воспитания. Число детей, посещающих детский сад в 1930 году, составляло 6050 человек, спустя 2 года увеличилось в 7, 5 раз. По детским площадкам в 1930 год -40122, к 1932 году детей на организованных площадках было 155 766. Если сравнивать количество посещающих детей детские площадки и детские сады, то можно понять, что площадки были в большей степени востребованы.
Важную роль сыграли крупные промышленные комплексы, которые должны были финансировать детские учреждения, следить за ротацией кадров и степенью их квалификации. При детских садах и группах организовывались не только 6-8 часовые группы, но и 12 и более т.е круглосуточные, потому что, как правило, производство шло непрерывным графиком работы.
На 1934 год стояла задача расширить сеть стационаров не только по республике Татария, но и по всему СССР. Конечно, не хватало помещений и оборудования. Имевшиеся в городах жилищные фонды почти все были использованы. Новое жилищное строительство не всегда предусматривало и выделяло площадь для дошкольных учреждений. До сего времени специально построенных зданий были единицы, и до 1933 года их строительство проходило за счет промышленности и жилищных кооперации, причем план полностью не выполнялся. Были случаи, когда детские сады строились по 4 года и более. Органы народного образования и дошкольный отдел не следили за ходом работы. В деревне дошкольное строительство должно было осуществляться за счет совхоза, МТС, колхозов, жилищных фондов и привлечения неиспользованных кулацких домов.
Отмечался тот факт, что в 1934 году меньше стало выделяться средств на дошкольные учреждения в районах и областях. Так, сократилось число детей, посещающих детский сад: Северокавказский край на 15 000, в Татарии на 8 900, Горьковский край на 13 000 и. т. д.. Учитывались только детские сады, так как они требовали больших затрат на оборудование, методический материал, игрушки и содержания помещения и оплату персонала. Детские площадки в расчет не входили, видимо, поэтому их организацией в основном занимались сами «женщины-активистки».
Детские сады организовывались в основном в городах и промышленных поселках, где уровень жизни всегда выше, чем на селе. Территория СССР разбивается на 3 группы по развитию сети дошкольных учреждений всех типов (приложение № 3). Татарская Республика входит во вторую группу в месте со Средней Волгой, Северным Кавказом, Нижегородским Краем, Ивановской Областью, Западной областью, Немцами Поволжья, Дагестаном и Крымом. В этой группе было в идеале намечено в 1933 году организовать детей на 85%, а вот в 1934-1935 годах уже на 100%. На практике по итогам пятилетки 1933-1937 года было превышения плана в 15 раз. Только в 1931-32 году скачок сделан в 335%, в 1932-33 годах на 175%. (Приложение 1). В связи с этим в этот период увеличились расходы на дошкольное образование. Это явилось следствием того, что «прогноз» пятилетки в одной группе детсада должен был составлять 20 человек, а на практике за столь длительное время в одной группе было 25-30 человек. Новые детские сады не открывались и поэтому группы были переполнены, а на детплощадках численность детей доходила до 40 человек.
Установки в Татарской республике на 1934 год были следующие: увеличить охват детей в городе в 1933г – на 90%, в 1934 году -100%, в сельской местности: в 1933г- 70,6%, в 1934 г-78%.
Основные установки в цифрах по развитию дошкольных учреждений ТАССР на 1934 год
Тип учреждения Село Город
1933 1934 1933 1934
Многокомплектный д/с 116,0 125,0 166,0 180,0
Однокомплектный д/с 103,0 110,0 142,0 150,0
Дет/площадка 30,0 30,0 38,0 38,0
В нормативы по детскому образованию снова не был включен такой показатель как материальное обеспечение детских площадок, хотя число детплощадок увеличивалось. В 1932 году было охвачено 150 000 детей, из них детей-татар - 81205; уже в 1937 году общее количество составляло 184355 детей, из них татар к 1937 году было 96586. Основная часть содержания ложилась на плечи родителей и колхозов, в которых были организованны эти площадки. Поэтому в уровень питания, оборудования, режим дня, заработная плата, помещения для детей на детских площадках был разнообразным.
В связи с эти и появляется постановление СНК СССР от 6 июля 1935 года, которое №1402 «О мероприятиях по упорядочению работы детских садов», вступившее в законную силу с 1 июля того же года, и №1403 «Об обязательных взносах предприятий и учреждений на содержание детских яслей и детских садов». В первом постановлении говорилось о едином руководстве денежными средствами образования. Все дошкольные учреждения при предприятиях передавались в ведение Народного комиссариата образования. Другим организациям запрещалось открытие детских садов на предприятиях города, совхозах, колхозах.
В постановлении регламентировался ряд основных положений. Дети дошкольного возраста должны были находиться в детских учреждениях по времени не более чем 9 часов в сутки. Группы продленного дня создавались в связи с производственной необходимостью только для артелей, где работали матери-одиночки, от 14-15 часов до круглосуточных . Это постановление выстроило в определенном порядке работу Наркомпроса относительно детских садов: единый тип детских садов, единый штат сотрудников, их ставки, единые нормы содержания ребенка и оплаты, что с одной стороны обеспечивало стабильность и защищенность работников образования, а с другой стороны, не позволяло увеличить штат сотрудников, если возникала производственная необходимость, не позволяло проявить индивидуальный подход в работе с детьми. Детское учреждение обязательно должно было утвердить свою смету расходов в отделе народного образования. Это позволяло республике централизованно контролировать финансирование и строить планы на следующий учебный год, а также исключить случаи мошенничества среди сотрудников образования.
Во втором постановлении №1403 закон определил единую систему финансирования: это обязательные выплаты на содержание детских садов и детских яслей для предприятий независимо сколько человек на них работает. Размер выплаты -1/4 % от общего фонда заработной платы. Эти деньги делились между органами здравоохранения и Наркомпросом. Кроме этого взноса предприятия могли вносить дополнительные средства из фонда улучшения быта рабочих и служащих, также в рамках пятидесяти процентных накоплений сверхприбыли предприятия. На практике взносы платили предприятия, на которых было 25% женщин. Это постановление СНК СССР отменило ранее выпущенные законы, например, ряд статей постановления СНК СССР от 27 марта 1928 года «О мерах к усилению обслуживания детей работниц яслями», постановления СНК СССР от 21 мая 1932 года «О расширении обслуживания детей работниц яслями», постановления СНК СССР от 31 октября 1933 года «Об обязательных взносах промышленных предприятий на содержание детских яслей и детских яслей и детских садов».
В ноябре 1938 года были спущены директивные указания всем дошкольным инспекторам об организации и подготовки сети детских площадок. Государственный план по развертыванию летней сети детплощадок по Татарской республике на 1939 год был дан в количестве 70 000 детей. По данным оперативного учета Государственного плана развитие сети детских площадок было выполнено на 116,02%, следовательно, организованно было 1909 детплощадки с охватом 81397 детей. Лучшие районы по данным Национального архива республики Татарстан справились со своей задачей в 1939 году. В Казани план был выполнен на 357 %, создано 80 детплощадок, их посещало 7 155 детей. В Таканышском районе (упразднен в 1951 году, вошел в состав Мамадышского района) на 181%. По плану этого района должно было быть организовано 64 детплощадки с охватом детей в количестве 2 000, а на практике организованно было организовано 77 детплощадок, их посещало 3 628 детей. В Набержно-Челнинском районе - 116% по плану т.е это 45 детплощадок с местами на 1 600 детей, а на практике - 41 детплощадка с количеством посещающих их детей - 1 854 чел.
На ряду с успехами были и районы, где план не выполнили, например это Столбищенский (упразднен и его территории частично вошли в Высокогорский и Лаишевский районы), Тельманский (упразднен, вошел в состав Аксубаевского района) и другие. Отставание объяснялось отсутствием должного руководства со стороны местных органов управления (не оказывало помощи в организации), отсутствие дошкольных инспекторов. Нередко председатели колхоза, отвечали на вопрос об организации детских площадок, говорили что нет времени или «не до вас. много проблем, еще вы тут, сами справляйтесь». Например, в Шереметьевском (упразднен вошел состав двух районов: Тукаевский и Чистопольский), Юдинском (упразднен, вошел в состав Зеленодольского), Заинском районах организация, деятельность и закрытие детских площадок происходили по усмотрению председателей колхозов, т.е без ведома органов народного образования. Но такие случаи были единичными и после визита инспектора Наркомпроса, как правило, все недочеты устранялись. В тот период вопрос выносился на обсуждение общественности и освещалась эта проблема как «срыв установок товарища Сталина и партии».
Таким образом, в период второй и третьей пятилетки стала активно развиваться социальная политика в отношении женщин и детей. Это выразилось в активном внимании со стороны местных партийных и советских органов к вопросам развития сети дошкольных учреждений. Первоначально решение проблемы виделось в том, чтобы ввести круглосуточные детские заведения и открытие детских комнат повсюду, но со временем пришли к пониманию того, что полностью отрывать ребенка от семьи нельзя. В связи с этим были введены ограничения по времени пребывания детей в заведениях. Так же стало необходимо увеличить сеть детских учреждений в качестве постоянно действующих. В то же время, отсутствие финансовых возможностей не позволило республике, как и другим регионам страны в этот период перейти к стопроцентному охвату детей стационарными дошкольными учреждениями. Поэтому во второй половине 1930-х годов детские площадки продолжали открываться и стали наиболее распространенной формой «примитивного» детского учреждения, так как требовали минимального количества финансовых затрат и в основном содержались за счет предприятий, колхозов и самих родителей.
Подготовил учитель истории: Бадулина М.С