РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ


Бурлакова Наталья Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок», г. Коряжма. Е-mail: momotova199@yandex.ruРАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
Наука «География» интегрирует практически все науки вместе. Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. «Почему это так происходит?», «Какая вода?», «Что такое землетрясения?» «Почему Земля круглая?» «Почему?» - постоянно присутствует в общении детей с воспитателем. Поэтому появилась необходимость в развитии познавательной активности дошкольников, интересов детей через знакомство с географией. География у детей закладывает важнейшую базу для формирования интеллекта и будущего кругозора.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная.
Поэтому мной была выбрана тема по самообразованию «Развитие географических представлений у дошкольников через дидактическую игру».
Цель: Способствовать формированию элементарных естественно - географических представлений о земле и природе, развивать познавательную активность детей через дидактическую игру.
Задачи:
1.Формировать у дошкольников элементарные географические представления об окружающем мире.
2. Развивать речь и обогащать предметный словарь детей;
3. Развивать память, внимание, логическое мышление и находчивость детей;
4. Воспитывать интерес к географии, уважение к культуре других народов.
Для формирования географических представлений у дошкольников широко использовала разнообразные дидактические игры.
В начале работы по теме изучила теоретическую, методическую и практическую литературу по данному вопросу применительно к дошкольному возрасту, так как не имею дошкольного образования. Проводился сбор информации по проблеме на основе диагностики развития географических представлений через дидактическую игру и анкетирование родителей по данной теме.
Выяснила, что дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе[2].
Изучила подробно структурные компоненты дидактической игры.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки.
Игровые действия – основа игры. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.
Подведение итогов (результат)– проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы[1].
Прежде чем начать работу с детьми, составила перспективный план проведения дидактических игр на 2 года обучения.
Согласно циклограмме видов детской деятельности была установлена периодичность проведения игр – 1 раз в неделю.
Параллельно, имея специальность «учитель географии», в 2013 году я составила рабочую программу дополнительного образования и организовала на базе детского сада кружок «Юный географ». Программа принята на заседании установочного педагогического совета в сентября 2013года.
Дидактические игры использовала как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и на занятиях по кружковой деятельности.
Форма организации дидактических игр: фронтальная, групповая и индивидуальная. Содержание усложняла с учетом возраста.
С целью формирования географических представлений я остановилась, на мой взгляд, наиболее подходящей классификации дидактических игр по характеру используемого материала: предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (деревья, фрукты, овощи, магниты). В качестве примера таких игр можно назвать «Ловись рыбка», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай дерево по описанию» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Для ознакомления дошкольников с природными зонами Земли, с материками мною был изготовлен многофункциональное пособие «Цветик-многоцветик», где каждый цвет лепестка обозначает природную зону или материк.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Географическое лото», «Небо. Земля. Вода», «Собери целое», «Рассели животных по Земле», «Растения», «Подбери листок», «Где план, а где рисунок?», «Найди клад» и т.д.).В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях и животных различных географических зон, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним.
Мною было изготовлено универсальное панно «Животный и растительный мир леса» и подготовлены дидактические игры к нему.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за животное?», «Объясни словечко», «В воде, в воздухе, на земле», «Что лишне» и т.д.[4]При использования дидактических игр я придерживалась следующих правил:
• Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила.
• Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
• Не затягивать игру во времени.
• Игра должна помогать реализовывать цели и задачи формирования географических представлений детей дошкольного возраста.
• Добровольность - основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре - не заставлять его.
• После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями [3].
Последние два правила соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования о направлении структуры образовательной программы на индивидуализацию и социализацию личностного развития ребенка.
Мною была составлена картотека дидактических игр для развития географических представлений у дошкольников.
Результаты диагностики дошкольников подтвердили эффективность моей работы. В целом у детей повысился уровень естественно-географических представлений о земле и природе, уровень речевого развития, познавательный интерес к географии сохранился. Перспектива: продолжать работу в данном направлении со старшими дошкольниками, реализуя программу по кружковой деятельности и организуя дидактические игры как самостоятельный вид детской деятельности.
Список используемой литературы:
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.—2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991
Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2015
Миленко В. «Знакомство с понятием дидактическая игра».// «Дошкольное образование» №11, 2006
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016