Методическая разработка серии уроков по теме Пищеварительная система человека

Методическая разработка уроков по теме «Пищеварительная система человека», 8 класс
Автор: Межина И.В., учитель биологии
Составлена на основе Программы курса биологии для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы). Программа И.Н.Пономарёвой., «Вентана-Граф» М. 2012 г.
Учебник для общеобразовательных учреждений «Биология. Человек.» Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., «Вентана-Граф» М. 2014г.
Методическая разработка разработана на основе организации исследовательской деятельности обучающихся, решения открытых задач с привлечением электронных образовательных ресурсов.
Цель: расширение информационного пространства при изучении данной темы, создавая условия для повышения мотивации обучающихся к процессу обучения и формированию их познавательных коммуникаций.
Разработка содержит технологическую карту темы, технологические карты к урокам, сценарий урока «Значение и состав пищи», презентации к урокам, материалы для осуществления деятельности обучающихся на уроках, список отобранных электронных образовательных ресурсов. В комплект разработки входит видеоурок «Состав и значение пищи»
Используемые педагогические технологии: проектная, технология ТРИЗ, ИКТ.

Необходимое оборудование на уроках: компьютеры, экран, выход в Интернет.
Тематический план по теме: «Пищеварительная система человека»
Уроки
Количество часов

ФЗУ,ПЗУ, ПЗЗУ
6

СО, КЗ
1

ФЗУ – формирование знаний, умений
ПЗУ – применение знаний, умений,
ПЗЗУ – первичное закрепление знаний и умений
СО – систематизация и обобщение знаний, умений
КЗ – контроль знаний, умений
Технологическая карта темы
Тема
урока
Форма
урока
Взаимосвязь
Средства обучения
Формы работы обучающихся



учитель
ученик



1.Значение и состав пищи
Урок-исследование.
Деловая игра «НИЛ – научно-исследовательская лаборатория»
Организатор
консультант
Самостоятельно отбирают необходимую информацию для доказательства гипотез (группа выбирает гипотезу на выбор).
Решают открытую задачу. Формулируют выводы по теме урока
Проводят самооценку и рефлексию собственной деятельности и в группы в целом.
Учебники 8кл «Биология Человек» разных авторов.
Оборудование и материал для проведения опытов.
ЭОР

Групповая, работа в паре, индивидуальная

2.Строение пищеварительной системы.
Зубы
Урок-исследование
Организатор
помощник, консультант- корректор
Изучают по учебнику и ЭОР строение пищеварительной системы и зубов. Исследуют гипотезу «Зубы имеют первостепенное значение для здоровья человека». отбирая правильно информацию по источникам ЭОР.
Разгадывают кроссворд Формулируют выводы по теме урока
Учебники 8кл «Биология Человек» разных авторов
ЭОР
Печатные цветные таблицы

Групповая, индивидуальная

3.Пищеварение в ротовой полости и желудке
Урок-исследование
Организатор
помощник, консультант- корректор
Обучающиеся по желанию образовывают группы: «Анатомы», «Практики», «Теоретики», «Методисты». Отбирают необходимую информацию для проведения виртуальных лабораторных работ.
Выполняют тест"Пищеварение"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формулируют выводы по теме урока
Проводят самооценку и рефлексию собственной деятельности и в группы в целом.
Учебники 8кл «Биология Человек» разных авторов
ЭОР

Групповая, работа в паре, индивидуальная

4.Пищеварение в кишечнике
Урок-исследование
Организатор помощник, консультант- корректор
Изучают самостоятельно учебный материал.
Подтверждают гипотезу «Здоровье человека во многом зависит от печени»
Заполняют таблицу «Изменения пищи, происходящие в отделах кишечника», используя ЭОР.
Формулируют выводы по теме урока
Проводят самооценку и рефлексию собственной деятельности и в группы в целом
Учебники 8кл «Биология Человек» разных авторов
ЭОР

Групповая, работа в паре, индивидуальная

5.Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав
Деловая игра «Есть или не есть, пить или не пить»
Ведущий игры, организует выступление из групп, обсуждение проблемных вопросов, корректирует информацию обучающихся
Обучающиеся до урока по желанию образовывают группы:
«Диетологи»
«Вегетарианцы»
«Врачи-инфекционисты, стоматологи»
«Химики»
«Журналисты», заранее готовят необходимый материал к уроку на основе предложенных им ЭОР.
Ведут деловой разговор на уроке
Формулируют выводы по теме урока

Учебники 8кл «Биология Человек» разных авторов
ЭОР

Групповая, работа

6.Заболевания органов пищеварения
Урок -исследование
Организатор
помощник, консультант- корректор Организует участие в уроке медработника.

На уроке в качестве эксперта присутствует медработник.
Изучают самостоятельно учебный материал.
Исследуют утверждения «Личная гигиена – залог здоровья»,
«Качественная пища-залог здоровья» используя ЭОР.
Формулируют выводы по теме урока

Групповая, работа в паре, индивидуальная

7.Обобщение и систематизация знаний по теме
Контроль знаний
Игра –«Путешествие крошки хлеба по организму человека»
Заранее готовит задания на каждую станцию.
Организует продвижение групп по станциям
Выполняют задания на каждой станции, могут выбрать станции по желанию в силу усвоенных знаний и умений. (станций готовится много)
Выполняют индивидуальный тест.

Групповая, , индивидуальная

(Список электронных образовательных ресурсов к урокам прилагается)
1.Урок первый. Тема урока: «Значение и состав и пищи»
Технологическая карта урока

ФИО (полностью)
Межина Ирина Васильевна


Место работы:
МКОУ«ЧерлакскаяСОШ»,Нововаршавского муниципального района Омской области


Должность
Учитель


Предмет:
биология


Класс:
8


Тема и номер урока в теме:
«Пищеварительная система», 1 урок в теме


Базовый учебник
Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.



Цель урока: раскрыть сущность понятий «состав пищи», «пищевые продукты», «питательные вещества» и выявить влияние их на организм человека.
Задачи:
- личностные – способствовать развитию умений обосновывать и доказывать зависимость здоровья человека от состава пищи; прививать интерес к творческой и исследовательской деятельности; развивать коммуникативные компетентности.
-метапредметные – способствовать развитию умений характеризовать состав пищи, устанавливать взаимосвязи между потребляемыми продуктами питания и функционированием организма, анализировать и делать выводы.
- предметные – способствовать формированию понятий: органические и неорганические вещества пищи, пищевые продукты, питательные вещества, пища растительного и животного происхождения, значение пищи для здоровья человека.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, демонстрационный экран, мультимедийные демонстрации. Информационные модулиЭОР№1, ЭОР№2, ЭОР№3, ЭОР№4, ЭОР№5, ЭОР№6, ЭОР№7

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
Организационный

Приветствие, выявление отсутствующих, обсуждение хода урока, проверка готовности к уроку
Слушают учителя и настраиваются на урок
1 мин

2
Мотивационный
Слайд №1
Видеоролик о процессе питания

Предлагает обучающимся дополнить схему «Признаки живых организмов», посмотреть видеоролик.
Рассуждают в группе,
Выполняют задание. Смотрят видеоролик, анализируют увиденное
4 мин

3
Актуализация опорных знаний

Слайд №2








Предлагает ответить на вопрос: «Могут ли живые организмы обойтись без пищи?», «Влияет ли пища на здоровье?», «С какими ранее изученными системами и как связана пища?»
Выдвигают версии, отвечают на вопросы,

5 мин

4
Определение темы урока и постановка цели
Слайд3
Задаёт наводящие вопросы
На основе просмотренного видеоролика и вопросов определяют тему урока и ставят цель
2 мин

5
Формирование новых знаний
Слайд4. Задания группам: предлагаемые для исследования гипотезы
«Значение углеводов» ЭОР№1:«Белки растительные и животные» ЭОР№2:«Функции питания» ЭОР№3: «Значение белков, жиров, углеводов» ЭОР№4: «Состав пищи» ЭОР№5: «Калорийность питания» ЭОР№6: «Таблица калорийности» ЭОР№7
Предлагает обучающимся в группах исполнить роли исследователей и подтвердить или опровергнуть гипотезу, одной группе- исполнить роль «Экспертов приемной комиссии», дать оценку работе ученикам из групп исследователей. Дает задания в группы. Следит за работой групп, корректирует их деятельность по мере необходимости
Образовывают группы, выполняют своё задание, исследуют гипотезу с использованием необходимых ЭОР., определяют спикеров. Одна группа исполняет роль «Экспертов приемной комиссии», дает оценку работе ученикам из групп исследователей.

10 мин

6
Упражнения для отдыха глаз

Предлагает набор упражнений
Выполняют упражнения
1 мин

7
Сообщение из групп
Слайды №5-9
Вместе с экспертами анализирует результаты выполнения учащимися заданий.
Сообщают изученный материал. Слушают, Задают вопросы.
10 мин

8
Обобщение и первичное закрепление знаний.


Слайд10


Слай11: открытая задача
Предлагает заполнить таблицу, сравнить её с культурным образцом и решить открытую изобретательскую задачу.
Заполняют таблицу: «Значение и состав пищи» по материалам докладчиков. Сравнивают с культурным образцом.
Решают открытую изобретательскую задачу.
5 мин

9
Формулирование выводов урока
Слайд№12
Предлагает сформулировать выводы урока
Формулируют выводы урока и фиксируют их.
2 мин

10
Подведение итогов урока. Самооценка


Предлагает заполнить индивидуальный лист достижений по всем видам работы на уроке
Фиксируют в листе достижений усвоенные критерии знаний, ставят себе оценку за работу на уроке
2 мин

11
Домашнее задание

Слайд 13,14
Объясняет суть домашнего задания, процесс и варианты его выполнения.
Выбирают и записывают домашнее задание(дифференцированное)
1 мин

12
Рефлексия

Задаёт вопросы
Отвечают на вопросы
2 мин


Сценарий урока по теме: «Значение и состав пищи»
1.Этап урока: организационный.
Учитель приветствует обучающихся, выявляет отсутствующих, проверяет готовность к уроку.
2.Этап урока: мотивационный.
Предлагаю обучающимся посмотреть на слайд №1 и ответить на вопрос: «Что за явления обозначены на слайде?», дописать пропущенное слово. (слайд1)
(Ученики определяют, что пропущен процесс питания живых организмов). Далее представляю вниманию школьников видеоролик, в котором показан процесс питания животных.
3.Этап урока: Актуализация опорных знаний.
Предлагаю обучающимся ответить на вопросы: «Могут ли живые организмы обходиться без пищи?» (слайд 2)
«Влияет ли пища на здоровье человека?», «С какими ранее изученными системами организма человека может быть связана пища?». (Ребята отвечают на вопросы)
4.Этап урока: определение темы урока, постановка цели и задач.
Предлагаю ученикам на основе просмотренного видеоролика и вопросов определить тему урока, поставить цель и задачи для изучения данной темы. (слайд3)
(Обучающиеся определяют тему, предлагают версии для постановки цели и задач).
5.Этап урока: формирование новых знаний.
Задаю вопрос детям: «Чтобы достичь поставленной цели урока, какие формы работы можно использовать?» (Называют групповую, индивидуальную работу).
Предлагаю обучающимся поработать в научно-исследовательской лаборатории. Сегодня вы - исследователи, будите работать в группах. Одна группа ребят будет исполнять роль экспертов приемной комиссии, которая вместе с учителем будет принимать и оценивать работу исследователей. Исследовать необходимо на основе электронных образовательных ресурсов предложенные гипотезы:
1.Если в пищу употреблять продукты, содержащие только белки, то организм человека не будет функционировать правильно (ресурсы 1,3)
2.Вегетарианцы считают, что если исключить из рациона питания человека пищу животного происхождения, то это не повлияет на состояние организма (ресурсы 2,4)
3.Если в течение 10 дней ничего не есть, это никак не скажется на организме человека (ресурсы 3,5).
Одна группа проводит исследование на основе проведенной практической работы: «Состав пищевых продуктов», где выясняют наличие белков в муке, жиров в семечке подсолнечника, углеводов в картофеле. После проведенного анализа нужно гипотезы или подтвердить, или опровергнуть.
(Ученики группы выбирают по желанию гипотезы, выходят в ИНТЕРНЕТ, работают с указанными ресурсами в течение 15 минут. Для исследования гипотезы ребятам предлагаю инструкции (приложение к уроку). Группа экспертов также изучает все ресурсы, готовит заключение на ответ каждой группы, используя инструкцию для работы экспертов ( приложение)) (слайд4)
После работы с компьютером, для того, чтобы снять напряжение с глаз предлагаю ученикам выполнить упражнения для отдыха глаз.
По методике Уютова, предлагаю детям посмотреть в течение 8 сек. на круг, который находиться посередине доски. Затем посмотреть выше круга, ниже, справа, слева круга. После чего посмотреть друг на друга, улыбнуться и продолжить работу. Каждая группа выбирает спикера, который сообщает о работе и подтверждает или опровергает гипотезу. Отвечающему или группе могут задавать вопросы на понимание, уточнение все ученики, после чего эксперты дают оценку работе группы. Учитель направляет, если необходимо, ход рассуждения ребят.
6.Этап урока: обобщение и первичное закрепление знаний. На основе изученного и прослушанного материала по вопросам учителя обучающиеся заполняют таблицу (приложение) (слайды5,6,7,8) (Ученики распределят слова в группы: питательные вещества и пищевые продукты). Эти данные также вносятся в таблицу.
После вопроса «Все ли колонки в таблице заполнены?» предлагаю сравнить ответы с образцом (правильно заполненная таблица) (слайд9)
Далее предлагаю детям поиграть в игру «Пирамида». К доске приглашаю по желанию пару учеников для совместного выполнения задания, им нужно выбрать поле для игры и выполнить задание за 1 минуту. (слайд10))
Далее для подтверждения полученных знаний по теме предлагаю ребятам решить открытую изобретательскую задачу в паре:
Микробы и рахит
Могут ли научные открытия бить по здоровью людей?
Оказывается - да! Узнав о существовании микробов, образованные люди стали принимать слишком суровые меры по их уничтожению. Вот цитата из книги Конрада Лоренца: «Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство маленьких детей болело рахитом, потому что» Почему дети из богатых семей гораздо чаще, чем дети бедняков, болели рахитом?
(Обучающиеся в течение 5 минут выдвигают гипотезы, спорят, выбирают необходимую версию для ответа). Обсуждение версий ответов обучающихся, работающих в паре.
К доске в очередной раз приглашаю пару учеников и предлагаю ещё выбрать поле в игре «Пирамида» и выполнить задание.
На основе проведенных работ предлагаю обучающимся самостоятельно сделать вывод урока, и зафиксировать его в конце таблицы. (Дети записывают вывод урока)
7.Этап урока: подведение итогов урока.
Предлагаю ученикам заполнить индивидуальный лист достижений на уроке по теме (приложение к уроку). (Ребята отмечают в листе усвоенные критерии знаний, ставят себе оценку за работу на уроке).
8.Этап урока: домашнее задание, инструктаж. Домашнее задание дифференцированное, включает в себя обязательное, а также по желанию на выбор обучающегося. Объясняю суть задания, варианты его выполнения. (слайд13)
Рефлексия: Задаю вопросы: -какую цель урока ставили? - Удалось ли достичь цели урока? -Что помогло достичь цели урока? -Лично для себя, что значимое возьмете с урока?
Благодарю всех за работу (слайд14) и предлагаю послушать песню «Не зря был прожит еще один день».
Приложение к уроку: «Значение и состав пищи»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Значение углеводов

Интерактивное пособие
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Белки растительные и животные

Интерактивное пособие с таблицей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
Функции питания

Обучающий Модуль
.13 H
·YPERLINK "http://fcior.edu.ru/card/26584/osnovy-racionalnogo-pitaniya-organizaciya-pitaniya-v-stacionare.html" 14http://fcior.edu.ru/card/26584/osnovy-racionalnogo-pitaniya-organizaciya-pitaniya-v-stacionare.html15

4
Значение белков, жиров, углеводов

Интерактивная таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5
Состав пищи

Обучающий Модуль
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6
Калорийность питания

Обучающий Модуль
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7
Таблица калорийности


Таблица калорийности продуктов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Значение и состав пищи (таблица для заполнения обучающимся)
Состав пищи
Значение

Органические вещества
Неорганические вещества


1.
2.
3.

1.
2.
1.
2.
3.

Витамины
Разновидность
пищи

Питательные вещества
Пищевые продукты

1.

1.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.




Вывод урока:
Значение и состав пищи (образец дл сравнения обучающимся)
Состав пищи
Значение

Органические вещества
Неорганические вещества


1.Белки
2.Жиры
3.Углеводы

1.Вода
2.Минеральные соли
1.Строительная
2.Энергетическая
3.Регулятивная

Витамины
Разновидность
пищи

Питательные вещества
Пищевые продукты

1.Растительная

1.Животная

1.Белки
2.Жиры
3.Углеводы
4.Витамины
5.Вода
6.Минеральные соли
1.Хлеб
2.Мясо
3.Молоко
4.




Инструкция к решению задачи:
1.Прочитайте внимательно текст задачи.
2.Выделите главные слова.
3.Поймите смысл задачи.
4.Выдвеньте гипотезы решения задачи.
5.Выберите наиболее подходящую по смыслу к задаче для ответа.
6.Определите выступающего.
Инструкция к исследованию гипотез:
1.Поймите смысл гипотез, выделите ключевые слова и решите, верна гипотеза или нет.
2.Изучите модуль и подберите аргументы или контраргументы гипотезы.
3.Определите выступающего от группы.
Инструкция для работы экспертам:
При оценивании учитывать:
1.Правильно ли поняли гипотезу.
2.Достаточно ли собрали аргументов или контраргументов для опровержения или подтверждения
Открытая изобретательская задача «Микробы и рахит»
Могут ли научные открытия бить по здоровью людей?
Оказывается - да! Узнав о существовании микробов, образованные люди стали принимать слишком суровые меры по их уничтожению. Вот цитата из книги Конрада Лоренца: «Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство детей болело рахитом, потому что»
Почему дети из богатых семей гораздо чаще, чем дети бедняков, болели рахитом?
Лист учета знаний обучающегося 8 класса по теме: «Значение и состав пищи»

Критерии знаний
Результат

1
Состав пищи


2
Виды пищи


3
Примеры веществ неорганических


4
Примеры веществ органических


5
Продукты, содержащие белки


6
Продукты, содержащие жиры


7
Продукты, содержащие углеводы


8
Значение минеральных солей


9
Примеры питательных веществ


10
Примеры питательных продуктов


11
Функции пищи


12
Суточное количество углеводов, необходимое человеку


13
Суточное количество белков, необходимое человеку


14
Суточное количество жиров, необходимое человеку


15
Значение витаминов


+ - хорошо усвоил
= - частично усвоил
- - не усвоил
1.Критерии оценивания работы в группе
(Оцените работу в группе по следующим показателям):
Показатели
Оценка

1.Материал для исследования гипотез отобран правильно, в полном объеме, не допущено ошибок
- Материал для исследования гипотез отобран не в полном объеме, допущено 1-2 ошибок
- Материал для исследования гипотез отобран не в полном объеме, допущено 3 и более ошибок
5

4
3

2.Выступление от групп: материал изложен понятно, гипотеза освещена всесторонне
- Выступление от групп: материал изложен понятно, гипотеза освещена не полностью
- Выступление от групп: материал изложен понятно, гипотеза освещена узко
5

4
3

3.Электронные ресурсы отобраны правильно
- Электронные ресурсы отобраны не правильно, допущена 1 ошибка
- Электронные ресурсы отобраны не правильно, допущено 2 ошибки
5
4
3

4.Мой личный вклад в работу в группе
5
4
3

Выведите среднюю оценку за работу в группе
2.Критерии оценивания работы в паре.
Оцените работу в паре (решение изобретательской задачи)
1
Показатели
Оценка

2
Задача решена правильно, дано полное объяснение
5

3
Задача решена правильно, но дано не полное объяснение
4

4
Задача решена, но не дано объяснение
3

Занесите оценку в лист достижений
3.Лист достижений по теме «Значение и состав пищи»
Виды работы на уроке
Работа в группе
Работа в паре «Реши задачу»
Индивидуальная работа.
Игра «Пирамида»


Отбор материала
Выступление от группы
Личный вклад в работу в группе



Оценка






Общая оценка за урок:
(Презентация к уроку, видеоурок прилагается в электронном варианте)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок третий. Тема урока: «Пищеварение в ротовой полости и желудке»
Цель урока: раскрыть сущность процессов пищеварения в ротовой полости и желудке, роль ферментов в них, нервную и гуморальную регуляцию этих процессов.
Задачи:
- личностные – способствовать развитию умений доказывать зависимость здоровья человека от процессов пищеварения; прививать интерес к творческой и исследовательской деятельности; развивать коммуникативные компетентности.
- метапредметные – способствовать развитию умений характеризовать процессы пищеварения, устанавливать взаимосвязи между ними, проводить лабораторную работу, анализировать и делать выводы.
- предметные – способствовать формированию понятий: пищеварение в ротовой полости и желудке, пищеварительные ферменты, роль ферментов, нервная и гуморальная регуляции этих процессов.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, демонстрационный экран, мультимедийные демонстрации. Информационные модулиЭОР№1, ЭОР№2, ЭОР№3, ЭОР№4, ЭОР№5, ЭОР№6, ЭОР№7
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1
Организационный

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку
Слушают учителя и настраиваются на урок
1 мин

2
Актуализация опорных знаний
Презентация, слайды № 1-8
Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Зачем человеку пища?» и в паре или индивидуально поиграть в игру «Пирамида»
Называют функции пищи. Выбирают поле для игры, в течение 1 минуты думают и выполняют задание
4 мин

3
Мотивационный
Слайд №9
Предлагает обучающимся решить творческую открытую задачу в группах
Обсуждают условие, выдвигают версии решения, определяют выступающего из группы
5 мин

4
Определение темы урока и постановка цели
Слайд10
Задаёт наводящие вопросы
На основе решения задачи определяют тему урока и ставят цель
2 мин


Изучение новой темы
Слайд11.Задания группам

«Таблица характеристики функций основных компонентов желудочного сока» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Таблица характеристики функций основных компонентов слюны»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Иллюстрация опыта изменения крахмала под действием слюны» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Интерактивная лабораторная работа» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Презентация «Пищеварение в ротовой полости и желудке, пищеварительные железы» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Демонстрация проглатывания и прохождения пищевого комка по пищеводу» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предлагает обучающимся по желанию образовать группы: «Анатомы», «Практики», «Теоретики», «Методисты». Дает задания в группы. Следит за работой групп, корректирует их деятельность по мере необходимости
Образовывают группы, выполняют своё задание, определяют докладчиков
10 мин

6
Физминутка

Предлагает набор упражнений
Выполняют упражнения
1 мин

7
Сообщение из групп

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Отвечает на вопросы учащихся.
Сообщают изученный материал. Слушают, делают записи в тетрадях. Задают вопросы.
10 мин

8
Закрепление изученного материала.

1.Слайд12-13

2.Модуль содержит контрольные задания по теме "Пищеварение"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предлагает заполнить таблицу, сравнить её с образцом. Интерактивные задания для проверки усвоения материала.
Заполняют таблицу частично, строки: «Пищеварение в ротовой полости и желудке» индивидуально по материалам докладчиков. Сравнивают с культурным образцом. Выполняют в тесте ЭОР№7 задание №1
5 мин

9
Формулирование выводов урока

Слайд14
Делает акценты на правильности и грамотности сформулированных выводов.
Формулируют выводы урока. Фиксируют выводы.
2 мин

10
Подведение итогов урока. Самооценка

Предлагает заполнить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выданный на уроке по данной теме
Фиксируют в листе достижений усвоенные критерии знаний, ставят себе оценку за работу на уроке
2 мин

11
Рефлексивный

Задаёт вопросы по содержанию урока
Отвечают на вопросы
2 мин

12
Домашнее задание
Слайд 15
Слайд16
Объясняет суть домашнего задания, процесс и варианты его выполнения.

Выбирают и записывают домашнее задание.
(дифференцированное)
1 мин

Приложение к плану-конспекту урока
Пищеварение в ротовой полости и желудке
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Лабораторная работа “Кислотный гидролиз крахмала” (углубленный уровень сложности)

Интерактивная лабораторная работа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
Пищеварение в ротовой полости и желудке, пищеварительные железы


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
Действие слюны на крахмал

Иллюстрация опыта изменения крахмала под действием слюны
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4
Состав и функции желудочного сока

Таблица характеристики функций основных компонентов желудочного сока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



5
Состав и функции слюны

Таблица характеристики функций основных компонентов слюны
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


6
Проглатывание и прохождение пищевого комка по пищеводу

Демонстрация проглатывания и прохождения пищевого комка по пищеводу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


7

Пищеварение в ротовой полости и желудке, пищеварительные железы

Модуль содержит контрольные задания по теме "Пищеварение"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Лист достижений обучающихся по теме: «Пищеварение в ротовой полости и желудке»
Критерии знаний
Самооценка
Оценка учителя

1Состав слюны
2.Состав желудочного сока
3.Ферменты слюны
4.Ферментф желудочного сока
5.Среда ротовой полости
6.Среда желудка
7.Процессы, происходящие в ротовой полости
8.Процессы, происходящие в желудке
9.Процессы глотания
10.Нервная регуляция пищеварения
11.Гуморальная регуляция пищеварения



Условные обозначения
+ - усвоил
*- частично усвоил
! – не усвоил
Электронно-образовательные ресурсы к урокам по теме: «Пищеварительная система человека»
ЭОР 3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- функции питания
ЭОР 2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - белки растительные и животные
ЭОР 4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – значение белков, жиров, углеводов
ЭОР 1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -значение углеводов
ЭОР 5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -состав пищи
ЭОР 6[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -калорийность питания
ЭОР7[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -таблица калорийности
ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – строение пищеварительной системы и зубов.
ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -заболевания органов пищеварения
ЭОР -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –гигиена питания
ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -личная гигиена и здоровье

Лист достижений обучающихся.docя
·
·
·
·15