«Обучение сжатому изложению (на примере сказки В. Катаева «Пень»)»/ Технологическая карта урока.

Фамилия, имя _______________________________________
Тема урока: ________________________________________.
Исходный текст
Текст сжатого изложения

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.
(В.Катаев)


ЗАДАНИЕ I.
Прочитайте текст.
Определите тему и основную мысль текста. Подчеркните ключевые слова, раскрывающие главную мысль.
Тему текста (о чем он) сформулируйте 2-4 словами _______________________________________________________________________
Основную мысль текста (что хотел сказать автор данным текстом) сформулируйте в виде законченного предложения.
Какой урок можно извлечь из данного текста?
В сказке Валентина Катаева осуждается
____________________________________________________________________________________________
Оцените себя по заданию I.
Критерий оценивания
Тема текста
Основная мысль текста

Определение верно (2 балла)



Допущена неточность (1 балл)



Определение неверно (0 баллов)



ЗАДАНИЕ II.
Объединившись в пары, определите, сколько частей можно выделить в тексте.
Определите микротемы текста, сформулируйте их и запишите в таблицу. Их число может не совпадать с количеством абзацев в исходном тексте.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных общей мыслью.

Микротема
Баллы






















Оцените себя! Поставьте в таблицу по 1 баллу за каждую верно определенную микротему.

ЗАДАНИЕ III .
Используя памятку, приемы сжатия текста, сократите содержание каждой микротемы. Запишите получившийся текст.
Памятка.
Вдумчиво прочитайте текст.
Подчеркните ключевые слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию (её обязательно нужно передать при пересказе;
Исключите из текста подробности, повторы.
Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
Если необходимо, объедините два-три предложения в одно; прямую речь замените косвенной;
Запишите сжатый вариант изложения в черновик, особое внимание уделив орфографическому и пунктуационному оформлению текста, связанности частей текста между собой.
Оцените себя по заданию III.

Критерий оценивания


Передано основное содержание предложенной для работы микротемы, уместно использованы приемы сжатия текста (2 балла)


Допущена неточность при передаче основного содержания предложенной для работы микротемы, не всегда уместно использованы приемы сжатия текста (1 балл)


Не передано основное содержание предложенной для работы микротемы, не использованы/ неуместно использованы приемы сжатия текста (0 баллов)



IV. Суммируйте все баллы, полученные вами за урок, и внесите получившуюся сумму в карту успешности. Оцените свою работу.
высокий уровень
11-12 баллов


допустимый уровень
7-10 баллов


критический уровень
5-6 баллов


недостаточный уровень
балла



V. Домашнее задание. Отредактируйте сжатый на уроке текст.















15