Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по предмету Русский язык в 7 В классе


Cреднесрочное планирование серии последовательных уроков по предмету «Русский язык» в 7 «В» классе
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
по предмету «Русский язык» в 7 «В» классе.
Пояснительная записка
Для проведения серии последовательных уроков при изучении предмета «Русский язык» в 7 «В» классе было составлено данное среднесрочное планирование.
Основная цель которого – это совершенствование практики преподавания через апробацию новых подходов в процессе планирования и проведения серии последовательных уроков через интеграцию всех модулей Программы для выявления их эффективности в решении педагогических задач, организация последовательности этапов работы.
От данного исследования ожидала такие результаты как вовлечение всех учащихся в учебный процесс, повышение учебной мотивации учеников.
При составлении среднесрочного планирования серии последовательных уроков определила следующие задачи:
Создание коллаборативной среды обучения;
Наблюдение за процессом обучения всех учеников в классе;
Использование различных видов оценивания, включая формативное и суммативное;
Консультирование с сертифицированными коллегами;
Для реализации поставленных задач на практике взяла 7 «В» класс. В классе обучаются 25 учеников. Работаю с ними второй год. В классе в основном дети из многодетных, малообеспеченных семей. Большинство учащихся имеют слабую мотивацию к обучению, класс с низкой успеваемостью, дети замкнутые, не могу раскрыться, некоммуникабельные.
Причинами низкой успеваемости являются возрастные особенности детей, их личностные качества, а также такие барьеры в обучении как когнитивные (пробелы в знаниях, «ярлык двоечника», низкая мотивация), социальные (стеснительность, замкнутость, неуверенность в собственных знаниях, неприятие социума), психологические (агрессивность, страх перед оценкой, страх перед родителями).
После консультаций с классным руководителем, с психологом, на основании личных наблюдений определила учеников для наблюдения:
с низкой учебной мотивацией, с чувством отчуждённости;
с чувством неуверенности в себе, замкнутость;
пробелы в знаниях, закрытость; заниженная самооценка.
Для создания коллаборативной среды на уроках, для повышения учебной мотивации планировала использование приемов групповой работы, парной работы; для определения обратной связи для дальнейшего эффективного обучения планировала использование приемов рефлексии.
Тема и основные цели обучения по уроку Активная форма работы, использование ИКТ Вовлечение в работу всех учеников в классе (талантливых и одарённых) Оценивание для обучения (формативное и суммативное ) Ожидаемый результат Методы и приёмы
для установления обратной связи Основные цели обучения в целом по теме «Причастие»: учащиеся смогут определять морфологические признаки причастия; смогут выделять причастный оборот пунктуационно; умеют находить его в тексте; умеют определять виды причастий и условие выбора гласной перед НН.
1 Причастие как особая форма глагола. Свойства прилагательных и глаголов у причастия
.
Цель : знать причастие как особую форму глагола. Блиц-опрос
Интерактивная лекция
Работа с учебником (чтение теории и лингвистической сказки)

Групповая работа (презентация на флип-чартах).

Диалог (беседа)
Индивидуальная работа
.Работа с учебником (выполнение тренировочных упражнений).
Рефлексия.
Дифференцированные задания

Устные комментарии. Критериальное оценивание.
Балльное оценивание
Взаимооценивание. « Дерево знаний» Имеют общее представление о причастии.
Умеют находить их в тексте.
Умеют определять их морфологические признаки
Умеют отличать причастие от прилагательного.
«Эхо дня»

«Экран настроения»

Рефлексия
2. Причастный оборот
Цель: смогут выделять причастный оборот пунктуационно. «Ассоциации».
Интерактивная лекция.
Составление лингвистического рассказа

Работа в группах
Работа с учебником
Индивидуальная работа с дифференцированными заданиями. Групповая работа
Распределение ролей и обязанностей
Рефлексия
Дифференцированные задания.
Постановка собственных целей и задач.
Взаимооценивание. Самооценивание. Балльное оценивание.
Формативное оценивание

Суммативное оценивание
«Дерево знаний»
Умеют находить причастные обороты в предложении
Смогут выделить их на письме запятыми.
Знают, в каких случаях причастные обороты не выделяются запятыми. Синквейн.
«Эхо дня»
«Экран настроения».
«Рефлексия»
3. Действительные и страдательные причастия
Цель: умеют определять виды причастий, способы их образования. «Найди соответствие»
«Горячий стул»
Интерактивная лекция
Работа с учебником
Словарный диктант
Работа в парах Рефлексия
Взаимопроверка.
Дифференцированные задания
Самооценивание
Самооценивание Устные комментарии
Балльное оценивание
Формативное оценивание
«Древо знаний» Понимают отличие действительных причастий от страдательных

Умеют определять тип причастий
Умеют образовывать действительные и страдательные причастия от глаголов
Умеют определять способы образования причастий. «Экран настроения»
«Эхо дня»
Рефлексия
4. Гласные перед НН в причастиях.
Цель: смогут определять условие выбора гласной перед НН в причастиях. « Необъявленная тема»
Мозговой штурм
« Согласен - не согласен» (распределительный диктант).
Работа с учебником.
Презентация с помощью групповой работы тему урока.
Индивидуальные задания (разноуровневые, тесты). Критериальное оценивание
Распределение ролей и обязанностей
Работа в группах
Рефлексия.
Дифференцированные задания. Письменные и устные комментарии
Фишки
Рефлексия Знают условие выбора гласной перед НН в причастиях
Умеют определять гласную перед НН
Смогут обосновать выбор гласной перед НН. «Экран настроения».
«Эхо дня»
Рефлексия
Запись о среднесрочном планировании
В среднесрочном планировании серии последовательных уроков намечала поэтапное достижение учебной цели через вовлечение в учебный процесс всех учащихся посредством интеграции всех модулей Программы. Все уроки были выстроены в соответствии с тремя стадиями (вызов, осмысление, рефлексия). Планировала учитывать возрастные особенности детей 7 класса, степень их учебной мотивации, барьеров в обучении, их личностные качества.
Темы из серии последовательных уроков взяты из раздела «Причастие», с которым учащиеся знакомятся впервые.
Цель четырех уроков: учащиеся смогут определять морфологические признаки причастия; смогут выделять причастный оборот пунктуационно; умеют находить его в тексте; умеют определять виды причастий и условие выбора гласной перед НН.
На всех уроках планировала постановку учебных и проблемных вопросов, задания разных уровней сложности (по теории Блума).
Поставленные цели первого урока достигала через групповую работу, через диалоги, предполагала развивать коммуникативные способности и умение объективно оценивать результаты труда, планировала вовлечь учеников в процесс обучения путем создания атмосферы сотрудничества. На этапе вызов применила приём блиц-опроса, на этапе актуализации знаний использовала прием: « Мозговой штурм» для определения зоны актуального развития учеников; На этапе осмысления через презентацию, групповую работу, индивидуальную работу с дифференцированными заданиями планировала раскрыть тему. Ожидаемый результат: применение приемов самооценивания, взаимооценивание (взаимопроверка, устные комментарии учащихся) позволит установить обратную связь, подвести итоги усвоения материала. В конце урока, использовав пометки стикерами - яблочками на « Эхо дня», «Экране настроения» определить эмоциональное состояние учеников на уроке( рефлексия).
На основе рефлексии первого урока предполагала начать второй урок на этапе вызов из технологии критического мышления « Ассоциации» для актуализации знаний, предполагала просмотр презентации по теме урока на стадии осмысления ; затем составление лингвистического рассказа о причастии. Через групповую работу планировала презентации детей (составление предложений с причастными оборотами), результаты их работы через критерии успеха планировала записывать на доске сама. Способные дети консультируют слабоуспевающих. На этапе рефлексии предполагала использовать техники критического мышления - «Синквейн» (с целью получения обратной связи) и «Экрана настроения» для эмоциональной рефлексии. Планировала взаимооценивание групп стикерами на « Дереве знаний», а также устные комментарии учащихся.
На основании рефлексии второго урока предполагала использование постановки проблемного вопроса через приемы «Найди соответствие» и « Горячий стул» для установления зоны ближайшего развития и для формирования когнитивных способностей, умений объективно оценивать результаты своего и чужого труда, навыков работы в парах. На стадии осмысления через парную работу планировала работу по вариантам с взаимопроверкой, взаимооцениванием учащихся - презентация учителя; на стадии рефлексии для получения обратной связи планировала устное «одноминутное эссе», эмоциональной рефлексии – стикеры «Эхо дня», «Экран настроения».
Четвёртый урок был построен на основании результатов третьего урока. На этапе вызова предполагала использование приёма «Необъявленная тема». На этапе актуализация с целью активизации мыслительной деятельности учеников и определения их ЗАР планировала применить приём «Согласен - не согласен». На этапе осмысления предполагала составление презентации с помощью групповой работы по теме урока на флип – чартах. Планировала развивать навыки обработки, передачи и обобщения информации, навыки общения, навыки устных комментариев и взаимооценивания групп по критериям. На этапе рефлексии для получения обратной связи предполагала провести «Одноминутное эссе», эмоциональную рефлексию «Экран настроения», « Эхо дня»).Итак, использование новых подходов в методике преподавания на этапе « Практика в школе» показало, что идеи, предложенные Программой, могут быть эффективными при разработке среднесрочного планирования, которое дает учителю полную, целостную картину серии уроков.