Открытый урок по математике на тему Знайте правила движения, как таблицу умножения. Закрепление пройденного материала. (3 класс)


Предмет: Математика
Тема: Знайте правила движения, как таблицу умножения. Закрепление пройденного материала.
Интегрированный урок. Математика и Правила дорожного движения.
Цель: Повторить таблицу умножения и правила дорожного движения.
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать и составлять задачи. Воспитывать сознательное отношение к соблюдению Правил Дорожного Движения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодняшний урок посвящен взаимосвязи математики и безопасности дорожного движения.
Проблема безопасности движения сложна и многогранна…
Вы каждый день идете в школу, то есть являетесь участниками дорожного движения.
Сегодня мы совершим заочное путешествие по улицам города, но оно будет не совсем обычное, а математическое. Закрепим изученный материал по математике, вспомним некоторые правила дорожного движения и знаки.
Какой вид транспорта нам необходим для путешествия, вы подскажете сами.
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь… (велосипед).
У кого из вас есть велосипед?
Сейчас весна. Кто из вас уже выезжал на нем?
На уроке изобразительного искусства вы рисовали свой велосипед; сегодня он нам необходим для заочного путешествия.
(Рисунки показываются на доске)
Задание было – приготовить небольшое сообщение о происхождении слова «велосипед». Кто расскажет?
(Сообщения детей)
Велосипед изобрели в XIX веке, само название появилось вместе с ним. Это слово состоит из двух латинских корней: «вело» (быстрый) и «пед» (нога) – и означает «быстроног». Так назвали машину потому, что она предназначалась для быстрой езды при помощи силы ног человека.
Статистика показывает, что велосипед в 10 раз опаснее автомобиля. Велосипедист – один из самых активных участников дорожного движения, поэтому он должен твердо знать правила дорожного движения и неукоснительно выполнять их. Сегодня мы их с вами вспомним.
Перед выездом нам надо проверить техническое состояние велосипеда. На что обратить особое внимание?
(На исправность тормозов, руля, седла, на состояние колес и шин, проверить звуковой сигнал, осветительные приборы)
Подробно мы коснемся этой темы в 4 классе, а сейчас – в путь!
Ну а где мы сможем покататься?
(По дороге нельзя, по тротуару – тоже. Можно кататься на закрытой площадке, во дворе, парке, сквере…)Я предлагаю вам отправиться в одно безопасное место нашего города. Чтобы назвать это место, надо сосчитать устно.
III. Устный счет.
1. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по проезжей части улицы Советской нашего города. Одному из них было 13 лет, остальным – по 15 лет. Сколько человек поступили правильно?
2. На доске записаны примеры:40:20
90:30
80:10100:20
80:20
100:10
60:10
Соответствие чисел и букв:

Найдите правильный ответ и букву, соедините их и прочтите слово…
(СТАДИОН)
Молодцы! Место для безопасного движения на велосипеде – стадион.
А как добраться до стадиона, если нельзя ехать по дороге и тротуару?
(Вести велосипед, самим идти рядом по правой стороне тротуара)
А кем из участников дорожного движения вы будете, идя с велосипедом?
Чтобы ответить на вопрос, надо выбрать уравнение, которое решается вычитанием:

IV. Актуализация знаний. Закрепление изученного материала.
1) Письменное задание №1.
В тетради ребята решают выбранное уравнение и дают ответ, что человек, идущий с велосипедом, является пешеходом (самостоятельно).
60+х=100
х=100-60
х=40
60+40=100
100=100
Итак, мы пешеходы.
А теперь наша задача – перейти улицу. Отгадайте загадку:
Всем знакомые полоски –
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный… (переход).

2) Письменное задание №2.
Не нарушая правил дорожного движения, выполняем на белых полосках выражения на умножение, а на черных – на деление (по порядку, с комментированием, в два столбика по 3 выражения).
На следующем участке пути вы должны перейти проезжую часть, но на ней нет «зебры». На небольшом расстоянии друг от друга находятся два знака

Какой знак показывает, что в этом месте можно переходить проезжую часть?
(Первый знак предупреждает водителей, что на некотором расстоянии находится пешеходный переход, надо снизить скорость и быть очень внимательным; второй знак информирует, что в этом месте пешеходный переход)
Итак, мы переходим там, где второй знак.
Но чтобы перейти дорогу, надо решить задачу.


Мастеру поручили из куска металла нарезать заготовки для знаков «Пешеходный переход». Сколько знаков (квадратов со стороной 6 дм) получится из квадрата со стороной 10 дм?
Мастер просит вас помочь, зная, что вы разбираетесь в математике и дорожных знаках.
(Здесь ребята могут предложить найти площади квадратов и узнать, во сколько раз площадь малого квадрата меньше площади большого квадрата, а могут сразу увидеть правильный ответ (1 знак!):3) Письменное задание №3. В любом случае выполняется задание: найти площади квадратов и сравнить… (самостоятельно)
Оказывается, что по площадям в большом квадрате умещается два с лишним малых. А в реальности из большого квадрата можно сделать только один малый, так как дорожный знак не может состоять из кусков)Молодцы! Перешли дорогу.
Мы на стадионе, где можно спокойно кататься по беговой дорожке. Наш девиз: «Жми педали, но с умом!».
4) Письменное задание №4.
Длина одного круга дорожки 400 м. Сколько кругов вы можете проехать без остановки (каждый решает сам)? Сколько это метров?
Ребята записывают в тетради условие задачи и решают. Учитель выборочно проверяет.
У кого получилось более 1000 м?
Кто знает, сколько это километров?
V. Физкультминутка.
5) Письменное задание на логическое мышление.
На обратном пути нам встретился Иван Велосипедов. Он приготовил вам Памятки велосипедиста. Но чтобы их получить, надо выполнить задание.

Надо догадаться, какое число пропущено (самостоятельно). Те, кто догадался, получают памятки:

Остальным ребятам дают небольшие подсказки, они тоже получают памятки.
Ребята зачитывают на слайде 9, что запрещается велосипедистам (то же, что и в памятке).
А теперь перед вами два знака:

Объясните, что у них общего, чем они отличаются. Как называются эти знаки?
Велосипед на круге красном,
Значит ехать здесь опасно!
(«ВЕЛОСИПЕДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО»)
Велосипед на синем диске –
Катайтесь, велосипедисты!
(«ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА»)
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание, выставление отметок за урок.
VIII. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Какие задания показались наиболее интересными?
Что вызвало затруднения?
IX. Заключение.
Ребята смотрят клип из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (песня «Качу, качу, куда хочу»). Они должны найти нарушения котом Леопольдом правил дорожного движения.