Программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе Учись писать грамотно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майминская средняя общеобразовательная школа № 2»
649100, Республика Алтай, с.Майма, ул. Ленина, 56
Тел.8 (38844) 22-1-79, E- mail: maymаsch2@mail.ru

РАССМОТРЕНО НА ШМО
Руководитель ШМО

/О.В. Кочергина/

Протокол от «__»______2014г.



СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ МСОШ №2

/О.В. Архипова/

«____» __________ 2014 год


УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ МСОШ №2
от ___________
№________

Директор __________
/Л.Н.Щетинина/



Рабочая программа

факультативного курса «Русский язык»
по теме
«УЧИСЬ ПИСАТЬ ГРАМОТНО»

8 класс
на 2014-2015 учебный год
18 часов (__1___ час в 2 недели)

Учитель: Сухоплюева Наталья Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
ВКК

Майма, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
1.2. Цели и задачи учебного курса
1.3. Общая характеристика учебного предмета
1.4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

2. Содержательная часть
2.1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
2.2. Содержание учебного предмета
2.3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
2.4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы
2.5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

3. Приложения
3.1. Календарно-тематическое планирование















1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа ориентирована на учащихся 8-ого класса и реализуется на основе следующих документов:
Закон об образовании в Российской Федерации №273 ФЗ.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ
МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (СанПиН 2.4.2.2821
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
Примерная рабочая программа по русскому языку 5 – 9 классы (по программе под ред. В.В. Бабайцевой) / Сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2009.
Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. Издательство “Дрофа”, 2002. – с. 63-110).
Учебный план МБОУ МСОШ № 2 на 2014-2015 учебный год.
Годовой учебный календарный график на 2014-2015 учебный год.

1.2. Цели и задачи учебного курса
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию и орфографии;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на предметной и межпредметной основе;
повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-7 классы;
заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком.


1.3. Общая характеристика учебного предмета
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и сдачи основного выпускного экзамена по русскому языку. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью отработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».

1.4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс рассчитан на 18 часов (из расчёта 1 час в 2 недели). Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.




Содержательная часть
2.1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Достижение цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.





2.1. Содержание учебного предмета
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Тема 4. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 5. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.





2.3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки

1.
Построение сжатого изложения
3
Сжатое изложение. Содержатель
ные и языковые способы сокра-щения текста. Построение сжа-того изложения. Редактирование изложения.
Знать способы сжатия текста; уметь писать сжатое изложение.

2.
Средства выразительности речи
3
Богатые возможности русского языка. Средства выразительнос-ти: лексические, словообразова-тельные, морфологические, син-таксические, специальные изоб-разительно-выразительные сред-ства. Анализ текста с точки зре-ния использования в нём средств выразительности.
Знать основные изобразительно-выра-зительные средства языка и их отличи-тельные черты; уметь находить в худо-жественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного обра
за; употреблять в своей речи основные средства выразительности.

3.
Нормы русской орфографии
2
Правописание корня слова, приставок, суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи.
Знать написание орфограмм в приста-вках и суффиксах, правило определе-ния количества н в словах; уметь пра-вильно писать орфограммы в пристав-ках и суффиксах, писать н и нн в словах.

5.
Синтаксические и пунктуационные нормы
10
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение и знаки препинания в нём. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчи-нённом предложении.
Знать способы подчинительной связи, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, об-щие условия обособления. Уметь опо-знавать однородные члены, правильно ставить знаки препинания; различать вводные слова, обращения и члены предложения, распознавать и модели-ровать словосочетания всех видов, про
изводить синонимичную замену раз-ных видов словосочетаний, правильно ставить знаки препинания при одноро-дных членах, находить причастный и деепричастный обороты, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении, расстав-лять знаки препинания при обращени-ях и вводных словах.


2.4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы
1. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
2. Бондаренко Н.М., Граник Г.Г. «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
3. Варатьян Н.Г. Путешествие в слово. Спб.,2001.
4. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
5. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
6. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
7. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
8. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
9. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
10.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
11.Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

2.5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом;
основные средства выразительности;
орфографические правила;
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова;
систему частей речи в русском языке;
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста;
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

















3. Приложения
3.1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Основные виды деятельности

1.

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.
1
Знакомство со структурой по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

2.

Этапы работы над сжатым изложе-нием. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
1
Построение сжатого изложения.


3.

Сжатое изложение. Редактирование изложения.
1
Написание сжатого изложения.

4.

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
1
Тестирование заданий второй части экзаменацион-ной работы).

5.

6.

Средства выразительности речи.
2
Нахождение лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических изобразительно-выразительных средств в тексте.

7.

Нормы русской орфографии. Орфо-граммы в приставках и суффиксах.
1
Нахождение приставок и суффиксов в словах, объяснение значений морфем.

8.

Н – нн в различный частях речи.
1
Запись слов с н и нн, объяснять правильное написание количества н.

9.

10.

Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды под-чинительной связи (согласование, управление, примыкание).
2
Составление словосочетаний по схемам. Синонимичная замена словосочетаний.

11.

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
1
Нахождение грамматических основ в предложениях.

12.

Вводные слова и обращения.
1
Конструирование предложений по схемам, объяснение знаков препинания.

13.

Однородные члены предложения.
1
Выборочное письмо с составлением схем. Конструирование предложений по схемам.

14.
15.

Обособленные обстоятельства, определение и приложения.
2
На основе опорных словосочетаний составить предложения с обособленными и необособленными членами предложения.

16.

17.

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
2
Конструирование предложений по схемам, объяснение знаков препинания, различение предложений по союзам.

18.

Итоговое тестирование.
1
Проведение тестирования второй части экзаменационной работы.







15