Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса «Учись писать грамотно»


Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса

«Учись писать грамотно (трудные случаи правописания и пунктуации)»

Пояснительная записка

Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на 34 часа для учащихся 9 класса.общеобразовательной школы.

Цели курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
систематизировать пройденный материал по русскому языку в 5-9 классах на основе выявления внутренних связей, существующих в языке между его единицами в слове, в предложении, в тексте;
реализовать интерес учащихся к творчеству,
показать школьникам роль и место русского языка в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии и пунктуации (5-8 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией и пунктуацией простого предложения присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к государственному экзамену по новой форме.
Курс ориентирован на подготовку к экзамену по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе.
Программа состоит из 5 разделов. Содержание каждого из них реализуется в комплексе через соответствующий дидактический материал с помощью различных упражнений – письменных и устных. При планировании уроков предполагается выделение времени для специальных практический занятий, предусмотрев для них систему вопросов для самостоятельной подготовки учащихся и для их высказываний на занятии, а также задания для самостоятельного анализа и выполнения.
В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания, осуществляется единая система работы по орфографии, пунктуации, культуре речи учащихся. На этом фоне происходит воспроизведение и закрепление знаний и умений, полученных учащимися, углубляются представления школьников о функциях единиц языка, об их специфическом использовании в речи в зависимости от стиля и типа речи.
Предполагаемая система работы помогает повысить грамотность учащихся, вооружает их умениями излагать свои мысли в устной и письменной форме.






Содержание программы

Перечень учебных тем

№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности учащихся

1
Орфография.
13
Составление таблиц. Практическая работа с текстами, тестами, индивидуальные задания.

2
Система языка.
4
Работа со словарями, таблицами. Практическая работа с художественными текстами.

3
Пунктуация.
9
Работа со схемами, пунктуационный анализ текста.

4
Культура речи и стилистика.
4
Работа со словарями. Лингвистический анализ текстов.

5
Текст.
4
Составление плана. Работа со словарями. Анализ текстов и выявление особенностей стилей речи.

Календарно-тематическое планирование



Тема урока
Кол-во часов

Содержание урока

Дата


Орфография
13



1
Правописание приставок. Приставки на з/с, при/пре, неизменяемые.
1
Группы приставок: неизменяемые, приставки на з-с, приставки пре-при; правила их употребления,


2
Правописание частиц. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
1
Правила написания частиц бы, ли, же, -то, -ка, слитнои и раздельное написание частицы не с разными частями речи.


3
Правописание гласных и согласных в корне слов. Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне.
1
Орфограммы- гласные корня (проверяемые, непроверяемые гласные). Работа с орфографическим словарем.


4
Ы, И после Ц в корне слова. Ы и И после приставок.
1
Правописание букв ы, и после ц в корне слов и после приставок.


5
О и Е после шипящих в корне.
1
Правописание букв о, е после шипящих в корне.


6
Чередование гласных О//А, Е//И.
1
Правописание чередующихся гласных о-а, е-и в корнях лаг-лож, раст, ращ- рос, кас-кос, плав-плов, гар-гор, мак-мок, бер-бир, стел-стил, тер-тир, мер-мир и других.


7
Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.
1
Правописание сомнительных, непроизносимых и удвоенных согласных в корне слов.


8
Употребление Ь после шипящих в конце слова.
1
Правописание Ь после шипящих на конце существительных, глаголов, наречий.


9
Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.
1
Правописание Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.


10
Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.
1
Правописание существительных, прилагательных, наречий, местоимений через дефис.


11
Н и НН в суффиксах причастий, прилагательных, наречий и существительных.
1
Правописание Н и НН в суффиксах причастий, прилагательных, наречий и существительных.


12
Правописание окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
1
Правописание окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.


13
Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ, НИ, их различие на письме.
1
Правописание производных предлогов. Различие омонимичных частей речи. Правописание частиц НЕ, НИ, их различие на письме.



Система языка.
4



14
Морфемика и словообразование.
1
Основные понятия морфемики и словообразования. Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксный, субстантивация.


15
Лексический состав языка.
1
Лексический состав языка. Основные лексические группы слов: синонимы, антонимы, омонимы, профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, устаревшие слова, заимствованные слова.


16
Морфология. Классификация и грамматические признаки
1
Повторить систему частей речи в русском языке.


17
Синтаксис словосочетания и предложения.
1
Синтаксис словосочетания и предложения. Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Виды предложений: двусоставные и односоставные.



Пунктуация.
9



18
Знаки препинания при союзе и в простом и сложном предложении.

1
Правила постановки знаков препинания при союзе и в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении.



19
Знаки препинания при однородных членах предложения.

1
Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.



20
Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

1
Правила постановки знаков препинания при обособленных определениях, обстоятельствах и дополнениях.


21
Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.

1
Правила разграничения вводных слов и членов предложения. Правила постановки знаков препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.



22
Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах.

1
Правила постановки знаков препинания при союзе как и других сравнительных союзах.



23
Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

1
Правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Группы сочинительных и подчинительных союзов.



24
Тире и двоеточие в простом и сложном предложении.
1
Правила постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложении.


25
Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.
1
Правила постановки знаков препинания при прямой речи, диалоге, цитировании, в предложениях с косвенной речью.


26
Обобщающее задание по пунктуации.
1
Постановка знаков препинания в деформированном тексте.



Культура речи и стилистика.
4



27
Орфоэпические нормы.

1
Орфоэпические нормы. Работа с орфоэпическим словарем.



28
Нормы лексической сочетаемости.

1
Нормы лексической сочетаемости. Понятие о паронимах.


29
Лексическое значение слова.

1
Определение лексического значения слов. Работа с толковым словарем.


30
Морфологические и синтаксические нормы.

1
Понятие о морфологических и синтаксических нормах.




Текст.
4



31
Русский литературный язык и его стили. Языковые показатели стилей.

1
Русский литературный язык и его стили: разговорный, научный, художественный, официально- деловой, публицистический, Языковые показатели стилей.


32
Средства смысловой связи в предложении.

1
Средства смысловой связи в предложении: лексический повтор, местоимение, сининим и другие.



33
Изобразительно-выразительные средства языка.

1
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, метонимия и другие.



34
Зачетная работа по курсу «Систематизация знаний по русскому языку».

1
Проверка уровня усвоения материала.









Литература:

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.
4. Львова С.И. Там, где кончается слово (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.
5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
6. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.
8. Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.
9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001
10. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.



15