Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения, как возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого студента


«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения, как возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого студента»
Мельников Виктор Демидович
мастер производственного обучения
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум»
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности обучающихся, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся - составная часть совершенствования методов обучения.
Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
В своей практике я регулярно использую карточки-задания с рисунками, которые помогают развивать зрительную память при выполнении определённых операций. Выполнение подобного задания подготавливают учащихся к сознательному, активному усвоению и способствуют более глубокому осмыслению при выполнении практических заданий.
Использование карточек - заданий позволяет варьировать методические приемы в проведении вводного инструктажа для активизации деятельности учащихся. Такие карточки развивают у учащихся навыки чтения и способствуют усвоению предлагаемого материала (Рис. 1).
14855412166200


Рис.1 «Карточка-задание по дисциплине «Гидравлика»
Аналогичным образом я подготавливаю билеты к экзаменам, что в свою очередь позволяет избегать трудностей при подготовке учащегося к ответу на этот билет, он зрительно вспоминает усвоенный материал и ему легче вспомнить и дать полный ответ (Рис. 2).
16702429037400

Рис. 2 «Билет по дисциплине гидравлика»
Так же в своей практике я применяю проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков), они осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации. Итог такой деятельности: подготовка учащимся презентации к уроку или в процессе урока, подготовка сообщения по поставленной проблеме (Рис. 3).
28943776985003276721016000
Рис. 3 Презентация к уроку Балагурова А.
«Методы упрочнения внутренних стенок цилиндра»
Такая технология обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного обучения.
При выдаче учащимся заданий по выпускной квалификационной работе ставится задача по проектированию приспособлений, при помощи которых будут выполнятся технологические операции связанные с ремонтом систем и механизмов согласно темы выпускной квалификационной работы (Рис. 4).
2242047129800
Рис. 4 «Проект приспособления для балансировки вентиляторов двигателей»
В процессе подготовки выпускника технической профессии привлекаю обучающихся к выполнению проектов, домашних заданий с применением чертежной программы «Kompas-3D» - это простейшая система трехмерного моделирования для создавать трехмерные модели деталей и чертежей. В результате такой работы студенты учатся разрабатывать и читать чертежи (Рис. 5).

Рис.5 «Результат работы в программе «Kompas-3D»
Регулярно привлекаю учащихся к конкурсам всероссийского уровня, конкурсам профессионального мастерства внутри техникума, что несомненно формирует и развивает интерес учащихся к учебной дисциплине и своей будущей профессии.
3338940135166600К примеру один из последних подготовленных мной участников Сутыгин А. «Моя профессия – мое будущее» получил диплом участника IV Всероссийского конкурса, совместно с ним подготовили презентацию на эту тему. Студент был очень доволен результатом, даже не смотря на то, что не занял призового места (Рис. 6).

Рис. 6 «Диплом участника»
Я, как мастер производственного обучения техникума не остался в стороне от празднования 75-летия системы профтехобразования, и привлек ребят к участию во всероссийской викторине, посвященной этому событию, на сайте интернет – издание Профобразование. Викторина включала в себя вопросы, ответы на которые было очень непросто найти, а так же написание эссе. Конкурс я организовал среди учащихся всей группы и лучшие работы направил для участия в самом конкурсе на сайте, ребята знали об этом поэтому приложили все усилия и вот под моим чутким руководством ребята заняли первые места (Рис. 7).

Рис. 7 «Дипломы победителей»
Опыт применения современных средств и форм обучения позволяет не только самому иметь возможность качественно и быстро подготовится к урокам, выполнить поставленные руководством в срок задания, подавать пример собственными достижениями (Рис. 8), но и передавать свой опыт другим.
1014758665400247059112735900

Рис. 8 «Свидетельство за разработку заданий профессионального тура краевой олимпиады по профессии «Сварщик»
Библиографический список:
Методика профессионального обучения (Электронный ресурс): курс лекций/ А.С. Степанова-Быкова, Т.Г. Дулинец.
Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах/В.А. Скакун, 2-е изд., доп. И перераб. – М.: НОУ ИСОМ, 2007. - 175с
Справочник мастера производственного обучения: Учебное пособие для учебных заведений начального профессионального образования/Ю.А. Якуба, А.В. Елистратов, О.Ю. Куракса, С.В. Куракса; под ред. Ю.А. Якубы. – 2-е изд., испр. И доп.-М.:изд. Центр Академия, 2000. – 320 с.