Рабочая программа элективного курса Учись писать грамотно 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Дурмин района имени Лазо Хабаровского края
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Руководитель ШМО
_____________ С.Н.КургановаПротокол № ___
«___» ______________ 2015 года СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Т.М.Сергеева«___»________________ 2015 года УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ Н.А.Колесник«___» _____________ 2015 года
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Учись писать грамотно»
для 9 класса
2015 – 2016 учебный год
Программы элективного курса для учащихся 9 класса «Учись писать грамотно» (трудные случаи правописания) Т.В. ПотёминойУчитель русского языка и литературы Курганова Светлана Николаевна, педстаж 15 лет.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Учись писать грамотно» (трудные случаи правописания) по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы элективного курса для учащихся 9 класса «Учись писать грамотно» (трудные случаи правописания) Т.В. Потёминой, образовательной программы и учебного плана МБОУ СОШ п. Дурмин.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Общие цели обучения русскому языку
Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель курса: повышение уровня речевой и письменной грамотности, подготовка обучающихся к успешной сдаче ГИА по русскому языку.
Задачи курса:
обобщить полученные знания по орфографии и пунктуации простого и сложного предложения за курс 5-8 классов;
формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
расширить навыки самостоятельной работы;
учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс для учащихся 9 класса посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии и пунктуации (5-8 кл). В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии учебного года. Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к ГИА недостаточно подготовленными в области орфографии и пунктуации простого предложения. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-8 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к ГИА, особенно при подготовке к ЕГЭ.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ). Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более успешно сдать экзамен.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса «Учимся писать грамотно» (трудные случаи правописания) предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. контролирующий (диктанты, тесты)
Требования к уровню подготовки учащихся IX класса
В ходе работы элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Формы организации учебного процесса:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
личностно ориентированное обучение.
Формы обучения:
комбинированный урок,
урок-беседа,
повторительно-обобщающий урок,
урок- исследование,
урок контроля,
урок – практикум.
Формы контроля: диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный), тестирование, изложение, комплексный анализ теста, устное высказывание на лингвистическую тему.Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
аудирование;
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;участие в дискуссии;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Тематическое распределение часов
Количество часов в год, в неделю: 17 /1 (полугодие).
Кол-во часов Разделы языкознания, темы
Орфография (10ч.)
1 Правописание приставок. Правописание частиц.
2 Правописание гласных и согласных в корне слов.
2 Употребление Ь и Ъ.
1 Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.
2 Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов.
2 Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация в простом и сложном предложении (6ч.)
1 Употребление тире в простом и сложном предложении.
1 Знаки препинания при однородных членах.
2 Обособление второстепенных членов предложения.
2 Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения.
Кол-во часов Контрольные работы
1 Зачёт
17 часов: 16 + 1 зачёт
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
IX КЛАСС (17 ч)
Орфография (10ч.)
Правописание приставок. Правописание частиц (1ч.)
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з/-с. Приставки пре-/при-. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Правописание гласных и согласных в корне слов (2ч.)
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, И//Е в корне. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.
Употребление Ь и Ъ (2ч.)
Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ъ и Ь. Употребление Ь в числительных. –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.
Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий(1ч.)
Дефисное написание сложных имён существительных, прилагательных и наречий.
Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (2ч.)
Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий, в суффиксах имён прилагательных, наречий и имён существительных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных прилагательных, личных окончаний глаголов.
Правописание предлогов, союзов, частиц (2ч.)
Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.
Пунктуация в простом и сложном предложении (6ч.)
Употребление тире в простом и сложном предложении (1ч.)
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
Знаки препинания при однородных членах (1ч.)
Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные члены предложения.
Обособление второстепенных членов предложения (2ч.)
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК.
Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения (2ч)
Предложения с обращениями и вводными словами, конструкциями.
Зачёт (1ч.)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991г.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982г.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001г.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация – М., 2002г.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994г.
№урока №урока в теме Тема урока Кол-во часов Дата по плану
Дата по факту
Требования к уровню подготовки обучающихсяВиды контроля ИКТ Домашнее задание Примечание
Орфография 10ч.
1 1 Правописание приставок. Правописание частиц. 1 03.09. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
Текущий: предупредительный диктант 2 2 Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. 1 10.09. Текущий: диктант «Проверяю себя» «Репетитор 1С: Русский язык» 3 3 Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, И//Е в корне. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. 1 17.09. Текущий: объяснительный диктант 4 4 Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ъ и Ь. 1 24.09. Текущий: объяснительный диктант «Репетитор 1С: Русский язык» 5 5 Употребление Ь в числительных. –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах. 1 08.10. Текущий: объяснительный диктант 6 6 Дефисное написание сложных имён существительных, прилагательных и наречий. 1 15.10. Текущий: объяснительный диктант «Репетитор 1С: Русский язык» 7 7 Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий, в суффиксах имён прилагательных, наречий и имён существительных. 1 22.10. Текущий: предупредительный диктант «Репетитор 1С: Русский язык» 8 8 Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных прилагательных, личных окончаний глаголов. 1 29.10. Текущий: «Проверяю себя» 9 9 Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи 1 12.11. Текущий: объяснительный диктант 10 10 Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.
1 19.11. Текущий: тестирование «Репетитор 1С: Русский язык» Пунктуация в простом и сложном предложении 6ч.+1ч.
11 1 Употребление тире в простом и сложном предложении. 1 26.11. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. Текущий: объяснительный диктант «Репетитор 1С: Русский язык» 12 2 Знаки препинания при однородных членах. 1 03.12. Текущий: предупредительный диктант «Репетитор 1С: Русский язык» 13 3 Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. 1 10.12. Текущий: «Проверяю себя» «Репетитор 1С: Русский язык» 14 4 Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. 1 17.12. Текущий: объяснительный диктант «Репетитор 1С: Русский язык» 15 5 Предложения с обращениями. 1 24.12. Текущий: объяснительный диктант 16 6 Предложения с вводными словами, конструкциями. 1 Текущий: тестирование «Репетитор 1С: Русский язык» 17 7 Зачёт. 1 Текущий: